Общая информация о художественном образовании в регионе

93
Традиции российского художественного образования насчитывают более 200 лет. Его высочайшее качество и результативность, а также эффективность используемых образовательных технологий не подвергается сомнениям в мировой художественной науке и практике. Образовательные учреждения культуры и искусства являются подлинным достоянием национальной культуры России...

Смирнова Н.А.,

первый заместитель начальника управления культуры администрации города Екатеринбурга

Занин М.В.,

заместитель начальника управления культуры администрации города Екатеринбурга

Воинкова Т.Е.,

главный специалист управления культуры администрации города Екатеринбурга

Трофимова Е.Е.,

руководитель научно-методического центра управления культуры администрации города Екатеринбурга

Общая информация о художественном образовании в регионе
Традиции российского художественного образования насчитывают более 200 лет. Его высочайшее качество и результативность, а также эффективность используемых образовательных технологий не подвергается сомнениям в мировой художественной науке и практике. Образовательные учреждения культуры и искусства являются подлинным достоянием национальной культуры России, уникальным явлением художественного образования, не только сохраняющим исконные традиции, но и развивающимся в русле современного общекультурного процесса.

В 2011 г. мы отпраздновали 80-летие художественного образования на Урале. В 1931 г. в Свердловске появилась детская музыкальная школа № 1 – старейшая на Урале. Она была открыта по инициативе первого директора Уральской государственной консерватории Маркиана Петровича Фролова. Школа дала путевку в жизнь более трем тысячам двумстам своим питомцам, многие из которых стали гордостью российской музыкальной культуры. Сегодня ДМШ № 1 носит имя своего создателя.

За период советской истории художественное образование, активно поддерживаемое соответствующей идеологией, укрепило свои позиции: строились музыкальные и художественные школы, государство материально поддерживало педагогические кадры, развивалась наука.

Советское государство учитывало огромное социальное и воспитательное значение “культурного продукта”, ставшего, кроме того, исключительно ценным экспортным товаром.

Трудности настигли систему художественного образования детей в 1990-е гг., с началом переходного периода в экономике и жизни государства. Политические и экономические изменения устоев жизни россиян затмили проблемы детских школ искусств, которые в 1992 г. попали под действие нового Закона РФ “Об образовании”. Из этого закона было вычеркнуто понятие “начальное художественное образование” – оно было превращено в часть дополнительного образования. Работники сферы культуры, преподаватели и концертмейстеры были возмущены, однако их голос не был услышан. Впрочем, сохранялась надежда на то, что термин “дополнительное” не станет сущностью понятия “художественное”. Но спустя десять лет педагогическая общественность осознала, что именно это и произошло. Замена понятий привела к тому, что бюджет системы художественного образования стал формироваться по остаточному принципу, примерно как бюджет кружка по рукоделию в Доме творчества.

В Екатеринбурге удалось сохранить систему детских школ искусств (далее – ДШИ). Все трудные, переходные годы поддержка и развитие художественного образования детей являлись осознанной политикой муниципалитета и его руководителей.

В нашем городе сложилась муниципальная система непрерывного художественного образования, обеспечивающая подготовку детей от 3 до 17 лет в сфере культуры и искусства.

Система муниципального художественного образования Екатеринбурга представлена учреждениями дошкольного, среднего общего (гимназия “Арт-этюд”), дополнительного (детские школы искусств) и высшего профессионального образования (Екатеринбургская академия современного искусства (институт)). Кроме муниципальных образовательных учреждений культуры, в эту систему встроены и федеральные и областные учреждения среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства.

Не надо думать, что достаточно благополучная жизнь и поступательное развитие ДШИ Екатеринбурга были обеспечены только поддержкой руководителей города. В первую очередь, это стало возможным благодаря усилиям работников художественного образования.

Системный подход к развитию художественного образования детей Екатеринбурга, начиная с 2006/2007 учебного года, задала городская программа “Талантливые дети – талантливый город”.

Программа развития муниципальных образовательных учреждений культуры города Екатеринбурга “Талантливые дети – талантливый город” (далее – Программа) впервые была представлена в ноябре 2006 г. на заседании коллегии администрации города Екатеринбурга. Члены коллегии приняли основные положения Программы, признали ее социальную значимость, своевременность и целесообразность, но решения о придании ей статуса долгосрочной целевой программы принято не было. С 2007 по 2011 гг. Программа функционировала как отраслевая.

В рамках Программы большое значение для сохранения и правильного социального позиционирования художественного образования детей имеет системная и открытая поддержка талантливых детей и мастеров педагогического труда. Ежегодно в течение пяти лет присуждается именная стипендия главы Администрации города Екатеринбурга для одаренных детей, а также – премия “Во славу Екатеринбурга” для преподавателей и концертмейстеров ДШИ за значительный вклад в сохранение и развитие художественного образования Екатеринбурга. Адресное и уважительное отношение к кадрам становится одним из мотивирующих факторов для продуктивной деятельности педагогов и их учащихся.

Способы достижения целей

Развитие содержания образования, внедрение инновационных технологий в системе художественного образования обеспечивает Екатеринбургское методическое объединение преподавателей и концертмейстеров. Оно сформировано из 28 секций по всем направлениям деятельности ДШИ и реализуемым в них 11 образовательным программам.

Для осуществления научно-методической, организационно-содержательной и информационной деятельности, а также для предоставления дополнительных и консультационных услуг в области культуры и образования в феврале 2008 г. был создан городской научно-методический центр.
Одна из основных целей системы художественного образования детей – раннее выявление, поддержка и продвижение одаренных детей и подростков – достигается благодаря эффективной системе конкурсно-фестивальной деятельности. Ежегодно в Екатеринбурге проходит более 20 конкурсов и фестивалей от городского до международного уровня. Лауреаты и дипломанты этих конкурсов формируют представление о культуре и искусстве Екатеринбурга далеко за его пределами. В 2007 г. в Екатеринбурге был создан уникальный детско-юношеский эстрадно-симфонический оркестр – учебный и концертирующий коллектив, в котором созданы все условия для профессионального становления талантливых учащихся ДШИ.

Деятельность образовательных учреждений культуры не замкнута на решение только собственных задач и целей. Многочисленные выставки, праздничные мероприятия, а также социально-культурные проекты, проводимые совместно с общеобразовательными учреждениями, театрами, музеями, центрами культуры включают детские школы искусств в городское культурное пространство.

Многочисленные организации культуры г. Екатеринбург требуют постоянного притока как творческих, так и управленческих кадров. В этом городу помогает Екатеринбургская академия современного искусства (институт) – муниципальное бюджетное образовательное учреждение, созданное в 2006 г. Институт обеспечивает реализацию образовательных программ высшего профессионального образования по направлениям “Искусства и гуманитарные науки”, “Прикладная информатика (в социальных коммуникациях)”, “Изящные искусства” и осуществляет переподготовку и повышение квалификации кадров для всей сферы культуры и искусства в соответствии со стратегией развития Екатеринбурга. Первый выпуск академии состоялся в феврале 2011 г.

Важнейший аспект сохранения и развития системы художественного образования детей – это активное продвижение его идей и результатов на уровне городского и профессионального сообщества.

Широкое использование мультимедиа-технологий, специализированных информационных продуктов, интернет-ресурсов позволило сделать деятельность ДШИ Екатеринбурга более открытой, доступной и востребованной.

Стратегия развития ДШИ 

Мы исходим из положения о том, что ДШИ XXI в. является социальным институтом, выполняющим важную культурную функцию образовательного фундамента для развития различных видов искусств. Базовое художественное образование служит одним из наиболее эффективных инструментов эстетического, духовного развития российского общества.

С 2012 г. наступает новый период в функционировании и развитии системы художественного образования детей Екатеринбурга – уже в рамках долгосрочной целевой программы “Талантливые дети – талантливый город” на период до 2014 г.

Управление культуры администрации города Екатеринбурга сформулировало комплекс факторов, являющихся важнейшими для развития системы художественного образования не только Екатеринбурга, но и Российской Федерации в целом. Эти факторы определяют стратегию развития ДШИ в среднесрочной перспективе. Перечислим эти факторы по порядку.

1) За последние годы произошли существенные изменения в российском законодательстве. Эти изменения по-новому регламентируют деятельность учреждений культуры, в т. ч. дополнительного образования детей: изменилось бюджетное законодательство, введены новая система оплаты труда и новые подходы к финансированию учреждений по результатам их деятельности на основе муниципальных заданий, вводятся новые типы бюджетных учреждений (например, МБОУК ОУ гимназия “Арт-этюд” с 2012 г. становится автономным образовательным учреждением). 1 сентября 2011 г. был введен новый стандарт начального общего образования второго поколения, и в этом стандарте предусмотрена особая роль дополнительного образования детей и т.д.

Главное – 2011 г. внесены изменения и дополнения в Закон РФ “Об образовании” в части статусов ДШИ и реализуемой в ней образовательной программы.

Не без нашего участия был сделан серьезный шаг в изменении нормативно-правовой ситуации вокруг учреждений художественного образования детей. И это только первый шаг!

Однако на сегодняшний день еще непонятно, каким образом эти подходы найдут отражение в новом Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей.

2) Современная стратегия развития бюджета города направлена на многоканальное финансирование учреждений. Поправки, внесенные в Закон РФ “Об образовании”, создали принципиально новую ситуацию в части государственной поддержки муниципальных ДШИ со стороны государственных органов субъекта Российской Федерации (в нашем случае – Министерства культуры и туризма Свердловской области). Соответствующие предложения направлены управлением культуры в Министерство культуры и туризма Свердловской области.

Именно статус долгосрочной целевой программы дает возможность в соответствии с порядком формирования и реализации областных государственных целевых программ получить софинансирование от областного бюджета.

Остается неурегулированным вопрос возмещения части затрат ДШИ, которые ранее замещались так называемой “родительской платой”.

Статус долгосрочной целевой программы дает возможность получить софинансирование от областного бюджета.

3) В рамках важнейшего системообразующего фактора художественного образования детей Екатеринбурга – гимназии “Арт-этюд” – не удается в полной мере реализовать процесс непрерывности образования детей по видам искусств. Гимназия, а точнее образовательный комплекс, является образовательным учреждением, реализующим уникальную не только для Екатеринбурга, но и в масштабах России образовательную программу дошкольного, общего и непрерывного художественного образования детей. Но сегодня нам не удается создать комфортные условия для одаренных детей при получении ими общего образования (в первую очередь речь идет об условиях обеспечения непрерывного образовательного процесса: собственное здание, современная материально-техническая база, обновленный парк музыкальных инструментов и специального оборудования).

Проблема кроется в сложностях при создании условий для реализации муниципальной модели непрерывного художественного образования детей, которая получила высокую оценку педагогической общественности в рамках научно-практической конференции 2010 г. Частично решение проблемы возможно в связи с реализацией долгосрочной целевой программы на период до 2014 г. Но это лишь исправит ситуацию, а не решит ее кардинально, так как решение основополагающих вопросов по функционированию ДШИ зависит от нормативно-правовой базы на уровне Российской Федерации.

4) Возрастает конкуренция среди учреждений и организаций (в т. ч. частных), предлагающих услуги в области художественного образования детей. Проблема заключается в отсутствии четкого определения цели и результатов деятельности такого рода учреждений и организаций. Ситуация может существенно измениться в связи с осмыслением “нового статуса детской школы искусств” в новом федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации”.

Решить поставленную задачу не получится без анализа существующей ситуации и проработки вопросов развития системы художественного образования детей Екатеринбурга и в т. ч. стратегии оптимизации цели и результатов деятельности детской школы искусств в новых условиях.

5) На сегодняшний день так и не разработаны единые критерии оценки результативности деятельности ДШИ. Министерство культуры РФ предложило (отправляю статью отдельным файлом, где указаны эти параметры, скорее всего это базовый перечень образовательных услуг) такие по­казатели, как доля обучающихся, принявших участие в конкурсах, фестива­лях и других творческих мероприятиях, доля обучающихся, занявших призовые места на конкурсах и других творческих мероприятиях, доля обучающихся, продолживших обучение по программам среднего и высшего профессионального образования в области культуры и искусства.

С точки зрения содержания дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств и их эффективности данные критерии необходимы для определения успешности выполнения муниципального задания. Но сможет ли каждая ДШИ отвечать данным критериям с учетом абсолютно разных условий функционирования? И мы здесь можем не только влиять на ситуацию, но и формировать ее! В Екатеринбурге сложилась уникальная система оценки функционирования и развития детской школы искусств. Предлагаем обратиться к нашему опыту и, возможно, в чем-то позаимствовать его.

Таким образом, только совместными усилиями могут быть обеспечены условия творческого успеха детей, преподавателей и школы искусств. 

Достигнутые результаты

Основные результаты развития муниципальной системы художественного образования детей Екатеринбурга, достигнутые за период с 2007 по 2011 гг., можно представить в трех тезисах:

1. Из-за расширения спектра образовательных программ повысилось качество и доступность услуг, предоставляемых муниципальными образовательными учреждениями культуры. Сегодня в Екатеринбурге реализуются 11 программ различной направленности в сфере художественного образования детей. Четыре года успешно реализуется образовательная программа ранней профессиональной ориентации, как ступень профессионализации в области искусств.

Раздвинулись возрастные рамки учащихся: сегодня в ДШИ обучаются дети с 3-х до 17-ти лет, проходя по “лестнице” преемственных ступеней обучения – от первого знакомства с миром искусства до уровня готовности к профессиональной деятельности в этой сфере.

С 2005 г. ДШИ последовательно внедряют новые примерные учебные планы, рекомендованные Министерством культуры РФ. Завершение этого процесса позволило предоставить учащимся возможность в полном объеме формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется им для дальнейшего личностного роста.

Улучшились условия обучения. Ярким примером тому является создание новой образовательной среды по итогам капитального ремонта в ДМШ № 1 в Октябрьском районе.

Медленно, но поступательно идет обновление парка музыкальных инструментов и другого специального оборудования. Удостовериться в этом можно в каждой школе искусств. Даже с учетом ограниченного объема средств, не позволяющего ДШИ приобретать современные дорогостоящие концертные музыкальные инструменты, происходит обновление технических средств обучения и музыкальных инструментов для обеспечения повседневных нужд образовательного процесса.

В полном объеме реализованы программные мероприятия в части обеспечения безопасных условий функционирования образовательных учреждений культуры: произведена модернизация систем пожарной безопасности и систем оповещения всех школ.

Для повышения доступности предлагаемых услуг в ходе реализации Программы была оптимизирована и усовершенствована сеть образовательных учреждений. На сегодняшний день 11 ДШИ имеют особые условия для реализации образовательных программ в области искусств. Эти школы причислены к группе “Премиум”. ДШИ группы “Профи” находятся на этапе осмысления индивидуального творческого стиля, а перед школами группы “Классик” поставлена задача – обеспечивать стабильные условия художественного образования детей.

Реализация всех этих мер привела к повышению привлекательности услуг, оказываемых ДШИ и, как следствие, к увеличению числа обучающихся.

Сложившаяся система мониторинга качества художественного образования детей позволяет объективно оценивать результаты деятельности каждой ДШИ и оценивать динамику развития каждой школы относительно достигнутых собственных результатов.

Качество художественного образования во многом обеспечивается уровнем квалификации и профессионализма преподавателей и руководителей школ искусств. Количество аттестованных педагогов существенно увеличилось и составляет 96% от общего числа работников ДШИ, из них 64% аттестованы как специалисты высшей и первой категорий.

Повышению престижа профессии преподавателя способствовало принятие решения о ежегодном присуждении премии главы администрации г. Екатеринбург “Во славу Екатеринбурга”. За период с 2007 г. были премированы 21 человек. Следует отметить, что система художественного образования детей города стала привлекательной для молодых специалистов. Подтверждением этого тезиса является активное участие молодых преподавателей школ искусств в профессиональном конкурсе “Лучший дебют”.

Ежегодно не менее 60% преподавателей ДШИ обучается на семинарах, мастер-классах, краткосрочных курсах. Екатеринбургская академия современного искусства предоставляет возможность не только для повышения квалификации, но и стажировки и переподготовки.

В итоге, внедрение проектных технологий в управленческую деятельность школы искусств дает устойчивые положительные результаты по привлечению дополнительных финансовых средств для развития.

2. Создана эффективная система раннего выявления, поддержки и продвижения талантливых и одаренных детей. В Екатеринбурге успешно функционирует собственная система конкурсов, фестивалей и выставок детского творчества, которая направлена на формирование объективной оценки уровня творческих возможностей и достижений практически каждого ребенка и дает мощный стимул для его последующего развития.

Такие проекты, как создание образовательной программы “Моя карьера – творчество: ранняя профессиональная ориентация и довузовская подготовка в сфере культуры и искусства” и создание нового творческого коллектива “Екатеринбургского детско-юношеского эстрадно-симфонического оркестра” полностью ориентированы на поддержку и продвижение талантливых детей.

Для материальной поддержки наиболее талантливых учащихся ДШИ выплачивается стипендия главы администрации Екатеринбурга “Талантливые дети – талантливый город”. Всего с 2007 г. стипендиатами стали 130 учащихся.

Ежегодно во время летней оздоровительной кампании одаренные и талантливые учащиеся ДШИ получают возможность отдохнуть в городских лагерях с художественно-эстетической программой отдыха.

Все эти мероприятия привели к увеличению количества профессионально ориентированных выпускников, поступивших в вузы культуры и искусства. Этому способствовала в т. ч. и реализация на базе 12 (!) школ программы ранней профессиональной ориентации, которая позволяет выпускникам продолжить обучение в школе искусств до момента поступления в профессиональное учебное заведение.

3. Значительно расширилось участие образовательных учреждений культуры в развитии социокультурного пространства города Екатеринбурга. С 2008 г. проводится Форум юных дарований города Екатеринбурга в сфере культуры и искусства. Форум является ключевым событием в сфере художественного образования Екатеринбурга и представляет широкой общественности и гостям города палитру творческих достижений преподавателей и учащихся ДШИ. На Форуме свое творчество и мастерство демонстрируют обладатели Гран-при, лауреаты и дипломанты международных всероссийских, региональных и городских конкурсов и фестивалей.

В 2007 г. был открыт Екатеринбургский абонемент детских школ искусств “Волшебная сила искусства”, стартовал проект городских художественных школ – передвижная выставка “Разноцветная палитра”, в 2009 г. был организован еще один абонемент для презентации городскому сообществу концертирующих коллективов школ искусств города – “Брависсимо”.

 Положительные результаты реализации Программы в 2007-2011 гг. подтвердили ее актуальность, эффективность и адекватность. За годы ее реализации муниципальная система художественного образования г. Екатеринбурга обрела строгую иерархию, взяла курс на модернизацию содержания, профессионализацию образования и поддержку одаренных детей, повышение качества художественного образования.

Из стадии сохранения система поступательно переходит в стадию инновационного развития с точки зрения содержания, своего имиджа и статуса, обретая новое качество.

 Содержание и направленность долгосрочной целевой программы полностью соответствуют цели государственной политики в сфере культуры, а именно “развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом”, и является одним из важных инструментов в достижении главной цели Стратегического плана развития города Екатеринбурга – “создание политико-правовых, социально-культурных и экономических условий для сохранения горожанами духовного и физического здоровья, повышения их образовательного и культурного уровня, для личностного, социального и профессионального самоопределения, свободной самореализации и саморазвития и проявления инновационной активности, совершенствования социальной среды города в соответствии с потребностями и интересами горожан”.

Технологии реализации Программы: 

■ концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях развития системы художественного образования детей;

■ создание условий для выявления, поддержки и продвижения одаренных детей и творческой молодежи;

■ модернизация материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений культуры с целью повышения качества их образовательной и культурно-воспитательной деятельности;

■ развитие конкурсно-фестивального движения с целью стимулирования развития системы художественного образования детей и подростков;

■ подготовка и переподготовка компетентных кадров, способных осуществлять адекватную современным потребностям города социально-культурную, художественно-творческую, преподавательскую, организационно-управленческую деятельность в системе художественного образования детей;

■ создание оптимальных условий для профессиональной подготовки и становления компетентного специалиста, владеющего как традиционными, так и инновационными методиками обучения в области художественного образования детей;

■ разработка, поддержка и реализация межрегиональных, всероссийских и международных культурных мероприятий, проектов и программ, способствующих росту престижа муниципальной сферы культуры, а также формированию позитивного образа Екатеринбурга в России и за рубежом.

Системность в функционировании и развитии системы художественного образования детей Екатеринбурга обуславливается, конечно же, и триединой целью Программы на период до 2014 г. Залог творческого успеха детей, преподавателей и школы искусств, по мнению авторов Программы, заключается в 1) сохранении и развития существующих в муниципальной системе художественного образования детей традиций, 2) активном внедрении педагогических и социокультурных инноваций, необходимых для 3) обеспечения актуальных потребностей жителей Екатеринбурга в художественно-эстетическом образовании, воспитании и развитии детей и юношества.

Реализация долгосрочной целевой программы “Талантливые дети – талантливый город” в 2012–2014 гг., реализация механизмов эффективного финансового менеджмента школы искусств не только приведет к развитию самой системы художественного образования детей, но и станет значимым фактором повышения авторитета и продвижения положительного имиджа Екатеринбурга, усиливая тем самым его конкурентные преимущества среди российских мегаполисов как креативного и инвестиционно привлекательного города в создании условий для капитализации интеллектуальных и культурных ресурсов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×