Восемь шагов к успеху, или что нужно сделать, чтобы получить грант

859
О грантах сегодня пишут много. Все учреждения культуры заняты поисками финансирования, а значит, невольно придется расставаться с образом “стабильной и традиционной” сферы и обратиться к понятиям “инновация”, “проектная деятельность”, “многоканальное финансирование” и “стратегия”, которые ценятся на рынке услуг. Вы не найдете в этой статье однозначного ответа на вопрос, как сделать ваш проект победителем того или иного грантового конкурса...

Ильина Е.В.,

заместитель директора по научной работе Нижнетагильского музея изобразительных искусств, руководитель проекта “Исконный свет Салафиила”, координатор конкурса “Меняющийся музей в меняющемся мире” по Уральскому федеральному округу 

О грантах сегодня пишут много. Все учреждения культуры заняты поисками финансирования, а значит, невольно придется расставаться с образом “стабильной и традиционной” сферы и обратиться к понятиям “инновация”, “проектная деятельность”, “многоканальное финансирование” и “стратегия”, которые ценятся на рынке услуг. Вы не найдете в этой статье однозначного ответа на вопрос, как сделать ваш проект победителем того или иного грантового конкурса, но нам, вероятно, удастся развенчать некоторые мифы, связанные с конкурсами, и дать ряд полезных рекомендаций.

Шаг первый. Определение собственной креативности 

Итак, вы решили заняться проектной деятельностью. В самом деле, условия финансирования современных музеев оставляют желать лучшего, а требования, предъявляемые к исполнению их (крайне разросшихся) функций со стороны исполнительных органов достаточно высоки. При этом стремление поправить финансовое положение учреждения путем исполнения приказов по включению в планы работы пункта по проектированию вряд ли приведут вас к успеху. Это объясняется хотя бы тем, что любой проект является творческой инициативой, попыткой реализовать то, что раньше никто не делал, социальной миссией, и неважно, в какой она лежит плоскости – туристической, образовательной, исследовательской и пр.

Гранты нельзя рассматривать как собственный заработок или способ улучшения материальной базы учреждения.

Предположим, в вашем учреждении культуры работают творческие, инициативные и креативные люди, которым не хватает только “точки опоры”, оттолкнувшись от которой, они смогут “перевернуть мир”. Таковой точкой могут стать финансовые средства, предоставленные любыми организациями или меценатами для реализации вашей идеи – это могут быть субсидии, гранты и частные пожертвования. В отличие от субсидий – основного источника государственного финансирования учреждения культуры, демонстрирующих характер длительно и исторически сложившихся отношений и определяющих поддержание функциональной деятельности, гранты направлены на достижение определенных целей. Они всегда конечны, их размер и условия предоставления четко определены. Для получения гранта понадобится умение предъявить достигнутый в короткий срок конкретный результат, способность правильно выстроить стратегии и партнерские отношения с другими организациями и учреждениями. Остается определиться с фондами.

В отличие от субсидий, гранты направлены на достижение конкретных целей.

Шаг второй. Где искать организацию, дающую грант

В последние годы с “рынка” ушел ряд значимых фондов. Оставшиеся же, как правило, имеют четко определенную географию деятельности. Приступив к поиску грантов для реализации проекта, вы обнаружите достаточно строгое разделение условий фондов: образовательный фонд будет заинтересован в развитии проектов, связанных с деятельностью школ, экологический фонд будет готов поддерживать мероприятия по проблемам охраны окружающей среды, фонд культуры будет направлен на продвижение инноваций в своей сфере. Таким образом, спектр интересующих вас фондов сужается.

Стоит заметить, что большинство фондов ориентировано на междисциплинарные связи, и при учете всех требований грантодателя у команды учреждения культуры есть реальный шанс получить финансирование.

Также стоит обратить внимание на тип фонда, за грант которого вам хотелось бы побороться. Он определяет не только общее направление, критерии, но и особенности прохождения процедуры завоевания гранта и отчетности.

Существует три основных типа фондов: государственные, частные и корпоративные. Фонды могут существовать разное время и предоставлять финансирование как на 1-3 года, так и на более длительный период. Для государственных фондов (чаще программ) характерна подробная форма заявки, источником предоставления средств является государственный бюджет, чаще всего заявки проходят длительную процедуру рассмотрения – в Государственной думе, Правительстве России, Министерстве культуры РФ, областных министерствах культуры. К типу государственных фондов могут быть отнесены и муниципальные гранты.

Частные фонды менее бюрократичны, подвижны, они редко меняют свою политику и легко выстраивают новые стратегии. Источником финансирования, как правило, являются проценты с оборотов капитала учредителя. К наиболее известным в России частным фондам относятся, например, Фонд Прохорова, Фонд В. Потанина, Фонд Макартуров, Фонд Сороса, Фонд Форда и др.

Корпоративные фонды поддерживают проекты, связанные с имиджем компании и профилем ее деятельности. По характеристикам формы заявки, скорости ее рассмотрения и порядка предоставления финансирования они близки к частным фондам.

На сегодняшний день одним из наиболее авторитетных в российском музейном сообществе является конкурс “Меняющийся музей в меняющемся мире” благотворительного фонда В. Потанина. Это можно объяснить рядом причин, главная из которых заключается вовсе не в том, что это практически единственный широкомасштабный конкурс, рассчитанный на все типы и виды музеев. Главное – условия участия, предоставляющие серьезные возможности для самых смелых и неожиданных инноваций, открытая двухступенчатая процедура конкурсного отбора.

Шаг третий. Что нужно сделать, чтобы заявить проект на соискание гранта

Определившись с грантовым конкурсом, в котором вы намерены принять участие, следует внимательно ознакомиться с условиями, а точнее – постараться максимально точно и полно увязать идею своего проекта с номинациями конкурса.

Одна из самых распространенных проблем на этом этапе – авторы не могут определить, под какую номинацию подходит их проект: слишком много задач надо решить в текущей деятельности. Во многом эта ситуация объясняется неверной оценкой собственных возможностей учреждения.

Необходимо проанализировать ситуацию: определить, какими ресурсами команда проекта может оперативно распоряжаться (коллекции, площади, партнеры и спонсоры, состав команды и др.), а какие она сможет получить с помощью коллег.

Возможно, уже на этом этапе первоначальная идея подвергнется изменениям, если окажется, что многие важные ресурсы недоступны. Нужно определиться, зачем учреждению данный проект. Одного горячего желания заниматься некими инновационными действиями мало. Важно провести анализ собственной организации с выявлением ее сильных и слабых сторон. Определив основные проблемы учреждения, вы сразу сможете сформулировать “стартовые данные” проекта и оформить проектную заявку. Собственно, начать разработку и представление проекта можно как с разработки оригинальной идеи, так и с обозначения проблем, которые существуют в вашем музее или в вашем городе и разработки идеи под них, с формулировки задач или целей, стоящих перед организацией или вами лично.

Важно проанализировать текущую ситуацию и определить реальные возможности учреждения.

Шаг четвертый. Ознакомление с формой заявки

Формы заявок современных грантовых конкурсов, по сути, являются навигатором при составлении проектной документации. Естественно, в разных конкурсах существуют свои требования, но ряд базовых позиций остается неизменным.

Часто авторам проектов кажется, что красивое описание идеи – залог успеха. При этом автор может увлечься и крайне поверхностно описать другие составляющие заявки: “проблемы, которые решает проект”, “команда”, “целевая аудитория”, “продукт или услуга” и пр. Однако все пункты заявки взаимосвязаны по смыслу. В результате можно встретить описание проектов, главная цель которых обозначена как “воспитание подрастающего поколения в духе уважения к предкам”, а средства гранта автор проекта просит на строительство дороги. Увы, перспективы такой заявки минимальны: суть проекта потерялась, а его автор остался не понятым. Отсюда берут начало легенды о том, что для того, чтобы получить грант, нужны связи в фондах. Помочь развеять этот миф и избежать такого рода домысливания призваны координаторы конкурсов, задача которых – консультировать авторов проектов. Не нужно стесняться – звоните, пишите им. Не откладывайте разработку проекта в “долгий ящик”. Если вы прояснили все интересующие вас моменты, вы будете готовы действовать, как только будет объявлен конкурс.

Шаг пятый. Заполняем заявку

Заполнение заявки на конкурс – крайне ответственный шаг, потому что от смысловых связей зависит буквально все. Начните с эскиза проекта – набросайте общую идею и попытайтесь определить для себя, что именно вы сможете предъявить обществу в качестве конечного продукта или услуги, и будут ли эти идеи интересны потребителю.

Сразу же обращайтесь к базовым пунктам:

■ постановке проблемы – сразу станет ясно, почему возникла необходимость в данном проекте;

■ целям (часто их может быть две: ближняя и дальняя, непосредственная и глобальная) – будучи увязанными с проблемами, они раскроют стратегическое движение коллектива авторов к некоей воображаемой или конкретно определенной точке финиша;

■ задачам, которые отразят желаемый результат проекта.

Последовательность пунктов не важна, главное – согласованность пунктов между собой.

Теперь полезно вернуться к своему эскизу, откорректировать его и создать временной график: определить периоды реализации конкретных мероприятий проекта. Это позволит понять, каким образом будут достигнуты заявленные цели. Кстати, именно на данном этапе возникнет понимание того, изменился ли заявленный результат проекта, а если да, то насколько сильно.

Параллельно заполняйте графы, связанные с партнерами – определитесь, кто вам нужен для реализации проекта, кто из этих персоналий или организаций действительно может пойти на контакт с вами. Задумайтесь о продвижении проекта. Определите его целевую аудиторию – это очень важное условие реализации задуманного!

Следует представить себе целевую аудиторию максимально подробно: каким посетителям будет интересен этот проект, кто придет в музей, каков возраст потенциальных посетителей, их профессия, социальный статус, уровень образования?

Это упражнение по визуализации посетителя поможет сделать проект максимально конкретным.

При описании команды проекта следует точно определить зону ответственности каждого члена команды и, на всякий случай, предусмотреть возможность взаимозаменяемости – так будет проще делать одно общее дело.

Визуализация посетителя поможет сделать проект максимально конкретным.

Напоследок необходимо зафиксировать, как именно команда проекта отчитается по итогам его реализации перед фондом-грантодателем, причем нужно указать, какие количественные показатели будут свидетельствовать о выполнении задачи проекта, как будет осуществляться текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Постарайтесь представить себе, что произойдет после окончания проекта. Будет ли он разовой акцией или сможет развиваться дальше?

Важно определить формы отчетности команды проекта перед грантодателем и конкретные отчетные показатели.

После того, как вы продумали и связали все пункты заявки, обратитесь к бюджету: как общему бюджету проекта, так и детальному, с разбивкой на конкретные мероприятия. Укажите, какие средства и в каком объеме вы планируете привлечь. Чем четче и детальнее составлен бюджет проекта, тем проще заявке пройти процедуру отбора. Поверьте, именно этот пункт сотрудники благотворительного фонда изучают с особой тщательностью.

Важно, чтобы запрашиваемые средства соответствовали целям проекта. Если автор проекта предлагает для рассмотрения образовательный проект, а заказывает спальные мешки и аппаратуру для экспедиции музея, скорее всего, его заявка не найдет понимания у фонда-грантодателя. К огромному сожалению, до сих пор многие работники музеев считают, что любой грант “должен принести пользу музею” – от него необходимо “отщипнуть” кусочек для решения каких-то музейных проблем. В лучшем случае проекту будет предоставлен грант за вычетом этих средств, а в худшем заявка просто не пройдет процедуру отбора.

Чем четче и детальнее составлен бюджет, тем проекту проще пройти процедуру отбора.

Настало время еще раз прочитать обоснование проекта. В нем не должно быть повторений. Идея должна быть изложена предельно лаконично и взвешенно – это своего рода отточенный скетч, и поэтому чем проще язык изложения, тем лучше.

Чем доступнее изложена суть проекта и чем четче определены требуемые ресурсы, тем лучше.

Шаг шестой. Документация по проекту

Заявка заполнена, можно ее отправлять. Лучше не торопиться и еще раз перечитать требования, выдвигаемые фондом-грантодателем. Опытные проектанты знают, что требования различных фондов могут сильно отличаться, да и в рамках одного и того же конкурса они могут меняться год от года. Так, например, в рамках конкурса “Меняющийся музей в меняющемся мире” в 2010 г. были введены специфические вопросы по каждой из номинаций, добавлено условие отправки в оргкомитет конкурса письма-подтверждения от руководителей учреждений-конкурсантов, эскизных проектов экспозиций и другие сопроводительные документы, поясняющие идею проекта. В 2011 г. из шести номинаций осталось четыре (не считая авторской), изменились многие требования к конкурсным проектам. Поэтому внимательно просмотрите требования, и, если остались или появились какие-то новые вопросы, оперативно решите их с координатором. Предоставлять какие-то данные сверх оговоренных в условиях участия в конкурсе обычно не требуется – это имеет смысл делать только если попросит координатор конкурса, знакомящийся с заявками.

Шаг седьмой. Ожидание ответа, или кто получит грант?

Итак, заявка отослана, начинается время ожидания вердикта, который вынесут члены экспертного совета. Ее судьба решается на основе экспертной оценки, спрогнозировать которую в какой-то мере вы можете сами – в условиях конкурса определены все базовые критерии.

Ответственность, которую несут эксперты перед фондом, достаточно велика, поэтому в шорт-лист (“полуфинал”) попадают только действительно качественные проекты или проекты с оригинальной идеей.

Процедура оценки поданных на конкурс заявок отличается в разных фондах, но комплекс критериев, позволяющих объективно оценить качество проектного предложения, примерно одинаков.

Первичная оценка проводится на уровне приема заявок на предмет соответствия требованиям – обычно этим занимаются координаторы конкурсов. Затем экспертной оценке нескольких профессионалов подвергается каждый проект. Мнения экспертов могут не совпадать, поэтому практикуется работа нечетного числа членов жюри. Отобранные заявки передаются в комиссию, которая на заседании фонда формирует шорт-лист финалистов (или полуфиналистов, если конкурс двухчастный).

На каждом этапе оценки возможен отсев заявки по разному типу критериев. Но главное, подобная процедура полностью исключает возможность “договориться” о прохождении заявки – к сожалению, подобные высказывания приходится достаточно часто слышать как от тех, кто никогда не пробовал участвовать в грантовых конкурсах, так и от тех, кто не смог пройти в очередной тур. Хочется еще раз подчеркнуть, что выбор экспертов основывается на точно определенных критериях, которые нужно максимально учитывать при разработке заявки – это одна из составляющих успеха, наряду с сильной идеей, продуманным содержанием, честным и реалистичным бюджетом. И тогда эксперты, рассматривающие ваше проектное предложение по трем базовым позициям оценки качества: уместность (решение проблем музея, окружающего пространства и общества), выполнимость (реалистичность исполнения) и устойчивость (возможность дальнейшего развития проекта по его окончании, индикаторы измерения успешности) – признают ваш проект достойным поддержки от фонда. Если связать эти позиции с пунктами заявки, можно обнаружить прямую связь. А значит, в заявке нет “лишних” требований. 

В заявке нет “лишних” пунктов.

Одной из острых проблем многих музеев является отсутствие связок в главной триаде – “музей-коллекция-социум”. И если взаимосвязь музея и коллекции звучит как аксиома, то общество зачастую рассматривается только с позиции выполнения плана, а не как зона ответственности, не говоря уже о пространстве и формировании среды.

В то же время, главный вопрос, на который эксперты надеются получить ответ, – какова степень воздействия проекта на изменения в музее/социуме, возможно ли развитие проекта для получения долгосрочной выгоды вашей организацией, селом, городом, областью и т. д.

Иначе говоря, проект – это стартовая площадка для изменения облика вашего музея и поднятия престижа. И останавливаться на этом пути нельзя.

Но каким бы полным и точным не было описание проекта, оно только дает шанс на успех, но не гарантирует его. Причин тому несколько. Главная – качество вашей заявки по сравнению с заявками других, возможно, более сильных конкурентов. У вас нет возможности оценить проекты других участников конкурса, ведь условиями конкурса предусмотрено неразглашение информации как о полученных заявках, так и об экспертных заключениях. Поэтому абсолютно неправы те, кто, попробовав раз или два, отказываются от участия в конкурсе того или иного фонда-грантодателя. Поверьте, комплекс “недооцененности” вам не помощник. Часто успешные в других конкурсах участники недоумевают, почему в этом конкурсе их заявки не проходят отбора. Возможно, дело в том, что требования конкретного корнкурса лежат в иной плоскости – не в той, в которой эти участники привыкли работать. Кроме того, сотрудники российских музеев совсем недавно ступили на путь инноваций и поисков каналов финансирования для своих идей и еще не успели усвоить того, что хорошо известно их западным коллегам: если из 25-30 поданных заявок выиграет 1-3, это нормальный результат.

Исторически сложившийся “комплекс победителя” и ориентация только на положительный результат, усиленные необходимостью учреждений культуры постоянно доказывать свою нужность и значимость, а также слаборазвитый критериальный ценз мешают сотрудникам музеев реально оценить уровень собственных достижений.

Не больше трех побед на 25-30 поданных заявок – нормальный показатель.

Если в этом году ваш проект не был отобран, начните применять стратегическое планирование деятельности учреждения, отдела, своей собственной работы. Ищите другие способы финансирования ваших идей. Попробуйте еще раз внимательно прочитать и критически оценить свою заявку. Если в ней все нравится, значит, нужно реализовывать проект,несмотря ни на что. Запомните, “хороший проект – это проект, сделанный три раза”, т. е. отработанный на разных уровнях. Пробная реализация проекта часто помогает развить его и избавиться от незаметных на первый взгляд несостыковок.

Шаг восьмой. Проект стал финалистом конкурса

Эйфория от победы – это мощный адреналиновый выброс в структуру организации, стимулирующий активизацию сил, концентрацию времени, рождение новых идей. Если, конечно, вас поддерживают. Если нет, значит, вы плохо выстроили горизонтальные связи, и первое, чем предстоит заняться вашей команде – увлечь коллег своей идеей. Первая презентация проекта должна состояться для всего коллектива учреждения. После этого можете начинать работать со СМИ: посылать анонсы проектных мероприятий, приглашать на наиболее значимые из них и т. п.

Но эйфория проходит быстро, а обязательства, взятые на себя и на организацию по реализации проекта, остаются. Кроме того, помните, что с авторов проекта никто не снимал выполнения их прямых служебных обязанностей. На этапе мониторинга многие фонды задают вопрос: “Сколько времени ваша команда уделяет проекту?” – что косвенно свидетельствует об отношении учреждения культуры к проектной деятельности.

Шаг девятый и последующие. Реализация проекта, расходование грантовых средств

Первое, чем надо заняться после подтверждения информации о получении гранта – заключение договоров с фондом-грантодателем (обычно сотрудники фонда сами проявляют инициативу, но все же стоит держать этот вопрос под контролем). Договор, как и все финансовые документы, должен подписать руководитель учреждения. На этом этапе необходимо помнить, что члены авторского коллектива, получившие грант на реализацию проекта, остаются сотрудниками учреждения культуры, и именно учреждение обладает правом собственности на проект.

Обычно порядок передачи финансовых средств прост: деньги поступают на указанный в договоре счет. Перевод бюджетной сметы проекта в бюджетную смету учреждения может вызвать затруднения. Поэтому руководитель проекта совместно с бухгалтером и руководителем учреждения культуры должны согласовать все нюансы перевода позиций бюджета в коды. Кстати, не забудьте уточнить у сотрудников фонда, какой процент изменений допустим в смете, или она должна расходоваться строго в установленных лимитах. После этого еще раз пересмотрите обязанности членов команды и внести коррективы, если это необходимо.

Как бы хорошо и полно не была составлена заявка, на этапе реализации проекта может выясниться, что в перечень необходимого оборудования не были включены клей, гвозди или видеопроектор. Не торопитесь покупать дорогую технику, определитесь – будет ли она задействована по всем техническим параметрам? Ведь она быстро устаревает, дешевеет и, увы, часто не вырабатывает свой ресурс.

Обязательно постройте поэтапный график реализации проекта с приблизительным распределением расходования финансовых средств во времени и передайте его ответственным лицам. Сроки, указанные в графике, могут сдвигаться в ту или иную сторону, незначительные колебания естественны.

Расходование грантовых средств лежит строго в поле российского бюджетного кодекса. Средства гранта необходимо расходовать только на те статьи, которые были заложены в смете проекта. Для покрытия остальных или экстренных нужд старайтесь найти другие источники финансирования. Для того, чтобы избежать дополнительных экстренных затрат, полезно приглашать в члены проектной команды сотрудника учреждения, сведущего в вопросах финансовой дисциплины – им может быть директор музея или, в силу его занятости, заместитель директора по административно-хозяйственной части. Такой шаг кажется тем более логичным, что договоры по индивидуальной финансовой поддержке членов проектной команды, возмещающей переработки, и другие финансовые документы должен заключать директор.

Вывод

Расширение проектной деятельности и фандрейзинга в музеях напрямую связано с изменениями, происходящими в настоящий момент во всех учреждениях культуры. Доля государственных субсидий будет сокращаться, а значит, самое время внести налаживание многоканального финансирования в список стратегических приоритетов развития учреждений. Именно эти направления деятельности позволяют привлечь дополнительные средства, решить насущные задачи и, главное, обеспечить музей “лица не общим выражением”. Тот, кто начал проектную деятельность, уже не сможет жить без этого уровня свободы и творчества.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×