Как применять методические рекомендации Минкультуры РФ по утверждению перечней должностей и профессий

1077
Разъяснение эксперта электронной системы «Культура» о применении методических рекомендаций Минкультуры РФ по утверждению перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности....

Абидуева Е.В.,

ведущий консультант отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения Министерства культуры и архивов Иркутской области

Как применять методические рекомендации Минкультуры РФ по утверждению перечней должностей и профессий

Разъяснение эксперта электронной системы «Культура» о применении методических рекомендаций Минкультуры РФ по утверждению перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности. 

Министерство культуры РФ направило в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Методические рекомендации по утверждению перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности (далее – Методические рекомендации).

Следующий шаг должны предпринять органы исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. Им необходимо ознакомиться с Методическими рекомендациями и обеспечить формирование перечней основного и иного персонала в зависимости от целей правоприменения. Сформировать перечни нужно с учетом нормативной правовой базы, действующей в конкретном публично-правовом образовании, и имеющейся практики реализации мероприятий, включенных в государственные (муниципальные) планы мероприятий, направленные на повышение эффективности сферы культуры (далее – «дорожные карты»). Это непростая задача.

В настоящее время в нормативной правовой базе, а также поручениях высших должностных лиц государства, методических рекомендациях федеральных органов государственной власти используются такие термины, как «основной и прочий персонал», «вспомогательный персонал», «административно-управленческий персонал». «Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012г. № 2190-р (далее – Программа), предусмотрено, что «дорожные карты» должны содержать мероприятия, направленные на обеспечение «дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизации расходов на административно- управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения – не более 40 процентов». Во исполнение указанной Программы аналогичные мероприятия были включены в федеральную «дорожную карту», утвержденную распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2606-р «О плане мероприятий (“дорожной карте”) “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры”».

Требования к системе оплате труда работников федеральных учреждений установлены в постановлении Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее – Постановление № 583). В этом же документе определены следующие понятия:

основной персонал учреждений – работники федерального учреждения, непосредственно оказывающие услуги (выполняющие работы), направленные на достижение определенных уставом федерального учреждения целей деятельности этого учреждения, а также их непосредственные руководители;

вспомогательный персонал учреждений – работники федерального учреждения, создающие условия для оказания услуг (выполнения работ), направленных на достижение определенных уставом федерального учреждения целей деятельности этого учреждения, включая обслуживание зданий и оборудования;

административно-управленческий персонал учреждений – работники федерального учреждения, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ), а также работники федерального учреждения, выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности федерального учреждения.

На основании указанных норм, Методическими рекомендациями Минкультуры России предусмотрено отнесение к основному персоналу: 

■ руководителей структурных подразделений по основной деятельности и их заместителей;

■ работников, должности которых предусмотрены разделом «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 № 251н (далее – Квалификационные характеристики);

■ рабочих, профессии которых предусмотрены приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.03.2008 № 121н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии».

Перечень должностей основного персонала федеральных государственных учреждений, подведомственных Минкультуры России, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, утвержден приказом Минкультуры России от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности» (далее – Приказ № 763). Он предусматривает группировку указанных должностей по видам экономической деятельности, предусмотренным Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Министерство культуры РФ осуществило указанную группировку на основании п. 7 Постановления № 583, в соответствии с которым федеральным государственным органам предписывается до 15 августа 2008 г. утвердить перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений.

Таким образом, в перечнях основного персонала, утверждаемых для иных целей (в т. ч. в рамках исполнения мероприятий, включенных в «дорожные карты», при определении порядков предоставления межбюджетных трансфертов на выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений культуры из региональных бюджетов) группировка основного персонала по видам экономической деятельности может не производиться.

В этом случае, утвержденные перечни не придется приводить в соответствие с вступающим в силу с 1 января 2015 г. Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

В целях единообразного межотраслевого регулирования и исполнения мероприятий, связанных с оплатой труда работников государственных (муниципальных) учреждений, рекомендуется привести локальные акты и другие нормативные документы учреждения, порядки установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, утвержденные региональными (муниципальными) правовыми актами, в соответствие с формулировками, данными различным категория персонала Постановлением № 583 (в действующей редакции).

При формировании перечней должностей основного персонала (для целей, не связанных с определением размеров должностных окладов руководителей учреждений культуры) для обеспечения ясности формулировок и удобства правоприменения рекомендуется группировать указанные должности в соответствии со структурой Квалификационных характеристик (например, должности работников основного персонала в организациях исполнительских искусств, должности основного персонала работников музеев и т. д.).

Методические рекомендации советуют относить к вспомогательному персоналу:

■ работников инженерно-технических служб;

■ младший обслуживающий персонал (дворники, уборщики помещений, гардеробщики, вахтеры);

■ работников экспедиторской службы, включая водителей.

Примеры административно-управленческого персонала (далее – АУП) в Методических рекомендациях не приводятся. Но в соответствии с приказом Минкультуры России от 08.04.2013 № 325 «Об утверждении примерного перечня должностей, отнесенных к категории административно-управленческого персонала учреждения, находящегося в ведении Министерства культуры Российской Федерации» к АУП относятся следующие должности:

1) руководитель учреждения;

2) заместитель руководителя учреждения;

3) директор (исполнительный директор);

4) директор филиала;

5) главный бухгалтер;

6) главный инженер;

7) руководитель планово-финансовой (экономической) службы;

8) руководитель кадровой службы;

9) руководитель юридической службы.

Анализ Квалификационных характеристик показывает, что Приказ № 325 относит к категории АУП также должности, предусмотренные Квалификационными характеристиками. При этом вопреки Методическим рекомендациям отдельные должности, выполняющие административные (управленческие) функции в соответствии с Квалификационными характеристиками, не относимые к основному персоналу, не включены в приказ Минкультуры России № 325.

Кроме того, к категории АУП Приказом № 325 отнесены лица, как обеспечивающие управление основной деятельностью учреждения культуры, т. е. в подчинении которых могут находиться работники, оказывающие услуги населению, так и лица, осуществляющие сопровождение отдельных направлений хозяйственной деятельности (руководитель юридической, финансовой, кадровой службы, главный бухгалтер, главный инженер) и услуги не оказывающие.

Учитывая изложенное, при формировании перечней должностей основного и прочего (вспомогательного, административно-управленческого) персонала необходимо, с учетом определений соответствующих категорий персонала, содержащихся в Постановлении № 583:

1) исходить, прежде всего, из функционала (должностных обязанностей) работников, определенных Квалификационными характеристиками при определении перченей основного персонала и АУП;

2) относить к должностям основного персонала рабочих, трудовые обязанности которых определены Единым тарифно-квалификационного справочником работ и профессий рабочих и являются необходимыми для обеспечения деятельности учреждения культуры (далее – «профильные» профессии);

3) иные «общеотраслевые» должности (профессии), такие как водитель, вахтер, гардеробщик, уборщик, курьер, кассир, профессиональные обязанности по которым не предусматривают осуществление административно- управленческих функций, относить к вспомогательному (техническому) персоналу.

Учитывая изложенное, в целях исполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», программы поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, отраслевых «дорожных карт» (всех уровней), обеспечения функционирования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, должны разрабатываться и применяться: 

1) перечень должностей основного персонала работников учреждений культуры и прочего персонала (административно-управленческого, включая руководителя учреждения, его заместителей, и вспомогательного персонала);

2) перечень должностей основного, включая АУП, принимающий участие в осуществлении основной деятельности учреждения, и вспомогательного персонала работников учреждений;

3) перечень должностей основного персонала (включая руководителя учреждения и его заместителей, начальников структурных подразделений по основной деятельности и работников, должности которых включены в отраслевые Квалификационные характеристики, и рабочих, профессии которых являются «профильными» для соответствующих учреждений культуры) для расчета и получения субсидий в целях софинансирования расходных обязательств по выплате заработной платы с начислениями на нее работникам учреждений культуры (за исключением технического и вспомогательного персонала), находящихся в ведении органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований;

4) перечень должностей вспомогательного и технического персонала (с отнесением к таким категориям персонала рабочих и служащих, должности которых являются «непрофильными» для учреждений культуры, и не относятся выше предусмотренным перечнем, к должностям основного персонала) для расчета и распределения дотаций, предоставляемых из бюджета региона, на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных образований;

5) перечень должностей работников учреждения, относимых к основному персоналу для расчета средней заработной платы и определения размеров должностного оклада руководителя учреждения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль