Актуальные проблемы включения потенциала образовательных учреждений культуры в городскую социальную среду

535
Пример реализации долгосрочной целевой программы “Талантливые дети – талантливый город” на 2012−2014 годы путем проведения широкомасштабного проекта – Форума юных дарований Екатеринбурга в сфере культуры и искусства, представляющего собой систему из 20 общегородских мероприятий...

Воинкова Т.Е.,

главный специалист по художественному образованию управления культуры администрации города Екатеринбурга

Пример реализации долгосрочной целевой программы “Талантливые дети – талантливый город” на 2012−2014 годы путем проведения широкомасштабного проекта – Форума юных дарований Екатеринбурга в сфере культуры и искусства, представляющего собой систему из 20 общегородских мероприятий. 

В настоящее время перед муниципальными учреждениями художественного образования особенно остро стоит проблема поиска эффективных путей и способов интеграции в городскую социальную среду. Современный этап социально-экономического развития муниципальных образований требует активного включения детских школ искусств в социокультурную среду и создания условий для устойчивого развития. Основанием для одного из важнейших этапов модернизации социокультурной среды мегаполиса является включение в нее всего творческого и образовательного потенциала муниципальных образовательных учреждений культуры.

Модернизация социокультурной среды мегаполиса невозможна без включения в нее творческого и образовательного потенциала муниципальных образовательных учреждений культуры.

Одним из направлений долгосрочной целевой программы “Талантливые дети – талантливый город” на 2012-2014 гг. является включение потенциала образовательных учреждений культуры в городскую социальную среду путем создания в городе масштабной системы конкурсно-фестивальной и концертно-выставочной деятельности.

 Комплекс мероприятий, предусмотренных целевой программой, охватывает все виды искусств и направлен на выявление, поддержку и продвижение талантливых детей, стимулирование профессиональной деятельности преподавателей художественного образования, концертмейстеров, руководителей детских коллективов из 37 муниципальных образовательных учреждений культуры города.

 Основной формой реализации этих задач является проведение широкомасштабного проекта – Форума юных дарований Екатеринбурга в сфере культуры и искусства, представляющего собой систему из 20 общегородских мероприятий. В течение последних пяти лет форум проводится ежегодно.

Основная форма реализации задач целевой программы – проведение Форума юных дарований Екатеринбурга в сфере культуры и искусства. 

В структуру форума включены общегородские мероприятия (обеспечивающие развитие системы художественного образования), мероприятия категорий “Премиум” (всероссийские, региональные, открытые мероприятия), “А” (городские конкурсы и фестивали) и “Б” (конкурсные прослушивания, академические концерты и др.).

Разведение мероприятий по категориям позволяет обеспечить возможность участия в них максимальному количеству школ, преподавателей и учащихся, в зависимости от уровня подготовки и возможностей.

В 2011 г. наиболее яркими и знаковыми для Екатеринбурга стали такие конкурсы и фестивали, как Екатеринбургские международные хоровые ассамблеи “EURASIA CANTAT”, V Екатеринбургский всероссийский детско-юношеский конкурс эстрады и джаза “Ритм-Экспресс”, Открытый всероссийский фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества “Каменный цветок”, Уральский международный конкурс юных пианистов имени С. С. Прокофьева и Екатеринбургский открытый детско-юношеский конкурс хореографического творчества “Звездный дождь”.

Мероприятия форума подразделены на категории для того, чтобы обеспечить возможность участия в них максимального количества школ, преподавателей и учащихся.

Финансирование всех мероприятий обеспечивается управлением культуры. Особый акцент при этом сделан на финансирование обязательных составляющих мероприятий: привлечение компетентного жюри, информационное сопровождение и поощрение участников, проведение мероприятий в лучших концертных и выставочных залах Екатеринбурга для расширения социокультурного пространства и приобщения к искусству широких слоев населения.

