Ученье – свет. Из истории Чердынской женской гимназии

103
Муниципальное бюджетное учреждение культуры “Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина” представляет свой проект воссоздания гимназического класса и порядков женской гимназии конца XIX – начала XX веков. Интерактивная театрализованная экскурсия в прошлое демонстрирует, как строился учебный процесс около ста лет назад. Проект особенно интересен в свете проходящей в стране реформы сфер образования и культуры...

Басклеин Л.А.,

заведующая отделом природы МУ “Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина”

Мырзина Е.Г.,

заведующая отделом маркетинга и рекламы МУ “Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина”

Муниципальное бюджетное учреждение культуры “Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина” представляет свой проект воссоздания гимназического класса и порядков женской гимназии конца XIX – начала XX веков. Интерактивная театрализованная экскурсия в прошлое демонстрирует, как строился учебный процесс около ста лет назад. Проект особенно интересен в свете проходящей в стране реформы сфер образования и культуры. 

В мае 2011 г. по инициативе и при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края проводился открытый конкурс на создание проектов по поддержке творческих инициатив в развитии музейной и выставочной деятельности. Конкурс был организован краевым государственным автономным учреждением “Центр по реализации проектов в сфере культуры и молодежной политики” в рамках реализации государственного задания по услуге “Поддержка творческих инициатив в развитии музейной и выставочной деятельности”. Цель конкурса была обозначена следующим образом: “Поддержка творческих инициатив в развитии музейной деятельности и совершенствование музейной сети Пермского края, способной, на основе имеющегося в музеях историко-культурного наследия и культурных ресурсов, стать наиболее активной частью общих процессов, происходящих в Пермском крае и способствующих его культурному развитию, социальному благополучию, политической стабильности и экономическому процветанию”. Одним из победителей конкурса стал проект “Ученье – свет… (Из истории Чердынской женской гимназии)” муниципального учреждения “Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина”.

Почему это важно?

Формулируя актуальность проекта, его команда учитывала реальные условия работы учреждений и состояние дел в сфере культуры. В последнее десятилетие в обществе усиливается тенденция к осмыслению своего исторического прошлого, поиска во всем многообразии исторического опыта ответов на злободневные вопросы. В свете проходящей сегодня в стране образовательной реформы становится актуальным взаимодействие образования и культуры, для развития которого в городе Чердынь есть все предпосылки.

Чердынь является одним из древнейших городов Прикамья. Статус исторического города был присвоен ей в 1970 г. Впервые она была упомянута в 1451 г., в Вычегодско-Вымской летописи. Как отмечают исследователи, Чердынь на рубеже XIX-XX вв. являлась городом с наиболее высоким уровнем грамотности в Пермской губернии. В связи с этим исследование системы гимназического образования России второй половины XIX – начала XX вв., его гуманитарная направленность представляют собой теоретический и практический интерес.

Необходимо отметить, что гимназия как среднеучебное заведение ведет свое начало с XVI в. Таким образом, к концу ХIХ в. Россия могла использовать концентрированный опыт трехсотлетней истории образования. Гуманитарная направленность содержания гимназического образования не только обеспечивала высокое качество знаний, но и развивала творчество, нравственность, духовность и культуру личности. Женская гимназия была основана в Чердыни в конце XIX в. в том же здании, в котором сегодня находится выставочный зал Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина.

ВЫНОС В ТЕКСТЕ

Воссоздание гимназического класса помогло бы сформировать такое пространство, которое, подчеркивая оригинальность и значимость этого памятника архитектуры, привлекало бы широкую аудиторию посетителей (ведь школьная тематика близка всем). В Пермском крае подобного опыта не было.

Модель гимназического образования дореволюционной России, представленная через подлинные предметы материальной и духовной культуры с помощью современных средств отображения информации, позволила бы реализовать общественную миссию музея, найти и проверить на практике оптимальные способы работы с учащимися, педагогами, системой образования в целом.

Были сформулированы цели проекта: 1) использование историко-культурного наследия для обсуждения современных общественных процессов (реформы образования) через изучение и демонстрацию модели гимназического образования дореволюционной России;

2) приобщение посетителей к истории народного образования в Пермском крае через погружение в атмосферу Чердынской женской гимназии посредством создания экспозиции в виде гимназического класса с применением современного оборудования;

3) содействие развитию историко-культурного познавательного и научного туризма на территории Пермского края и повышения роли Чердынского музея как фактора формирования культурной среды.

Реализация поставленных перед проектом целей должна была происходить через выполнение ряда задач. Так, для успешного выполнения всех запланированных шагов, команде проекта предстояло:

1) исследовать систему гимназического образования России второй половины XIX – начала XX вв. для воссоздания его модели в стенах бывшей женской гимназии и привлечения внимания общественности к проблемам современного образования;

2) построить экспозицию “Ученье – свет… (Из истории Чердынской женской гимназии)” на основе фондовых материалов по истории образования дореволюционной России с использованием современного интерактивного обучающего оборудования;

3) обеспечить рекламное сопровождение проекта с целью привлечения туристов. В свою очередь, для выполнения этой задачи предстояло выполнить следующее:

■ инициировать публикацию статей в районной газете;

■ произвести рассылку информационных писем потенциальным посетителям – в школы, лицеи, вузы Пермского края и туристические фирмы;

■ разместить информацию о новой экспозиции на Интернет-ресурсах района (сайт музея, города, районной администрации, в социальных сетях).

Эффективность и привлекательность музейной экспозиции – одна из актуальных проблем, требующая новаторских решений.

Психология нынешнего восприятия, заданная стратегией развлечения и потребления, желаем мы этого или нет, значительно отличается от традиционной. Следовательно, в современной экспозиции необходимо использовать мультимедийные объекты и интерактивные элементы, способствующие развитию инициативы и творчества посетителей.

Только необычный, способный чем-то удивить сегодняшнего зрителя музей, вызовет желание посетить его снова и снова.

Только музей, способный удивить зрителя, вызовет желание посетить его снова.

Реализация проекта

Проект был реализован за пять месяцев – с 14 июня по 16 ноября 2011 г. – силами научных и технических сотрудников Чердынского краеведческого музея, а также привлеченных специалистов и партнеров. Полный состав команды проекта, с распределением полномочий между всеми участниками, приведен в приложении к статье.

Необходимые ресурсы

Административные. В районную администрацию, отдел социального развития и управление образования Чердынского муниципального района были направлены письма с просьбой обеспечить информационную поддержку проекту. Для директоров школ Чердынского района была проведена презентация интерактивной экспозиции.

Финансовые. На реализацию проекта были затрачены средства гранта Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края (70%) и средства МУ “Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина” (30%).

Временные. Работы по проекту велись с 14.06.2011 по 16.11.2011.

Кадровые. В проекте были задействованы научные и технические сотрудники музея, преподаватели детской школы искусств, преподаватель труда общеобразовательной школы п. Рябинино, сотрудник НП “Пермское информационно-ресурсное содружество – Культура” (Далее – “ПИРС – Культура”), сотрудники швейного ателье “Афина” и волонтеры.

Базовые: коллекции МУ “Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина”, материалы Государственного архива Пермского края, экспозиционная площадь выставочного зала музея.

Информационные. Сайты культуры Пермского края, социальные сети, публикации районной газеты “Северная звезда”, афиши в Чердыни и Соликамске.

Партнерские отношения

При привлечении партнеров для реализации проекта в первую очередь оценивались их опыт и возможности, необходимые для выполнения функций, которые будут находиться в зоне их ответственности. Художник Е.В. Горкунова – один из лучших преподавателей изобразительного искусства Чердынской детской школы искусств – уже принимала участие в оформлении экспозиций музея, и тема образования ей близка.

К осуществлению идеи по мультимедийному наполнению экспозиции был привлечен сотрудник “ПИРС – Культура” А.М. Бобров, имеющий большой опыт в создании программ разного уровня для музеев Пермского края.

Для реконструкции гимназических парт и ученической доски был привлечен известный в Чердынском районе мастер по дереву, преподаватель технологии в Рябининской СОШ, руководитель кружка детского творчества М.А. Воскобойникова. Сотрудники швейного ателье “Афина”, г. Чердынь сшили костюмы учителей и форму для гимназисток.

Преподаватели детской школы искусств В.В. Ламанова, С.В. Спис, автор и исполнитель песен на стихи Чердынской поэтессы С.Ю. Володиной – М.В. Карловская неоднократно принимали участие в музейных мероприятиях и смогли оказать свои услуги для проведения публичной презентации проекта.

Партнерские отношения оформлялись в виде договоров, писем поддержки и устных соглашений о сотрудничестве. Все спорные вопросы решались путем переговоров.

Ход реализации проекта

На первоначальной стадии реализации проекта был проведен анализ взаимодействия культуры и образования на современном этапе и сформулирована социальная проблема, в решении которой может принять участие музей. Прошли переговоры с потенциальными партнерами проекта, налажено взаимовыгодное сотрудничество, которое выстраивалось на протяжении всего периода работы над проектом.

Научные сотрудники музея изучали архивные документы по истории гимназического образования, научную и методическую литературу. Параллельно анализировались музейные коллекции, составлялись списки имеющихся экспонатов. В средствах массовой информации была объявлена акция по сбору документов, фотографий и предметов, связанных с историей образования. На основе исследований была подготовлена научная концепция и разработан тематический план экспозиции.

Продумывалось пространственное решение экспозиции: расположение экспозиционных материалов и оборудования в пространстве выставочного помещения. После чего подготовлен художественный эскиз экспозиции.

Для создания атмосферы гимназического класса второй половины XIX – начала XX вв. музей приобрел следующее экспозиционное оборудование:

■ светильники потолочные и настенные под старину;

■ портьеры-маркизы на окна;

■ доска ученическая магнитно-маркерная на шарнирах;

■ витрины пристенные для документов и фотографий;

■ витрины-шкафы;

■ парты;

■ кафедра и стул для учителя;

■ баннеры:

 - старинное здание Чердынской женской гимназии;

- портрет Государя Императора Николая II;

- вид из окна на одну из улиц г. Чердыни второй половины XIX – начала XX вв.;

■ манекены учителя, учительницы и двух гимназисток, а также гимназическая форма для них и парики.

 Строительство экспозиции началось с подготовки зала для экспонирования: произведена покраска и монтаж осветительного оборудования. Колористическое решение подобрано в соответствии со смысловым значением названия экспозиции “Ученье – свет…” − светлые стены, гармонирующие с портьерами и мебелью. Потребовалось привести некоторые предметы в экспозиционный вид, например, старинную раму для портрета царя, карту начала ХХ в., оклад иконы конца XIX в. Гимназические парты, ученическая доска, форма для гимназисток и преподавателей были реконструированы по архивным фотографиям.

Ученические шкафы превратились в удобные витрины для объемных наглядных пособий и книг. Часть материалов была представлена в горизонтальных стеклянных витринах с подсветкой. Письменные источники по возможности подкреплялись фотографиями и вещественными памятниками. Плоскостные наглядные пособия больших размеров: карты, картины, таблицы развешивались на вертикальные стенные плоскости. Гимназическая форма представлена на манекенах.

В пространстве одного гимназического класса авторы попытались отобразить модель гимназического образования дореволюционной России. Для этого потребовалось выделить несколько тематико-экспозиционных разделов, несущих определенную смысловую нагрузку и способных показать образовательно-воспитательный процесс с разных сторон.

Рассказ сотрудника музея начинается в коридоре: издали перед нами возникает старинное здание Чердынской женской гимназии, которое встречало и юных гимназисток больше века назад. Баннер, на котором изображена гимназия, в данном случае является не просто фоном, а заставкой, символом, камертоном всей экспозиции. Появление женской гимназии в таком небольшом уездном городке, как Чердынь, находящемся далеко от губернского центра, стало очень значимым событием. Взгляд посетителя обязательно остановится на планшете под аркой с информацией об истории этого учебного заведения.

 Надпись “Женская гимназия” сразу привлекает внимание посетителя, но, проходя по длинному коридору, как по улице, экскурсанты имеют возможность ознакомиться и с другими учебными заведениями Чердыни и Чердынского уезда того времени, запомнить важные вехи в истории российского образования. Эта тема представлена отдельным комплексом “История развития образования в г. Чердыни и Чердынском уезде в конце XVIII – начале XX вв.”. На первом плане – портрет великой императрицы Екатерины II, которая положила начало женскому образованию в России (на основании ее указа от 5 августа 1786 г. во многих губернских и уездных городах начинают открываться народные училища). Далее представлены портреты известных людей Чердыни: С.В. Углицких и Н.С. Селиванова, внесших значимый вклад в развитие народного просвещения в Чердынском уезде. Посетитель видит фотографии школ, начавших свою работу в самых отдаленных уголках уезда, чтобы рассеять “густой мрак деревенской жизни”, “преодолеть суеверие веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение”.

Специально для гостей открывается высокая старинная дверь и… светлый просторный класс с множеством необычных вещей, отражающих моменты ученической жизни того времени, готов принять всех желающих. Величественный портрет Государя Императора Николая II в золоченой раме и икона в красном углу – это символы эпохи, необходимые элементы интерьера, напоминающие о главной задаче школы: “дать ребенку правильное религиозно-нравственное воспитание в духе христианского вероучения и преданности престолу и отечеству”. Воспоминания очевидцев и фотографии, старинный вид из окна городской улицы конца XIX– начала XX вв. позволяют живо представить жизнь юных гимназисток той эпохи.

Основные школьные атрибуты, циркуляры, фотографии, похвальные листы, грамоты, аттестаты и наглядные пособия – свидетельства жизни учебного заведения, как образовательного процесса – органично вписываются в интерьер гимназического класса и представляют одну из частей экспозиции – “Содержание женского образования, учебные предметы и внеурочная работа”. Хочется присесть за парту: она совсем не похожа на современный стол. А это перо и чернильница точно из прошлой жизни. Школьный дневник и учительский журнал вековой давности не утратили своего значения и в настоящее время, но значительно изменились. Они навсегда запечатлели имена и успехи учениц начала XX в. За стеклянными дверцами высоких резных шкафов расположены учебные пособия той эпохи, старинные книги и учебники, представленные отдельными предметными комплексами: гуманитарные предметы, естественнонаучные предметы, точные науки, предметы эстетического цикла.

Важное место в экспозиции отводится разделу “Духовно-нравственное воспитание гимназисток”. В нем современному обывателю показывается, какую роль на рубеже XIX–XX вв. отводило государство этой проблеме. Один взгляд на гимназическую форму того времени, на прически и костюмы преподавателей дает зрителю первоначальное представление о строгости нравов и жестком регламенте. Дальнейшее обращение к документальным источникам является подтверждением того, что духовно-нравственное воспитание являлось делом государственной важности и одной из приоритетных задач гимназического образования.

Новая экспозиция потребовала новых подходов и форм работы, при которых посетители могли бы принимать самое активное и непосредственное участие в образовательных программах, изучая прошлое, конструировать и прогнозировать будущее, делать интересные находки. Такую возможность дает применение современного интерактивного оборудования.

Здесь авторы прибегли к приему сравнения: рядом с техникой столетней давности (“волшебный фонарь”), которую активно использовали на занятиях в дореволюционной школе, незаметно размещена техника современная. Внешне обыкновенная старинная учебная доска одним поворотом превращается в интерактивный экран для презентаций. А открыв внушительный фолиант в потертой обложке, заинтересованный посетитель будет приятно удивлен его электронным содержимым. Урок, проведенный в старинном гимназическом классе с использованием современного мультимедийного оборудования, надолго запомнится юным посетителям.

В ходе рекламной кампании были подготовлено следующее информационное сопровождение проекта:

■ опубликованы статьи в газете “Северная звезда” “Если бы стены умели говорить…” и “Старая гимназия рада гостям!”;

■ размещены сообщения и фотографии в сети Интернет;

■ подготовлены афиши, пресс-релиз мероприятий, разосланы приглашения во все чердынские организации и учебные заведения города и края.

Для проведения интерактивных мероприятий были разработаны сценарий театрализованного представления “Один день из жизни женской гимназии” с участием воспитанников детской школы искусств, учеников старших классов МАОУ “Чердынская общеобразовательная школа им. А.И. Спирина”, одна тематическая экскурсия по гимназическому классу “Образование в Чердынском уезде в конце XIX – начале XX вв.”, образовательные тематические занятия для школьников разного возраст и одна лекция с элементами театрализации “В мире гимназических грез”.

Презентация интерактивной экспозиции “Ученье-свет… (Из истории Чердынской женской гимназии)” состоялась 9 ноября 2011 г. На вечер была приглашена М. В. Карловская – автор новой песни на стихи Светланы Володиной. Прекрасная музыка и выразительные стихи помогли настроиться на встречу с историческим прошлым. Танцевальный коллектив “Каприз” под руководством С.В. Спис исполнил два популярных в прошлом танца – польку и вальс. Вдруг зазвенел звонок, и гости были приглашены на занятие в класс Чердынской женской гимназии. Когда все места за партами были заняты, начался театрализованный урок. В класс вошла наставница и ознакомила гимназисток с правилами для учащихся, утвержденными в 1911 г. Некоторые из этих правил (например, “Как в стенах учебнаго заведения, так и вне онаго, учащияся должны быть обязательно в установленной форме и вести себя благопристойно соблюдая правила вежливости и приличие”), актуальны и в наши дни. На уроке истории гимназистки при помощи “волшебного фонаря” и “туманных картинок” представили в стихах обзор народного образования в Чердынском уезде, рассказали о жизни в гимназии. С большим интересом присутствующие познакомились с электронной книгой “Народное образование в Чердынском уезде в конце XVIII – начале XX вв.”, страницы которой можно было перелистывать при помощи интерактивной указки. Дети и взрослые активно отвечали на вопросы викторины и решали “задачки остроумного характера” из учебника столетней давности, листали электронную книгу, знакомились с документами по учебным заведениям Чердынского уезда, рассматривали старинные наглядные пособия. Судя по отзывам гостей, оставленным на ученической доске, новая интерактивная экспозиция вызвала восторг и желание снова прийти в музей.

В течение последующих дней гимназический класс гостеприимно принимал всех желающих. Проводились интерактивные экскурсии для посетителей разных возрастов. Для школьников младшего возраста было представлено интерактивное тематическое занятие с элементами театрализации “Природные богатства родного края”. Вводная часть была посвящена истории гимназии и тем предметам, которые в ней изучались. Дети с любопытством разглядывали и перебирали образцы полезных ископаемых. Применение интерактивного метода помогло воздействовать на разные органы чувств и получить наиболее высокий эффект от урока.

Учащиеся средней школы узнали о воспитании и образовании детей в царской семье – “Дети и детство в царской семье”. Глубокая религиозность, духовность и нравственность отличала царских воспитанников и служит примером для нынешнего подрастающего поколения.

Старшеклассники и учащиеся техникума посетили занятия, посвященные народному образованию в Чердынском уезде в конце XVIII – начале ХХ вв. Надеемся, что рассказ о выпускниках чердынских учебных заведений дореволюционной России, ставших известными людьми, поможет современным молодым людям правильно выбрать и свой жизненный путь.

Содержательной получилась лекция для студентов “В мире гимназических грез”, элементы театрализации и использование интерактивной техники очень ее оживили. Преподавателем русского языка и литературы Н.Ф. Ассановой были представлены зарисовки из жизни воспитанниц Смольного Института. Их воспитание и обучение стало основой женского гимназического образования того времени и дало импульс к осмыслению образа современного ученика, развивает стремление к разностороннему развитию личности. Студенты на протяжении всего мероприятия внимательно слушали и активно участвовали в викторине.

Многие педагоги заинтересовались гимназическим интерактивным классом и изъявили желание провести занятия по своей учебной программе в новой обстановке. Были проведены уроки по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Результаты проекта

В здании бывшей женской гимназии удалось создать новую экспозицию в виде гимназического класса, построенную с применением интерактивной техники. Было приобретено современное интерактивное оборудование, которое в музейных экспозициях Пермского края еще не применялось. В Чердынском музее была впервые предоставлена для посетителей возможность получения информации с помощью электронной книги “Народное образование в Чердынском уезде конце XVIII – начале ХХ вв.”.

Были разработаны и проведены следующие культурно-массовые мероприятия:

■ театрализованное представление “Один день из жизни женской гимназии” с участием воспитанников ДШИ и учеников старших классов МАОУ “Чердынская общеобразовательная школа им. А.И. Спирина”;

■ три образовательных занятия для разных возрастов (младшего, среднего, старшего школьного возраста);

■ лекция с элементами театрализации для студентов “В мире гимназических грез”;

■ тематическая экскурсия по гимназическому классу “Образование в Чердынском уезде в конце XIX – начале XX вв.”.

Проведена акция по сбору документов, фотографий и предметов, связанных с историей образования, в результате которой фонды музея пополнились новыми интересными поступлениями, образовательная выставка обогатилась мемориальными предметами.

В течение месяца более тысячи человек посетили новую интерактивную экспозицию и поучаствовали в мероприятиях.

Особый восторг не только у детей, но и у взрослых вызывает интерактивная указка, при помощи которой можно листать страницы электронной книги на доске-экране, управлять презентацией и рисовать. Занятия для школьников и студентов оживляются элементами театрализации, ребята и сами с удовольствием принимают участие в инсценировках.

В пространстве экспозиции успешно проводятся мероприятия на самые разные темы, так как здесь четко прослеживается связь между нашим историческим прошлым, настоящим и будущим.

Посетители разных возрастов и категорий, работники образования, музейные сотрудники и сами члены экспертной комиссии конкурса оставили положительные отзывы о воссозданном гимназическом классе, выразили желание посетить музей еще раз.

Хотелось бы отметить слаженность работы коллектива в создании новой экспозиции. Каждый участник проекта внес свой вклад в его осуществление, благодаря чему в музее появилось новое многофункциональное пространство. В результате работы над проектом повысился индивидуальный профессиональный уровень научных сотрудников музея, приобретены новые знания, получен опыт интересной творческой деятельности.

 Гимназический класс – это не просто экспозиция. Это – коммуникационная площадка, комфортная для любого посетителя. Экскурсанты, воодушевленные необычной интерактивной экспозицией, возвращаются в музей уже со своими семьями и друзьями, подключают школьные родительские комитеты, для того чтобы как можно больше учеников побывало в гимназическом классе и узнало об истории образования в родном крае.

 Созданная экспозиция расширила возможности сотрудничества музея с различными учреждениями: учебными заведениями и библиотеками г. Чердыни и Чердынского района, туристическими фирмами Пермского края, общественностью города и края. Устанавливается диалог между всеми заинтересованными сторонами. Большую заинтересованность проектом выразили преподаватели Соликамского государственного педагогического института, появились новые перспективы взаимодействия и необычные проектные идеи.

Оснащенная современным мультимедийным оборудованием аудитория дает возможность проводить в музее конференции, научно-практические семинары и показательные уроки, способствуя тем самым развитию научного туризма. Новая интерактивная экспозиция стала первой ступенью к созданию положительного имиджа Чердыни не только как исторического города, но и как места становления просвещения в нашем крае, места возвращения общества к нравственным и духовным идеалам.

Приложение

Команда проекта 

Руководитель проекта: Мырзина Е.Г.

Авторы научной концепции экспозиции: Басклеин Л.А., Мырзина Е.Г.

Рецензия на научную концепцию экспозиции и тематико-экспозиционный план была написана доктором исторических наук, профессор, зав. кафедры Древней и Новой истории России Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) Чагиным Г.Н.

Администрирование деятельности сотрудников – директор МУ “Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина” Пьянкова С.А.

Научно-исследовательская деятельность: Басклеин Л.А., Мырзина Е.Г., Куртенок Е.П., Ветчакова М.И.

Концепция электронной книги “Народное образование в Чердынском уезде к. XVIII – н. ХХ вв.”, подбор фотографий – Мырзина Е.Г., Басклеин Л.А.

Подбор фондовой основы для экспозиции: Копытова И.Н., Шалимова Н.Н., Мелкомукова Е.А., Басклеин Л.А., Куртенок Е.П., Ветчакова М.И., Мырзина Е.Г., Шулепова Т.Б., Исакова С.В.

Ремонт зала для экспозиции: Смирнов А.В., Сафонов А.И.

Монтаж осветительного оборудования – электрик Ефремов П.Н.

Составление финансовых отчетов по проекту – главный бухгалтер Габдрашитова Т.А.

Дизайн и программирование электронной книги “Народное образование в Чердынском уезде к. XVIII – н. ХХ вв.” – сотрудник НП “ПИРС – Культура” Бобров А.М.

Художественный эскиз экспозиции, консультации по оформлению – преподаватель изобразительного искусства Чердынской детской школы искусств Горкунова Е.В.

Изготовление ученической доски, парт и витрин – преподаватель технологии в Рябининской СОШ Воскобойников М.А.

Реставрация экспонатов – Ветчакова М.И., Смирнов А.В.

Пошив костюмов для учителей и формы для гимназисток – сотрудники швейного ателье “Афина”, г. Чердынь.

Заказ и приобретение интерактивной техники, экспозиционного оборудования и материалов, необходимых для оформления экспозиции – Мырзина Е.Г.

Строительство экспозиции: Мырзина Е.Г., Басклеин Л.А., Смирнов А.В., Ветчакова М.И., Шулепова Т.Б., Шаповалова Л.А., Зенковская Н.А.

Методические разработки – Мырзина Е.Г., Басклеин Л.А., Ветчакова М.И.

Информационное сопровождение проекта – Мырзина Е.Г., Басклеин Л.А., сотрудники управления образования Чердынского муниципального района.

Участники публичной презентации проекта:

Научные сотрудники музея: Мырзина Е.Г., Басклеин Л.А., Зенковская Н.А., Шулепова Т.Б.

Автор и исполнитель песен на стихи Чердынской поэтессы Володиной С.Ю.: Карловская М.В.

Преподаватели детской школы искусств: Ламанова В.В., Спис С.В.

Танцевальный коллектив “Каприз”




Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×