Правовые предпосылки установления 18-ти часовой рабочей недели педагогическим работникам детских школ искусств

500
Количество часов в рабочей неделе педагога детской школы искусств и точное наименование его должности – вопросы, выходящие за рамки записи в трудовой книжке. К примеру, некорректное наименование должности может лишить работника льготной пенсии. Разберемся, где следует искать корни проблемы и как избежать недоразумений с Пенсионным фондом...

Е.В. Абидуева,

ведущий консультант отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения министерства культуры и архивов Иркутской области 

Количество часов в рабочей неделе педагога детской школы искусств и точное наименование его должности – вопросы, выходящие за рамки записи в трудовой книжке. К примеру, некорректное наименование должности может лишить работника льготной пенсии. Разберемся, где следует искать корни проблемы и как избежать недоразумений с Пенсионным фондом. 

Продолжительность рабочего времени педагогических работников (преподавателей) детских школ искусств почти тридцать лет является одной из самых острых проблем в сфере регулирования труда преподавателей. Считается, что ее решение требует специальных взаимосвязанных действий органов по управлению образованием всех уровней и органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей детских школ искусств (далее – ДШИ), которыми, как правило, являются органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, отвечающие за выработку и реализацию культурной политики региона или муниципального образования. Вместе с тем, ключ к пониманию сути проблемы и путей ее решения кроется в анализе законодательных актов, которые были приняты на федеральном (ранее – союзном) уровне с целью урегулирования правоотношений, возникающих при реализации образовательных программ для обучающихся в ДШИ, в т. ч. связанных с особенностями статуса ДШИ. Рассмотрим эти особенности подробнее.

Логика изменений законодательства

Основным документом, на данный момент поставившим точку в определении нормы рабочего времени преподавателей ДШИ, является приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 № 2075 “О продолжительности нормы рабочего времени (нормы часов за ставку заработной платы) педагогических работников”. В ст. 2 приложения к этому приказу для педагогических работников ДШИ установлена нормируемая часть педагогической работы 18 часов в неделю. По большому счету, приказ № 2075 воспроизвел нормы, ранее содержавшиеся в постановлении Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников”. В свою очередь, указанное постановление Правительства РФ устанавливало нормы рабочего времени, ранее содержавшиеся в подзаконных актах, изданных на основании ст. 45 Кодекса законов о труде (КЗОТ). 

В настоящее время основным документом, поставившем точку в определении нормы рабочего времени преподавателей ДШИ, является приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075.

Анализируя содержание норм, регулирующих нормирование труда педагогических работников за последние десятилетия, можно прийти к выводу о многолетнем постоянстве подхода уполномоченных государственных органов к определению сложности, важности, ответственности труда преподавателя, которые, очевидно, должны быть положены в основу нормирования рабочего времени, как позволяющие обеспечить разумный баланс между качеством преподавания, сохранением трудоспособности педагогов, достойным уровнем оплаты их труда.

С точки зрения сравнительного правоведения и общей логики законодательства об образовании очень любопытным представляется тот факт, что в этот же период законодательство об образовании претерпело очень значительные изменения.

В 1992 г. был принят Закон РФ “Об образовании”, на основании и во исполнение которого было разработано Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233. В оба этих основополагающих документа в течение двадцати лет неоднократно вносились изменения, в т. ч. направленные на совершенствование правового статуса ДШИ.

В течение 20 лет изменения касательно ДШИ вносились в Закон РФ “Об образовании” и Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Особым достижением среди преподавательской общественности считается принятие в июне 2011 г. Федерального закона № 145-ФЗ, вносившего изменения в Федеральный закон “Об образовании” (далее – Закон № 145-ФЗ), которым была сделана очередная попытка внести ясность в правовое положение ДШИ, определить особенности осуществления ими образовательной деятельности.

Таким образом, сложилась ситуация, когда “общие” нормы, т. е. нормы, содержащиеся в Законе РФ “Об образовании” и принятых в его исполнение подзаконных актах, совершенствовались и адаптировались под потребности современного общества, а нормирование труда преподавателей ДШИ осталось на уровне потребностей, диктуемых образовательным процессом образца 1980-х гг.

Необходимо отметить, что особенности определения режима рабочего времени и его нормирования являются частью правового статуса любого работника любой отрасли экономической деятельности. В этой связи целесообразным представляется обратить внимание на те квалификационные характеристики педагогических работников ДШИ, которые существуют в настоящее время, и проследить, какие изменения в них были внесены за последние десятилетия.

Особенности определения режима рабочего времени и его нормирования являются частью правового статуса любого работника любой отрасли экономической деятельности.

Изменение правового статуса работников ДШИ

Итак, должностные обязанности, требования к образованию и стажу работы педагогических работников (должностей работников образования), установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”».Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 762 был признан утратившим силу ранее действовавший приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 года № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”».
До 1 декабря 2008 г. тарифно-квалификационные требования по должностям работников образования определялись постановлением Минтруда РФ от 17.08.1995 № 46 “О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации”.
В 1990 г. действовал приказ Минкультуры РСФСР от 31.08.1990 № 283 “Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководителей и преподавателей школ искусств системы Министерства культуры РСФСР” (частично признан утратившим силу приказом Минкультуры РСФСР от 04.09.1995 № 617).

Таким образом, изменения в правовом положении педагогических работников за прошедший период выразились:

1) в установлении унифицированных требований к квалификации педагогических работников независимо от отраслей преподаваемых знаний;

2) в совершенствовании перечня должностей, относящихся к должностям работников образования, с учетом сложности, важности и ответственности работников при осуществлении ими трудовых обязанностей, а также особенностей их исполнения (в т. ч. были исключены должности, относящиеся к общеотраслевым профессиям, например, делопроизводитель, секретарь-машинистка; расширен перечень должностей работников, непосредственно принимающих участие в образовательном процессе).

Совершенствование правового статуса педагогических работников ДШИ в части предъявляемых к ним квалификационных требований шло параллельно с совершенствованием законодательства об образовании, но при этом осуществлялось разными ведомствами и не носило системного характера.

Хочется обратить внимание на следующий этап совершенствования квалификационных характеристик. В приказе Минкультуры РСФСР № 283 установлены квалификационные характеристики по следующим должностям: директор учебного заведения, заместитель директора по учебно-воспитательной работе учебного заведения, преподаватель учебного заведения (ДШИ), заведующий хозяйством, делопроизводитель, секретарь-машинистка, существование иных должностей характеристиками не предусмотрено. При этом должности преподавателей образовательных учреждений иных ведомств, типов и видов регулировались отдельными правовыми актами.

Квалификационные характеристики должностей работников образования по тем должностям, которые существуют сейчас, систематизированным по всей отрасли образования (без разбивки по ведомствам, типам и видам учреждений), были установлены постановлением Минтруда в 1996 г.

Квалификационные характеристики должностей работников образования по реально существующим в настоящий момент должностям были систематизированы только в 1996 г.

Таким образом, законодатель признал тот факт, что преподавание может осуществляться работниками образования одновременно в совершенно разных по типу и виду образовательных учреждениях, которые, в свою очередь, могут переходить от одного типа или вида к другому, и это не будет свидетельствовать об изменении квалификации конкретных преподавателей, и отказался от установления квалификационных характеристик должности “преподаватель” в зависимости от вида учреждения.

Возникло общее, универсальное наименование должности “преподаватель”.

Причина “спора об имени”

В настоящее время довольно сложно объяснить руководителям и работникам культуры целесообразность и практическую значимость точного определения наименований должностей работников образования и требований к ним. Зачастую приходится сталкиваться с настороженным отношением к нововведениям в этой сфере, обусловленным опытом прошлых лет работы и авторитетом ранее действовавших правовых актов.

Между тем, с учетом принятия Закона № 145-ФЗ, попыткой решить проблему нормирования труда преподавателей ДШИ на федеральном уровне, выходом из замкнутого круга по борьбе за улучшение условий труда преподавателей ДШИ может послужить следующее простое и логичное решение, принятое в рамках действующих в настоящий момент правовых норм.

С учетом квалификационных характеристик, установленных приказом Минздравсоцразвития РФ, должность “преподаватель” включает в себя обязанность по “обучению обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов”. Это говорит о том, что преподаватель при работе с обучающимися должен иметь в виду необходимость обеспечения преемственности преподаваемых знаний как “по горизонтали” (если обучающийся меняет место жительства, то перевод в аналогичное учебное заведение должен повлечь за собой минимальные морально-психологические издержки, связанные с адаптацией обучающегося к образовательному процессу на новом месте учебы), так и “по вертикали” (к примеру, если выпускник колледжа поступает в консерваторию, то знания, полученные им на этапе среднего профессионального образования, должны обеспечить ему достойную сдачу вступительных экзаменов).

При работе с учащимися преподаватель должен иметь в виду необходимость обеспечения преемственности преподаваемых знаний “по горизонтали” и “по вертикали”.

В данный момент ДШИ не встроены в “вертикаль” художественного образования (в сфере культуры и искусства).

Закон № 145-ФЗ предусматривает, что к дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области искусств применяются не федеральные государственные стандарты (в соответствии с которым преподаватель “строит” образовательный процесс), а федеральные государственные требования. Даже, если предположить, что предпрофессиональные программы – это какая-то часть дополнительных программ, реализуемых ДШИ (в настоящее время вопрос о соотношении дополнительных образовательных и предпрофессиональных образовательных программ в ДШИ законодательно не решен), то к дополнительным программам федеральные государственные образовательные стандарты также не устанавливаются.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют, что при сохранении существующих квалификационных характеристик в ДШИ не должно существовать должности “преподаватель”, т. к. трудовые договоры с работниками, осуществляющими обучение в ДШИ, не могут содержать обязанность осуществлять преподавание в ДШИ “в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов”. Напротив, осуществление дополнительного образования обучающихся должно осуществляться в ДШИ в соответствии со “своей образовательной программой”, которая в соответствии с п. 19 Типового положения об учреждении дополнительного образования детей разрабатывается и утверждается ДШИ самостоятельно.

В соответствии с квалификационными характеристиками работников образования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России № 761н, реализация образовательных программ ДШИ, к которым не установлены федеральные государственные образовательные стандарты, должна осуществляться педагогами дополнительного образования. Это автоматически влечет установление нормы рабочего времени, предусмотренной приказом Минобразования РФ № 2075, педагогам дополнительного образования 18 часов в неделю.

Как уже было сказано, в приказе Минобрнауки РФ использование термина “преподаватель ДШИ” (еще и с разбивкой по классам) было заимствовано из раннее действующих документов: квалификационных характеристик 1990 г. и норм рабочего времени, установленных на основании этих характеристик в том же году. Очевидно, что этот термин нужно исключить из указанных норм и приказа.

Манипулирование квалификационными характеристиками, к которым могут прибегнуть федеральные чиновники, желающие оставить все как было путем, например, исключения из квалификационных характеристик преподавателя ссылки на государственные стандарты (или, наоборот, добавления в характеристики преподавателей обязанности по соответствию обучения федеральным государственным требованиям), было бы очень нежелательным. Как уже было отмечено, в Законе “Об образовании” была сделана попытка особо выделить дополнительные образовательные программы ДШИ (в первую очередь, предпрофессиональные) среди других образовательных программ, реализуемых вузами и средними профессиональными образовательными учреждениями в сфере культуры и искусства, к качеству реализации которых (а следовательно, и к труду преподавателей) предъявляются более жесткие стандарты и нормативные требования.

Опыт Иркутской области показывает, что основной причиной для опасений, связанных с применением квалификационных характеристик с учетом новшеств Закона № 145-ФЗ и связанным с этим переходом на новое должностное наименование “педагог дополнительного образования”, со стороны преподавателей является страх потерять льготный пенсионный стаж, установленный Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. В соответствии со ст. 27 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин – лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Педагоги же опасаются, что в связи со сменой наименования их должностей правовые последствия, связанные с оформлением и назначением пенсии по новому наименованию занимаемой должности, будут отличаться от порядка, установленного для работников, выходящих на пенсию с должности “преподаватель”.

Согласно опыту Иркутской области, переход на должностное наименование “педагог дополнительного образования” пугает возможностью потери льготного пенсионного стажа.

Ранее педагогические работники ДШИ, в трудовых книжках которых значилась должность “педагог”, нередко сталкивались с проблемами при оформлении пенсии в отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области. Вместе с тем, обращаем внимание педагогических работников, что должностные лица Пенсионного фонда РФ (по всем субъектам РФ) при принятии решения, имеет ли лицо, написавшее заявление и подавшее соответствующие документы, право на оформление пенсии, проверяют должности работника, указанные в трудовой книжке, на предмет формального соответствия их квалификационным характеристикам, действовавшим в годы работы работника в образовательном учреждении для детей.

К сожалению, часто низкая квалификация работников кадровых служб ДШИ приводит к тому, что должность, указываемая в трудовой книжке, если не “придумывается”, то “додумывается”.

Так, если в трудовой книжке появится наименование должности “педагог” (при отсутствии ее в квалификационных характеристиках), то у пенсионного фонда не будет оснований для назначения льготной пенсии – дело в том, что в настоящее время квалификационными характеристиками предусмотрена должность “педагог дополнительного образования”.

Проблемы при оформлении пенсии могут возникнуть, если должность работника ДШИ указана неверно: “придумана” или “додумана”. Правильное наименование должности – “педагог дополнительного образования”.

В подобных случаях работники вынуждены вносить исправления в трудовые книжки, а если это невозможно, то обращаться в суд для исследования фактических обстоятельств осуществления трудовой деятельности в ДШИ. Решение суда является единственным документом, дающим право на назначение льготной пенсии при несоответствии должности работника, обратившегося за назначением пенсии, квалификационным характеристикам работников образования соответствующих лет работы.

Вывод

В заключении хочется отметить, что проведенный системный анализ законодательства, регулирующего нормирование рабочего времени преподавателей и педагогов дополнительного образования, может быть положен в основу обеспечения перехода на 18-ти часовую рабочую неделю исключительно преподавателей ДШИ, являющихся, повторим, в соответствии с квалификационными характеристиками, педагогами дополнительного образования.

В условиях действующего законодательства остается нерешенным вопрос, связанный с нормированием рабочего времени концертмейстера. С учетом профессиональной и моральной нагрузки работников, занимающих должности концертмейстера именно в ДШИ, не совсем справедливым, на наш взгляд, является установление нормы рабочего времени равного 24 часам в неделю. Однако квалификационные характеристики, устанавливающие обязанности и требования по данной должности, не привязывают уровень квалификации концертмейстера к требованиям или стандартам реализуемых учреждением образовательных программ. Вместе с тем, практика, согласно которой должность концертмейстера занимают преподаватели на условиях внутреннего совместительства, является традиционной.

Квалификационные характеристики, устанавливающие обязанности и требования по должности концертмейстера, не привязывают уровень квалификации к требованиям или стандартам образовательных программ, реализуемых учреждением.

В соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ, работникам учреждений за совмещение должностей устанавливается соответствующая компенсационная выплата “за совмещение профессий (должностей)”, размер которой определяется соглашением сторон (трудовым договором или дополнительным соглашением к нему). Поэтому у руководителя ДШИ, особенно в учреждениях, перешедших на систему оплаты труда, отличную от единой тарифной сетки, всегда есть возможность установить определенный размер указанной надбавки, не соблюдая строго пропорциональную зависимость от количества часов, указанных в тарификации, т. к. оплата труда за совмещение должности оформляется иначе, а ее размер устанавливается договором сторон.

Подводя итого, отметим, что уполномоченный федеральный орган государственной власти должен обеспечить не только соответствие наименований должностей, по которым осуществляется нормирование рабочего времени, существующим в настоящее время квалификационным характеристикам работников образования, но и учитывать особенности исполнения трудовой функции работниками ДШИ, когда психологические и профессиональные усилия преподавателей (педагогов дополнительного образования) и концертмейстеров, связанные с психофизиологическими особенностями контингента обучающихся, должны компенсироваться адекватной тарификационной нагрузкой и уровнем оплаты труда.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль