“ПРОФИ”: программа ранней профессиональной ориентации в системе художественного образования Екатеринбурга

183
Ряд учреждений культуры города Екатеринбурга использует многоступенчатую образовательную модель, позволяющую выпускникам школ искусств повысить свой профессиональный уровень и обогатить творческий опыт, необходимый для успешного начала профессиональной деятельности. Предлагаем вам ознакомиться с этой схемой работы...

Рогозина Е.В.,

директор детской художественной школы № 1 имени П.П. Чистякова

Ряд учреждений культуры города Екатеринбурга использует многоступенчатую образовательную модель, позволяющую выпускникам школ искусств повысить свой профессиональный уровень и обогатить творческий опыт, необходимый для успешного начала профессиональной деятельности. Предлагаем вам ознакомиться с этой схемой работы. 

Программа ранней профессиональной ориентации (далее – программа “Профи”) в системе художественного образования появилась по инициативе управления культуры администрации города Екатеринбурга. Она была предназначена для выпускников школ искусств города 2007 г. Опираясь на примерные учебные планы для детских школ искусств (далее – ДШИ) 2003-2005 гг., группа инициативных директоров совместно с учредителем – управлением культуры города Екатеринбурга – создала уникальную многоступенчатую образовательную модель, позволяющую выпускникам школ искусств, получившим художественное образование в рамках первого этапа по подготовке специалистов в области культуры и искусства, не расставаясь со школой и преподавателями, повысить свой профессиональный уровень и обогатить собственный творческий опыт, необходимый для успешного начала профессиональной деятельности.

Инициатором появления программы ранней профессиональной ориентации в системе художественного образования было управление культуры администрации города Екатеринбурга.

Главной целью программы стало создание условий эффективного обучения и развития одаренных учащихся для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусства. В Екатеринбурге много талантливых детей и подростков. В городе успешно работают 37 образовательных учреждений культуры, в которых реализуются программы по музыкальному, хоровому, эстрадно-джазовому, изобразительному, фольклорному, хореографическому и театральному искусству и обучается более 12 тыс. детей, т. е. каждый десятый ребенок Екатеринбурга в возрасте от 7 до 16 лет. Это 14 музыкальных, 4 художественных, 3 хоровых, 14 школ искусств и театральная школа, а также общеобразовательное учреждение культуры «Гимназия “Арт-этюд”».

Каждый десятый ребенок Екатеринбурга в возрасте от 7 до 16 лет обучается в школе искусств.

Многие учащиеся завершают обучение в ДШИ еще до окончания общеобразовательной школы. В этом случае образуется одно- или двухлетний временной пробел в закреплении и развитии профильных навыков, необходимых для получения среднего и высшего специального образования в сфере культуры и искусства.

Многие выпускники ДШИ, получив законченное художественное образование первой ступени, уходят в другую профессию. При этом все они отмечают реальную пользу навыков и умений, полученных ими в школе искусств, в любой профессии, выбранной ими для дальнейшей жизни. В то же время, создатели программы “Профи” осознают жесткую конкуренцию с массовой культурой и индустрией развлечений в современном мегаполисе и хорошо понимают, насколько важно для успешной социализации воспитание особых качеств и получение особых компетенций уже в раннем возрасте. Для этого необходимо, чтобы становление характера подростков происходило в творческой среде, которая окружала их в школе искусств.

Для успешной социализации подростков необходимо как можно дольше поддерживать их в период становления характера в творческой среде.

Опыт работы по программе

Реализация программы “Профи” в пилотном режиме началась в 2007/2008 учебном году по двум направлениям: “Музыкальное искусство” на площадке детской музыкальной школы № 11 (директор К.С. Крашенинникова) и “Изобразительное искусство” на площадке детской художественной школы № 1 (директор Е.В. Рогозина). Первый опыт оказался весьма успешным и вдохновляющим. В следующем учебном году к программе подключились ДМШ № 2 имени М.И. Глинки (директор Т.В. Спивак), ДМШ № 3 (директор Е.В. Усанова) и ДШИ № 5 (директор Н.Н. Воробьева) по направлению “Хореографическое искусство”. Все эти школы – давно сложившиеся и известные в городе своей приверженностью российским традициям художественного образования в сфере культуры и искусства.

Основные задачи городской программы “Профи”:

■ реализация системы непрерывного художественного образования в условиях городского пространства;

■ развитие и воспитание личности, способной к творческой самореализации и саморазвитию;

■ оказание выпускнику профессиональной поддержки, психологической помощи в самоопределении и выборе будущей профессии в сфере культуры и искусства;

■ формирование допрофессиональной компетентности обучающихся.

Для наполнения программы качественно иным содержанием, учитывающим возрастные и психологические особенности подростков, находящихся на этапе самоосознания и самоопределения, были определены особые инструменты и пути реализации, такие как:

■ специально разработанные комплексные учебные программы;

■ малочисленные группы и индивидуальный образовательный маршрут;

■ система консультативного сопровождения;

■ тестирование с учетом требований приемных экзаменов в учреждения СПО и ВПО;

■ включение в образовательный процесс панорамы профильных учебных заведений Екатеринбурга следующей ступени.

Формы учебной работы с подростками, помимо привычных аудиторных часов, включают в себя:

■ совместные творческие мероприятия с родственными учреждениями культуры Екатеринбурга;

■ мастер-классы, семинары и творческие встречи с ведущими преподавателями и признанными мастерами в своей профессии;

■ реализацию внутришкольных проектов (в т. ч. мультимедийных);

■ участие в профессиональных конкурсах и выставках различных уровней;

■ участие в творческих и социокультурных проектах в пространстве города.

Помимо аудиторных часов, формы учебной работы с подростками включают в себя проведение совместных творческих мероприятий с учреждениями культуры и пр.

При разработке городской программы был использован богатый культурный потенциал Екатеринбурга и установлены крепкие творческие связи ДШИ с родственными учреждениями культуры.

Преподаватели и учащиеся получили возможность в течение учебного года бесплатно, по персональным пластиковым картам, посещать муниципальные учреждения культуры города Екатеринбурга для решения своих творческих задач и расширения эстетического потенциала.

В рамках программы “Профи” следующие учреждения культуры открыли свои двери для учащихся ДШИ:

■ Екатеринбургский музей изобразительных искусств;

■ Екатеринбургский музейный центр народного творчества “Гамаюн”;

■ Екатеринбургский театр кукол;

■ Екатеринбургский театр юного зрителя;

■ Объединенный музей писателей Урала;

■ Музей истории Екатеринбурга;

■ Екатеринбургский зоопарк;

■ Центральный парк культуры и отдыха имени В. В. Маяковского;

■ Муниципальный театр балета “Щелкунчик”.

Подобные условия сотрудничества ряда учреждений обеспечивают особый статус учащихся – участников Программы “Профи”, получающих предпрофессиональное художественное образование.

Ряд муниципальных учреждений культуры предоставил участникам программы “Профи” особые возможности по посещению и решению своих творческих задач.

Ставя общие цели и решая одни стратегические задачи, каждое из направлений имеет ряд специфических особенностей. Рассмотрим их подробнее.

Музыкальное искусство

Нацеленность на профильное образование проявляется в т. ч. в специфике учебного плана по дисциплинам “инструментальное исполнительство” и “сольное пение”. Теоретические занятия тесно связаны с практическими, что, несомненно, способствует активизации и эффективной организации учебного процесса. Учащиеся, желающие совершенствоваться именно в исполнительском мастерстве, получают не только хорошую теоретическую подготовку, но и возможность активно заниматься концертной и конкурсной деятельностью. Кроме того, юные музыканты осваивают специально созданные для них спецкурсы и семинары, такие как:

■ “Креативный подход к выбору профессии” (психологический тренинг профессионального самоопределения);

■ “Возможности применения современных информационных технологий”;

■ “Введение в волшебный мир гармонии”;

■ “Мировая музыкальная культура глазами современников”.

Поскольку обучение в музыкальной школе ведется преимущественно на индивидуальной основе, то к работе по программе ранней профессиональной ориентации были привлечены значительные педагогические силы. С учащимися “Профи” работают 39 высококвалифицированных преподавателей и концертмейстеров, среди которых пять заслуженных работников культуры: В.А. Танклевская, Е.С. Лазарева, Г.М. Рабинович, [К.С. Крашенинникова] и Т.А. Смирнова, двое (Л.А. Скорынина и Е.А. Семенович) награждены знаком “За достижения в культуре”, 24 преподавателя имеют высшую квалификационную категорию.

Энтузиазм и педагогическое мастерство преподавателей, упорство и трудолюбие учащихся принесли прекрасные плоды. В течение учебного года ребята приняли участие более чем в 100 концертах на ведущих площадках города, в т. ч. в работе общегородского музыкального абонемента “Волшебная сила искусства” и созданного под патронажем управления культуры администрации города Екатеринбурга детско-юношеского эстрадно-симфонического оркестра под управлением Евгения Чемоданова.

Учащиеся программы “Профи” стали лауреатами и дипломантами различных конкурсов, среди которых:

■ Международный конкурс юных вокалистов на приз города Екатеринбурга;

■ VI открытый конкурс пианистов имени С.С. Прокофьева;

■ Региональный конкурс юных исполнителей произведений композиторов Большого Урала;

■ Городской конкурс ансамблей и оркестров “Мы вместе”;

■ Всероссийский фестиваль-конкурс “Каменный цветок” и др.

Участники программы “Профи” по направлению “Музыкальное искусство” ежегодно завоевывают более 30 дипломов и грамот различных конкурсов как городского, так и международного уровня.

В результате профориентационной работы по направлению “Музыкальное искусство” за четыре года курс обучения “Профи” прошел 161 учащийся. Все они самостоятельно определились с образовательным учреждением следующего звена и выбрали творческие специальности в сфере культуры и искусства.

За четыре года курс обучения “Профи” по направлению “Музыкальное искусство” прошел 161 учащийся.

Изобразительное искусство

Помимо традиционных учебных задач по дисциплинам “Рисунок”, “Живопись”, “Архитектурная композиция”, составители программы “Профи” поставили перед собой следующие цели:

■ развитие образно-логического и композиционно-пластического мышления;

■ формирование осознанного художественного видения окружающего мира природы и использование его в собственном творчестве;

■ формирование основ проектного мышления, углубленные и практические занятия по цветоведению и колористике;

■ развитие художественного вкуса, раскрытие творческого потенциала, активная творческая самореализация для дальнейшего осознанного выбора профессии;

■ воспитание творческой личности с особым типом образованности, нацеленной на продолжение художественного образования.

Учащиеся занимаются в тесном контакте с преподавателем. Решать задачи повышенной сложности по курсу “Профи” позволяет малая численность учебной группы: всего 5-7 человек, что предполагает постоянное общение с мастером. А с детьми занимаются замечательные мастера:

■ В.Г. Анциферов − преподаватель высшей категории, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников России;

■ Т.Л. Васильева − психолог, арт-терапевт, преподаватель 1 категории;

■ В.С. Данилова − преподаватель высшей категории;

■ И.В. Кузнецова − преподаватель высшей категории, почетный работник среднего образования, член Союза архитекторов России.

Обучение осуществляется в малочисленных группах, что позволяет вести обучение в тесном контакте с мастером.

Не менее важные задачи адаптации творческой личности к профессиональной деятельности решаются на занятиях “Курса креативного общения”:

■ укрепление психологического здоровья подростков;

■ помощь в раскрытии уникального личного творческого потенциала;

■ повышение самооценки и практическое развитие коммуникативных способностей;

■ обучение творческому подходу к своей жизни.

Учащиеся “Профи” по направлению “Изобразительное искусство” регулярно участвуют не только во внутришкольных проектах, но и в культурных мероприятиях городского и регионального масштаба.

Групповые формы психологических занятий способствуют наработке практических навыков эмоциональной устойчивости подростка, снижению тревожности, развитию доверия и открытости, и, как результат, помогают ему внимательно относиться к себе и делать осознанный выбор в любой сфере жизни.

По итогам четырех лет выпуск по направлению “Изобразительное искусство” составил 24 человека.

Выпуск по направлению “Изобразительное искусство” за четыре года составил 24 человека.

Хореографическое искусство

Особенность программы заключается в многогранном воздействии хореографии как синтетического вида искусства на развитие творческой личности. Не умаляя значения основополагающих предметов (классический, народно-сценический, историко-бытовой танец), в учебный процесс активно внедряются инновационные методы обучения по предметам “Беседы о хореографическом искусстве”, “Сценическая практика” и предмет по выбору – “Современный танец” или “Мужской хореографический класс”. Так, на предмете “Беседы о хореографическом искусстве” делается акцент на единство хореографического, музыкального искусства и сценографии, использование современных компьютерных технологий, привлекается внимание к лучшим образцам и достижениям мировой культуры, а также к творчеству современных хореографов.

В учебный процесс активно внедряются инновационные методы.

Предмет “Сценическая практика” предполагает не только работу над артистизмом и выразительностью в классе, но и выступления на фестивалях и конкурсах, участие в творческих проектах и концертной деятельности в течение всего учебного года.

Среди таких проектов стоит отметить:

■ “Волшебные струны души” – совместный проект с библиотекой имени М. Горького;

■ “Страна чудес, страна диковин” – совместный арт-проект с Музеем истории Екатеринбурга;

■ мастер-классы с ведущими артистами города;

■ участие в концертах на лучших площадках города.

Учащиеся ДШИ № 5, которые в 2009/2010 учебном году составляли основу участников программы “Профи” в области хореографического искусства, в течение одного учебного года записали в свой послужной список следующие достижения:

■ получили золотые медали II Всемирных Дельфийских игр;

■ стали лауреатами I степени Международного фестиваля-конкурса “MIX-ART”; лауреатами I степени регионального этапа Международного конкурса “Студенческая весна”;

■ лауреатами I степени Областного конкурса “Фуэте”;

■ были награждены дипломами II степени Международного межвузовского фестиваля “Весна УПИ–2009”.

Добиться такого высокого уровня исполнительского мастерства обучающимся помогли высокопрофессиональные преподаватели: Е.А. Питерова, Н.В. Лысцова, О.Н. Поставничая, А.В. Анисимов.

Важнейшими творческими результатами программы “Профи-хореография” стало освоение более сложного репертуара, навыков сольного и ансамблевого исполнения, импровизации, а также создания самостоятельных хореографических этюдов и композиций, что, безусловно, станет прекрасной профессиональной базой для дальнейшей самореализации каждого воспитанника.

Итоги программы “Профи”

Деятельность школ искусств по реализации программы ранней профессиональной ориентации добилась широкого резонанса в городском сообществе. Свои достижения учащиеся “Профи” ежегодно демонстрируют на городском Форуме юных дарований в сфере культуры и искусства и Межрегиональной специализированной выставке “Образование от А до Я. Карьера”.

За четыре учебных года полный курс обучения по программе “Профи” в Екатеринбурге успешно освоили 252 выпускника. Всем им были торжественно вручены сертификаты управления культуры администрации города Екатеринбурга. Награждение проходит на Форуме юных дарований в сфере культуры и искусства, который традиционно проводится в конце учебного года и является большим городским праздником детского творчества. Сертификат не только подтверждает прохождение полного цикла программы “Профи”, но предоставляет дополнительные преимущества при поступлении в профессиональные учебные заведения среднего и высшего звена.

За четыре учебных года полный курс обучения по программе “Профи” в Екатеринбурге успешно освоили 252 выпускника.

По итогам окончания программы “Профи” учащимся выдается сертификат, который помогает выпускникам программы при поступлении в профессиональные учебные заведения среднего и высшего звена.

Согласно данным мониторинга, проведенного во всех ДШИ города, выпускники программы “Профи” выбирают для дальнейшего обучения следующие образовательные учреждения:

■ Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства;

■ Уральская государственная архитектурно-художественная академия;

■ Екатеринбургская академия современного искусства;

■ Уральский государственный университет имени А.М. Горького;

■ Свердловское художественное училище имени И.Д. Шадра;

■ Российский государственный профессионально-педагогический университет;

■ Российский государственный педагогический университет;

■ Свердловское областное музыкальное училище имени П.И. Чайковского;

■ Российский гуманитарный профессионально-педагогический университет;

■ Уральский международный институт туризма;

■ Уральский горный университет;

■ Уральский федеральный университет – УГТУ – УПИ.

Программа “Профи” постоянно совершенствуется, преподаватели создают новые методические разработки и курсы. Расширяется и география проекта. В 2009/2010 учебном году к дружной “Профи”-семье присоединились еще три площадки: ДМШ № 6 (директор М.Ф. Тлисова), ДМШ № 7 имени С.В. Рахманинова (директор Е.Е. Бартновская) и ЕДМШ № 12 имени С.С. Прокофьева (директор А.М. Михайлов).

Программа “Профи” регулярно подвергается доработке.

В 2010/2011 году к программе присоединились гимназия “Арт-этюд” (директор А.А. Семенова) и ДХорШ № 2 (директор Е.В. Усанова).

Еще две школы включились в программу в 2011/2012 учебном году – это ЕДШИ № 6 имени К.Е. Архипова (директор О.В. Столярова) и Екатеринбургская детская театральная школа (директор Н.В. Пачина).

Таким образом, по данным на 2011-2012 учебный год программа “Профи” объединяет 12 школ искусств Екатеринбурга:

■ направление “Музыкальное искусство”: ДМШ № 2 имени М. И. Глинки, ДМШ № 3, ДМШ № 6, ДМШ № 11 имени М.А. Балакирева, ЕДМШ № 12 имени С.С. Прокофьева, гимназия “Арт-этюд”, ДМШ № 7 имени С.В. Рахманинова;

■ направление “Изобразительное искусство”: ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова, гимназия “Арт-этюд”;

■ направление “Хореографическое искусство”: ДШИ № 5;

■ направление “Хоровое искусство”: ДХорШ № 2;

■ направление “Театральное искусство”: ЕДТШ;

■ направление “Фольклорное искусство”: ЕДШИ № 6 имени К.Е. Архипова.

На 2011-2012 учебный год программа “Профи” объединяет 12 школ искусств Екатеринбурга.

Учреждения дополнительного художественного образования в сфере культуры и искусства обладают особой миссией:

1) являются учреждениями массового художественно-эстетического образования, формирующими эстетические и нравственные характеристики личности юных горожан, развивают социально-культурную и творческую стороны личности ребенка;

2) выполняют функцию профилактики и коррекции асоциального поведения детей и подростков;

3) выполняют функцию начального художественного образования, образуя первое звено в системе образовательных учреждений профессионального художественного образования “школа – училище – вуз”.

Воспроизводство профессиональных кадров в сфере искусства и культуры – задача не одного года. Обновление кадров происходит в т. ч. благодаря глубокой профориентационной работе образовательных учреждений культуры. За последние пять лет более 700 выпускников в г. Екатеринбург продолжили обучение в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Они достойно пополняют творческую элиту города. Мы надеемся, что программа ранней профессиональной ориентации, осуществляемая в школах искусств Екатеринбурга, качественно пополнит профессиональное творческое сообщество современного мегаполиса и оставит свой след в культуре России.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль