Правовые предпосылки установления 18-ти часовой рабочей недели педагогическим работникам детских школ искусств

524
Количество часов в рабочей неделе педагога детской школы искусств и точное наименование его должности – вопросы, выходящие за рамки записи в трудовой книжке. К примеру, некорректное наименование должности может лишить работника льготной пенсии. Разберемся, где следует искать корни проблемы и как избежать недоразумений с Пенсионным фондом...

Е.В. Абидуева,

ведущий консультант отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения министерства культуры и архивов Иркутской области 

Количество часов в рабочей неделе педагога детской школы искусств и точное наименование его должности – вопросы, выходящие за рамки записи в трудовой книжке. К примеру, некорректное наименование должности может лишить работника льготной пенсии. Разберемся, где следует искать корни проблемы и как избежать недоразумений с Пенсионным фондом. 

Продолжительность рабочего времени педагогических работников (преподавателей) детских школ искусств почти тридцать лет является одной из самых острых проблем в сфере регулирования труда преподавателей. Считается, что ее решение требует специальных взаимосвязанных действий органов по управлению образованием всех уровней и органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей детских школ искусств (далее – ДШИ), которыми, как правило, являются органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, отвечающие за выработку и реализацию культурной политики региона или муниципального образования. Вместе с тем, ключ к пониманию сути проблемы и путей ее решения кроется в анализе законодательных актов, которые были приняты на федеральном (ранее – союзном) уровне с целью урегулирования правоотношений, возникающих при реализации образовательных программ для обучающихся в ДШИ, в т. ч. связанных с особенностями статуса ДШИ. Рассмотрим эти особенности подробнее.

Логика изменений законодательства

Основным документом, на данный момент поставившим точку в определении нормы рабочего времени преподавателей ДШИ, является приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 № 2075 “О продолжительности нормы рабочего времени (нормы часов за ставку заработной платы) педагогических работников”. В ст. 2 приложения к этому приказу для педагогических работников ДШИ установлена нормируемая часть педагогической работы 18 часов в неделю. По большому счету, приказ № 2075 воспроизвел нормы, ранее содержавшиеся в постановлении Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников”. В свою очередь, указанное постановление Правительства РФ устанавливало нормы рабочего времени, ранее содержавшиеся в подзаконных актах, изданных на основании ст. 45 Кодекса законов о труде (КЗОТ). 

В настоящее время основным документом, поставившем точку в определении нормы рабочего времени преподавателей ДШИ, является приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075.

Анализируя содержание норм, регулирующих нормирование труда педагогических работников за последние десятилетия, можно прийти к выводу о многолетнем постоянстве подхода уполномоченных государственных органов к определению сложности, важности, ответственности труда преподавателя, которые, очевидно, должны быть положены в основу нормирования рабочего времени, как позволяющие обеспечить разумный баланс между качеством преподавания, сохранением трудоспособности педагогов, достойным уровнем оплаты их труда.

С точки зрения сравнительного правоведения и общей логики законодательства об образовании очень любопытным представляется тот факт, что в этот же период законодательство об образовании претерпело очень значительные изменения.

В 1992 г. был принят Закон РФ “Об образовании”, на основании и во исполнение которого было разработано Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233. В оба этих основополагающих документа в течение двадцати лет неоднократно вносились изменения, в т. ч. направленные на совершенствование правового статуса ДШИ.

В течение 20 лет изменения касательно ДШИ вносились в Закон РФ “Об образовании” и Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Особым достижением среди преподавательской общественности считается принятие в июне 2011 г. Федерального закона № 145-ФЗ, вносившего изменения в Федеральный закон “Об образовании” (далее – Закон № 145-ФЗ), которым была сделана очередная попытка внести ясность в правовое положение ДШИ, определить особенности осуществления ими образовательной деятельности.

Таким образом, сложилась ситуация, когда “общие” нормы, т. е. нормы, содержащиеся в Законе РФ “Об образовании” и принятых в его исполнение подзаконных актах, совершенствовались и адаптировались под потребности современного общества, а нормирование труда преподавателей ДШИ осталось на уровне потребностей, диктуемых образовательным процессом образца 1980-х гг.

Необходимо отметить, что особенности определения режима рабочего времени и его нормирования являются частью правового статуса любого работника любой отрасли экономической деятельности. В этой связи целесообразным представляется обратить внимание на те квалификационные характеристики педагогических работников ДШИ, которые существуют в настоящее время, и проследить, какие изменения в них были внесены за последние десятилетия.

Особенности определения режима рабочего времени и его нормирования являются частью правового статуса любого работника любой отрасли экономической деятельности.

Изменение правового статуса работников ДШИ

Итак, должностные обязанности, требования к образованию и стажу работы педагогических работников (должностей работников образования), установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”».Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 762 был признан утратившим силу ранее действовавший приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 года № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”».
До 1 декабря 2008 г. тарифно-квалификационные требования по должностям работников образования определялись постановлением Минтруда РФ от 17.08.1995 № 46 “О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации”.
В 1990 г. действовал приказ Минкультуры РСФСР от 31.08.1990 № 283 “Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководителей и преподавателей школ искусств системы Министерства культуры РСФСР” (частично признан утратившим силу приказом Минкультуры РСФСР от 04.09.1995 № 617).

Таким образом, изменения в правовом положении педагогических работников за прошедший период выразились:

1) в установлении унифицированных требований к квалификации педагогических работников независимо от отраслей преподаваемых знаний;

2) в совершенствовании перечня должностей, относящихся к должностям работников образования, с учетом сложности, важности и ответственности работников при осуществлении ими трудовых обязанностей, а также особенностей их исполнения (в т. ч. были исключены должности, относящиеся к общеотраслевым профессиям, например, делопроизводитель, секретарь-машинистка; расширен перечень должностей работников, непосредственно принимающих участие в образовательном процессе).

Совершенствование правового статуса педагогических работников ДШИ в части предъявляемых к ним квалификационных требований шло параллельно с совершенствованием законодательства об образовании, но при этом осуществлялось разными ведомствами и не носило системного характера.

Хочется обратить внимание на следующий этап совершенствования квалификационных характеристик. В приказе Минкультуры РСФСР № 283 установлены квалификационные характеристики по следующим должностям: директор учебного заведения, заместитель директора по учебно-воспитательной работе учебного заведения, преподаватель учебного заведения (ДШИ), заведующий хозяйством, делопроизводитель, секретарь-машинистка, существование иных должностей характеристиками не предусмотрено. При этом должности преподавателей образовательных учреждений иных ведомств, типов и видов регулировались отдельными правовыми актами.

Квалификационные характеристики должностей работников образования по тем должностям, которые существуют сейчас, систематизированным по всей отрасли образования (без разбивки по ведомствам, типам и видам учреждений), были установлены постановлением Минтруда в 1996 г.

Квалификационные характеристики должностей работников образования по реально существующим в настоящий момент должностям были систематизированы только в 1996 г.

Таким образом, законодатель признал тот факт, что преподавание может осуществляться работниками образования одновременно в совершенно разных по типу и виду образовательных учреждениях, которые, в свою очередь, могут переходить от одного типа или вида к другому, и это не будет свидетельствовать об изменении квалификации конкретных преподавателей, и отказался от установления квалификационных характеристик должности “преподаватель” в зависимости от вида учреждения.

Возникло общее, универсальное наименование должности “преподаватель”.

Причина “спора об имени”

В настоящее время довольно сложно объяснить руководителям и работникам культуры целесообразность и практическую значимость точного определения наименований должностей работников образования и требований к ним. Зачастую приходится сталкиваться с настороженным отношением к нововведениям в этой сфере, обусловленным опытом прошлых лет работы и авторитетом ранее действовавших правовых актов.

Между тем, с учетом принятия Закона № 145-ФЗ, попыткой решить проблему нормирования труда преподавателей ДШИ на федеральном уровне, выходом из замкнутого круга по борьбе за улучшение условий труда преподавателей ДШИ может послужить следующее простое и логичное решение, принятое в рамках действующих в настоящий момент правовых норм.

С учетом квалификационных характеристик, установленных приказом Минздравсоцразвития РФ, должность “преподаватель” включает в себя обязанность по “обучению обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов”. Это говорит о том, что преподаватель при работе с обучающимися должен иметь в виду необходимость обеспечения преемственности преподаваемых знаний как “по горизонтали” (если обучающийся меняет место жительства, то перевод в аналогичное учебное заведение должен повлечь за собой минимальные морально-психологические издержки, связанные с адаптацией обучающегося к образовательному процессу на новом месте учебы), так и “по вертикали” (к примеру, если выпускник колледжа поступает в консерваторию, то знания, полученные им на этапе среднего профессионального образования, должны обеспечить ему достойную сдачу вступительных экзаменов).

При работе с учащимися преподаватель должен иметь в виду необходимость обеспечения преемственности преподаваемых знаний “по горизонтали” и “по вертикали”.

В данный момент ДШИ не встроены в “вертикаль” художественного образования (в сфере культуры и искусства).

Закон № 145-ФЗ предусматривает, что к дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области искусств применяются не федеральные государственные стандарты (в соответствии с которым преподаватель “строит” образовательный процесс), а федеральные государственные требования. Даже, если предположить, что предпрофессиональные программы – это какая-то часть дополнительных программ, реализуемых ДШИ (в настоящее время вопрос о соотношении дополнительных образовательных и предпрофессиональных образовательных программ в ДШИ законодательно не решен), то к дополнительным программам федеральные государственные образовательные стандарты также не устанавливаются.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют, что при сохранении существующих квалификационных характеристик в ДШИ не должно существовать должности “преподаватель”, т. к. трудовые договоры с работниками, осуществляющими обучение в ДШИ, не могут содержать обязанность осуществлять преподавание в ДШИ “в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов”. Напротив, осуществление дополнительного образования обучающихся должно осуществляться в ДШИ в соответствии со “своей образовательной программой”, которая в соответствии с п. 19 Типового положения об учреждении дополнительного образования детей разрабатывается и утверждается ДШИ самостоятельно.

В соответствии с квалификационными характеристиками работников образования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России № 761н, реализация образовательных программ ДШИ, к которым не установлены федеральные государственные образовательные стандарты, должна осуществляться педагогами дополнительного образования. Это автоматически влечет установление нормы рабочего времени, предусмотренной приказом Минобразования РФ № 2075, педагогам дополнительного образования 18 часов в неделю.

Как уже было сказано, в приказе Минобрнауки РФ использование термина “преподаватель ДШИ” (еще и с разбивкой по классам) было заимствовано из раннее действующих документов: квалификационных характеристик 1990 г. и норм рабочего времени, установленных на основании этих характеристик в том же году. Очевидно, что этот термин нужно исключить из указанных норм и приказа.

Манипулирование квалификационными характеристиками, к которым могут прибегнуть федеральные чиновники, желающие оставить все как было путем, например, исключения из квалификационных характеристик преподавателя ссылки на государственные стандарты (или, наоборот, добавления в характеристики преподавателей обязанности по соответствию обучения федеральным государственным требованиям), было бы очень нежелательным. Как уже было отмечено, в Законе “Об образовании” была сделана попытка особо выделить дополнительные образовательные программы ДШИ (в первую очередь, предпрофессиональные) среди других образовательных программ, реализуемых вузами и средними профессиональными образовательными учреждениями в сфере культуры и искусства, к качеству реализации которых (а следовательно, и к труду преподавателей) предъявляются более жесткие стандарты и нормативные требования.

Опыт Иркутской области показывает, что основной причиной для опасений, связанных с применением квалификационных характеристик с учетом новшеств Закона № 145-ФЗ и связанным с этим переходом на новое должностное наименование “педагог дополнительного образования”, со стороны преподавателей является страх потерять льготный пенсионный стаж, установленный Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. В соответствии со ст. 27 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин – лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Педагоги же опасаются, что в связи со сменой наименования их должностей правовые последствия, связанные с оформлением и назначением пенсии по новому наименованию занимаемой должности, будут отличаться от порядка, установленного для работников, выходящих на пенсию с должности “преподаватель”.

Согласно опыту Иркутской области, переход на должностное наименование “педагог дополнительного образования” пугает возможностью потери льготного пенсионного стажа.

Ранее педагогические работники ДШИ, в трудовых книжках которых значилась должность “педагог”, нередко сталкивались с проблемами при оформлении пенсии в отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области. Вместе с тем, обращаем внимание педагогических работников, что должностные лица Пенсионного фонда РФ (по всем субъектам РФ) при принятии решения, имеет ли лицо, написавшее заявление и подавшее соответствующие документы, право на оформление пенсии, проверяют должности работника, указанные в трудовой книжке, на предмет формального соответствия их квалификационным характеристикам, действовавшим в годы работы работника в образовательном учреждении для детей.

К сожалению, часто низкая квалификация работников кадровых служб ДШИ приводит к тому, что должность, указываемая в трудовой книжке, если не “придумывается”, то “додумывается”.

Так, если в трудовой книжке появится наименование должности “педагог” (при отсутствии ее в квалификационных характеристиках), то у пенсионного фонда не будет оснований для назначения льготной пенсии – дело в том, что в настоящее время квалификационными характеристиками предусмотрена должность “педагог дополнительного образования”.

Проблемы при оформлении пенсии могут возникнуть, если должность работника ДШИ указана неверно: “придумана” или “додумана”. Правильное наименование должности – “педагог дополнительного образования”.

В подобных случаях работники вынуждены вносить исправления в трудовые книжки, а если это невозможно, то обращаться в суд для исследования фактических обстоятельств осуществления трудовой деятельности в ДШИ. Решение суда является единственным документом, дающим право на назначение льготной пенсии при несоответствии должности работника, обратившегося за назначением пенсии, квалификационным характеристикам работников образования соответствующих лет работы.

Вывод

В заключении хочется отметить, что проведенный системный анализ законодательства, регулирующего нормирование рабочего времени преподавателей и педагогов дополнительного образования, может быть положен в основу обеспечения перехода на 18-ти часовую рабочую неделю исключительно преподавателей ДШИ, являющихся, повторим, в соответствии с квалификационными характеристиками, педагогами дополнительного образования.

В условиях действующего законодательства остается нерешенным вопрос, связанный с нормированием рабочего времени концертмейстера. С учетом профессиональной и моральной нагрузки работников, занимающих должности концертмейстера именно в ДШИ, не совсем справедливым, на наш взгляд, является установление нормы рабочего времени равного 24 часам в неделю. Однако квалификационные характеристики, устанавливающие обязанности и требования по данной должности, не привязывают уровень квалификации концертмейстера к требованиям или стандартам реализуемых учреждением образовательных программ. Вместе с тем, практика, согласно которой должность концертмейстера занимают преподаватели на условиях внутреннего совместительства, является традиционной.

Квалификационные характеристики, устанавливающие обязанности и требования по должности концертмейстера, не привязывают уровень квалификации к требованиям или стандартам образовательных программ, реализуемых учреждением.

В соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ, работникам учреждений за совмещение должностей устанавливается соответствующая компенсационная выплата “за совмещение профессий (должностей)”, размер которой определяется соглашением сторон (трудовым договором или дополнительным соглашением к нему). Поэтому у руководителя ДШИ, особенно в учреждениях, перешедших на систему оплаты труда, отличную от единой тарифной сетки, всегда есть возможность установить определенный размер указанной надбавки, не соблюдая строго пропорциональную зависимость от количества часов, указанных в тарификации, т. к. оплата труда за совмещение должности оформляется иначе, а ее размер устанавливается договором сторон.

Подводя итого, отметим, что уполномоченный федеральный орган государственной власти должен обеспечить не только соответствие наименований должностей, по которым осуществляется нормирование рабочего времени, существующим в настоящее время квалификационным характеристикам работников образования, но и учитывать особенности исполнения трудовой функции работниками ДШИ, когда психологические и профессиональные усилия преподавателей (педагогов дополнительного образования) и концертмейстеров, связанные с психофизиологическими особенностями контингента обучающихся, должны компенсироваться адекватной тарификационной нагрузкой и уровнем оплаты труда.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×