По итогам конкурсно-фестивального движения в конце учебного года проводится гала-концерт. На нем определяются пять школ-победителей, которые награждаются сертификатами на право проведения мероприятия на самых престижных концертно-выставочных и театральных площадках города за счет средств управления культуры. Эти мероприятия интересны муниципальной публике разных социальных слоев и групп.

В конце учебного года по итогам конкурсно-фестивального движения проводится гала-концерт.

За творческие достижения и активное участие в конкурсах и фестивалях лучшие творческие коллективы года награждаются дипломами. Также дипломами за высокий организационно-содержательный уровень реализации отмечаются руководители трех лучших творческих проектов года и три лучших арт-директора конкурсов и фестивалей Форума юных дарований в сфере культуры и искусства из числа директоров детских школ искусств и руководителей городских секций Екатеринбургского методического совета, преподавателей и концертмейстеров системы художественного образования детей.

Участие детей и творческих коллективов в конкурсах и фестивалях всех уровней: международных, общероссийских и региональных – стимулируют и финансово поддерживают администрация города, администрации его районов и управление культуры.

 Создание сбалансированной городской системы конкурсов, фестивалей и выставок, охватывающей все виды искусств, введение 11 образовательных программ и нескольких уровней обучения (“Профи”, “Классик”) позволяет, во-первых, оптимизировать затраты управления культуры, администраций районов города и ДШИ на организацию и проведение подобных мероприятий, и, во-вторых, “точечно” вкладывать средства в талантливых детей и яркие концертные коллективы. В связи с этим более “прозрачными” становятся затраты на содержание детских школ искусств города, развитие муниципальной системы художественного образования.

Сферы ответственности и полномочия при организации и проведении Форума юных дарований распределяет учредитель для формирования и развития корпоративной культуры в учреждениях, подведомственных управлению культуры. Учреждения культуры каждого района обеспечивают организацию и проведение общегородских мероприятий, мероприятий абонемента “Волшебная сила искусств” и др.Для обеспечения эффективности и результативности корпоративных возможностей учреждений культуры Екатеринбурга пять лет подряд реализуется проект «Екатеринбургский абонемент “Волшебная сила искусства”». Фактически, сегодня это четыре абонемента в одном. Проект предполагает проведение целевых концертных и выставочных мероприятий лучших творческих коллективов и солистов муниципальных учреждений культуры, которые проходят на различных площадках: в концертных и выставочных залах детских школ искусств, на сценах культурно-досуговых учреждений, в муниципальном театре балета “Щелкунчик” и Екатеринбургском музее изобразительных искусств.Абонементы “Брависсимо!” и “Разноцветная палитра” в 2011 г. стали образцами лучших достижений 3442 воспитанников системы художественного образования, представленными жителям и гостям города Екатеринбурга.

В 2011 г. при реализации данного направления программы “Талантливые дети – талантливый город” в социокультурную деятельность (включая мероприятия детских школ искусств и районные мероприятия) было вовлечено 196 тысяч жителей Екатеринбурга.

Создание сбалансированной системы конкурсов и фестивалей позволило к началу 2011/2012 учебного года достичь следующих результатов:

■ в мероприятиях Форума юных дарований задействовано 76,4% от общего числа детей, обучающихся в школах искусств. Количество участников конкурсных мероприятий в 2010/2011 учебном году увеличилось по сравнению с 2009/2010 учебным годом на 59%, а количество победителей конкурсных мероприятий в 2011 г. по сравнению с 2010 г. – на 13% (646 дипломантов и лауреатов);

■ количество участников абонемента системы художественного образования “Волшебная сила искусства” возросло на 16,9% (2695 человек).

Для сохранения и правильного социального позиционирования художественного образования детей большое значение имеет системная и открытая поддержка талантливых детей и мастеров педагогического труда.

За период с 2007 по 2011 гг. 21 преподавателям детских школ искусств были вручены премии главы администрации Екатеринбурга “Во славу Екатеринбурга” (единовременно в размере 35 тысяч рублей каждая).

Ежегодной стипендией главы администрации города Екатеринбурга “Талантливые дети – талантливый город” за последние пять лет были отмечены 130 учащихся школ искусств (премия выплачивается в течение учебного года в общей сумме 9 тыс. руб. каждая).

С 2009 г. информация о мероприятиях форума презентуется в профильном информационно-иллюстрированном издании в сфере культуры и искусства – дайджесте «Конкурсы и фестивали художественного образования от “А” до “Я”». Имена лауреатов и обладателей гран-при городских конкурсов включаются в ежегодное издание – “Золотую книгу лауреатов”.

Одним из перспективных направлений развития социального партнерства учреждений культуры и искусства является реализация социально значимых проектов, позволяющих не только повысить качество образования и обеспечить условия для самореализации учащихся и преподавателей, но и привлечь внимание общественности к деятельности образовательных учреждений культуры и обеспечить востребованность их услуг в городской среде.

Традиционными для системы художественного образования стали такие формы работы, как участие в специализированных выставках «Образование от “А” до “Я”», “Материнство и детство”, Российском образовательном форуме (г. Москва). С 2007 г. ведет начало практика проведения городской научно-практической конференции и ярмарки учебно-методического обеспечения – в этих мероприятиях ежегодно принимают участие более 600 руководителей и преподавателей образовательных учреждений культуры. В 2010 г. научно-практическая конференция в области художественного образования детей “АртЕкатеринбург” приобрела общероссийский характер. В ней приняли участие руководители органов управления сферой культуры из 43 городов Российской Федерации, более 560 руководителей, преподавателей и методистов 93 детских школ искусств Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской, Оренбургской, Омской областей, Пермского края, республик Башкортостан, Удмуртия, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, городов Екатеринбург, Курган, Омск, Пермь, Тюмень, Уфа, Челябинск, Москва, Глазов, Магнитогорск, Нижний Тагил, Орск, Сургут, Шадринск, Ирбит, Каменск-Уральский, Невьянск, Озерск, Снежинск, Сарапул, Сатка, Серов, Троицк, и др., а также представители Академии переподготовки работников культуры, искусства и туризма Министерства культуры РФ (АПРИКТ) и Института художественного образования Российской академии образования.

Резолюция научно-практической конференции “Арт-Екатеринбург-2010” и решение совещания руководителей органов управления культурой муниципальных образований РФ способствовали широкому обсуждению проекта федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” в профессиональном сообществе, средствах массовой информации и на других площадках.

В июне 2011 г. президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал Федеральный закон от 17.06.2011 № 145-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании”». В этом законе были определены правовой статус и основы функционирования детских школ искусств в условиях действующего законодательства об образовании.

Работа с Интернетом и печатным каналом

Для продвижения системы художественного образования города в интернет-пространстве все 37 образовательных учреждений в сфере культуры города Екатеринбург создали собственные сайты. В 2010 г. сайт детской художественной школы № 1 им. П. П. Чистякова стал победителем Всероссийского конкурса Интернет-сайтов “Золотой сайт”.

На 2012−2014 гг. управление культуры запланировало ежегодную бюджетную поддержку двух интернет-проектов детских школ искусств, направленных на обеспечение художественно-эстетического развития и повышение общей культуры детского населения города.

Также формированию общественного мнения и положительного отношения к художественному образованию и эстетическому воспитанию среди горожан способствует издание печатной информационной продукции о деятельности образовательных учреждений культуры.

Издательская деятельность включает в себя ежегодный выпуск следующей продукции:

■ “Золотой книги лауреатов Форума юных дарований”;

■ “Золотой книги стипендиатов”;

■ буклета о лауреатах педагогической премии “Во славу Екатеринбурга”;

■ каталога детских работ художественных школ города;

■ дайджеста «Художественное образование города Екатеринбурга от “А” до “Я”»;

■ ежегодного справочного пособия “Настольная книга руководителей” (распространяется среди руководителей образовательных учреждений культуры города, руководителей городских методических секций и социальных партнеров муниципальной системы художественного образования).

Результатом совместной деятельности по организации конкурсно-фестивальной и выставочной работы муниципальных образовательных учреждений культуры становится формирование устойчивого потребления услуг учреждений культуры города и, как следствие, – культуры потребления.

Организуя мероприятия Форума юных дарований Екатеринбурга в сфере культуры и искусства, управление культуры не только информирует население о возможностях, ресурсах и услугах школ в масштабах города, но и знакомит с узким кругом творческих форм включения детских школ искусств в социальную среду мегаполиса, побуждает участвовать в мероприятиях учреждений образования и культуры.

 Основное внимание уделяется совершенствованию системы общегородских конкурсов, фестивалей и выставок, реализации Екатеринбургского абонемента детских школ искусств “Волшебная сила искусства”, поддержке и продвижению Екатеринбургского детско-юношеского эстрадно-симфонического оркестра, разработке и реализации инновационных образовательных проектов для формирования устойчивого потребления услуг учреждений культуры города и, как следствие, культуры потребления в целом.

Именно в формировании в обществе культуры потребления и состоит планируемый результат совместной деятельности управления культуры и подведомственных учреждений по организации конкурсно-фестивальной и выставочной работы муниципальных образовательных учреждений культуры.

Косвенным результатом мероприятий, проведенных совместными усилиями управления культуры и муниципальных образовательных учреждений культуры, является формирование имиджа Екатеринбурга как культурного центра России, центра, обеспечивающего для своих детей возможности творческого развития и самосовершенствования.

Демонстрируя великолепные качественные результаты, незаурядные возможности адаптации к условиям и потребностям социальной среды и отвечая на актуальные государственные запросы, школы искусств активно осуществляет педагогическую деятельность, направленную на комплексное и всестороннее воспитание людей высокой творческой мотивации и культуры.

 Вместе с тем, реализация данной стратегии затрудняется отсутствием системы маркетингового обеспечения деятельности и эффективного информирования населения о возможностях, ресурсах и услугах школ искусств в масштабах города, узким кругом творческих форм включения детских школ искусств в социальную среду мегаполиса.

Реализацию стратегии затрудняет отсутствие системы маркетингового обеспечения деятельности и эффективного информирования населения о возможностях, ресурсах и услугах ДШИ.

Проблема расширения реестра форм участия муниципальных образовательных учреждений культуры в развитии социокультурного пространства муниципального образования остается актуальной из-за наличия комплекса следующих косвенных факторов:

■ появление новых законодательных актов РФ, определяющих переход бюджетных учреждений на новую систему оплаты труда, введение новых типов бюджетных учреждений, новые подходы к финансированию бюджетных учреждений по результатам выполнения муниципальных заданий;

■ отсутствие целевого софинансирования данного направления со стороны федерального бюджета. Это ограничивает ресурсные возможности развития системы художественного образования детей муниципальных образований, отвечающие современным требованиям общественности мегаполиса;

■ несоответствие современным требованиям технического обеспечения образовательного процесса в части оснащенности детских школ искусств компьютерной техникой, парком музыкальных инструментов и специального оборудования;

■ недостаток финансовых средств, ограничивающий масштаб и объем жизненно важных для социокультурного пространства города связей и контактов на всех уровнях от регионального до международного.

Необходима активизация так называемой “промоутерской функции” каждого учебного заведения на местах по пропаганде своей деятельности и своих достижений для формирования положительного имиджа в обществе и властных структурах.

Муниципальным органам власти необходимо сосредоточить усилия на разработке и систематизации убедительной и показательной аргументации в пользу детских школ искусств, укрепляющей их общественный авторитет, государственную роль и значение. Также необходимо приняться за работу над формированием объединенного “банка данных” по всем направлениям деятельности ДШИ для их эффективного включения в социальную среду муниципалитета.

Итог работы

Рассмотрев и проанализировав ситуацию в детских школах искусств муниципальных образований Уральского и других регионов России по вопросу создания действенных механизмов и инструментов по формированию и продвижению позитивного имиджа образовательных учреждений культуры в окружающей социальной среде, управление культуры администрации города Екатеринбург сформировало перечень необходимых мероприятий:

■ на федеральном уровне: 

- создание целевой федеральной программы, направленной на финансирование на грантовой основе системы конкурсно-фестивального движения в муниципальных образованиях;

- оптимизация количества конкурсов межрегионального и всероссийского уровня и повышение качества организационно-содержательного уровня их проведения путем создания межрегиональных творческих мастерских;

- создание федерального информационного мультимедийного банка инновационных проектов в художественном образовании с целью обобщения передового опыта;

■ на муниципальном уровне:

- разработка, поддержка и реализация межрегиональных, всероссийских и международных культурных мероприятий, проектов и программ, способствующих росту престижа муниципальной сферы культуры, а также формированию позитивного образа муниципального образования в России и за рубежом;

- формирование системы оперативного обмена информацией между муниципальными субъектами системы художественного образования;

- повышение имиджа образовательного учреждения путем активного включения во взаимодействие с городским сообществом и использования социокультурной инфраструктуры муниципального образования;

- организация взаимодействия органов управления культурой и образованием на всех уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ, направленных на эффективную реализацию творческих проектов ДШИ, качественное повышение организационно-содержательного уровня проведения конкурсно-фестивальных мероприятий;

- создание лояльной медийной среды для продвижения результатов деятельности образовательных учреждений культуры в городскую социальную среду;

- активизация партнерских отношений с профессиональными союзами работников культуры и образования для повышения качества содержания конкурсно-фестивальной и выставочной деятельности;

- организация цикла семинарских и тренинговых мероприятий по событийному менеджменту для выработки компетенций у организаторов культурно-массовых мероприятий (руководителей городских секций и методических советов);

- внедрение и поддержка позитивных культурных образов в подростковой и молодежной субкультурах: 1) формирование и социальное продвижение культуры содержательного досуга среди подростков и молодежи; 2) увеличение любительских творческих коллективов-спутников, участниками которых являются выпускники муниципальных образовательных учреждений культуры;

■ на уровне муниципальных образовательных учреждений культуры:

- расширение зрительской аудитории, повышение статуса конкурсов и фестивалей путем активного внедрения и использования современных информационных технологий;

- включение в конкурсно-фестивальную и проектную деятельность мероприятий, отражающих социокультурную и историческую уникальность муниципального образования;

- изучение опыта проектной деятельности и систем конкурсно-фестивального движения школ муниципальных образований России и зарубежья с целью расширения тематического наполнения мероприятий;

- вхождение в сетевое проектное сотрудничество с ДШИ муниципальных образований России и зарубежья;

- привлечение широкой общественности, спонсоров и меценатов, расширение доли их участия в управлении и образовательной деятельности детских школ искусств с целью расширения социокультурного пространства.

Необходимо продолжить работу по пропаганде особой роли и значения образовательных учреждений культуры и искусства для будущего нашей страны. В настоящее время эту пропаганду ведут органы управления культуры муниципальных образований.

 Претворение в жизнь вышеизложенных решений приведет не только к развитию самой системы художественного образования детей, но и станет значимым фактором повышения авторитета и продвижения положительного имиджа муниципальных образований.

Уровень художественного образования детей и молодежи сегодня – это завтрашний интеллектуально-творческий капитал, который обеспечит интенсивное развитие экономики, культуры и науки в будущем. Поэтому последовательное и неуклонное решение насущных задач художественного образования молодого поколения является залогом благосостояния города и благополучия каждого горожанина. Напомним, что в проекте Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему подчеркивается необходимость “адекватного” социокультурного окружения.

Не имеет значения, какой деятельностью будет заниматься в дальнейшем нынешний ребенок или подросток. Важно другое: одаренность (талант) и креативность высоко ценится в современном мире и будет постепенно становиться движущей силой экономической жизни регионов, а одаренные (талантливые) специалисты выступят главным капиталом новой экономической эпохи.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль