Как провести экскурсию слепому человеку

316
В статье предложен вариант работы экскурсовода со слепыми и слабовидящими посетителями, учитывающий все детали, которые под силу предусмотреть музейным работникам....

Н.В. Потапова,

директор негосударственного учреждения культуры «Музей “Огни Москвы”»

Как провести экскурсию слепому человеку

В статье предложен вариант работы экскурсовода со слепыми и слабовидящими посетителями, учитывающий все детали, которые под силу предусмотреть музейным работникам.  

Человек наделен от природы пятью чувствами: обонянием, осязанием, вкусом, слухом и зрением. Благодаря зрению мы получаем 90% информации об окружающем мире. Приходя в музей, мы можем осматривать предметы, наслаждаться произведениями художественного искусства. Тексты на этикетках и дополнительные опции в информационных киосках помогают получить более полную информацию. Современные экспозиции дополняют звуковыми, световыми эффектами, широко стали использовать видеопроекции. Музейные предметы в сочетании с современными техническими средствами помогают посетителю погрузиться в атмосферу прошлого.

В музеях и галереях, экспозиция которых построена на визуальном восприятии информации, посетитель со слабым зрением или вовсе не видящий оказывается случайным гостем. Что музейные сотрудники могут сделать, чтобы слепой или слабовидящий человек тоже мог ознакомиться с музейными предметами, получить интересующую его информацию или просто приятно провести досуг в музее?

1. «Провести» человека к этикетке. Большая часть музейных сотрудников считает, что главное для слепых и слабовидящих посетителей – это наличие этикеток по Брайлю и макетов, которые можно трогать руками. Бесспорно, этикетки нужны, но меня всегда интересовал вопрос, как слепой человек должен их обнаружить среди витрин и других предметов в экспозиционном зале? Поэтому, если есть этикетки, то для навигации на пол должны быть нанесены объемные желтые полосы, которые помогают слепому посетителю в продвижении по экспозиционному залу. Макеты тоже интересны для осмотра, но ведь старинная вещь хранит в себе столько тайн и загадок, и так хочется прикоснуться к «живым» предметам!

2. Заранее узнать состав группы. Во время экскурсии людям, полностью лишенным зрения, будет удобнее стоять рядом с экскурсоводом.

3. Поприветствовать и сориентировать. Радушная встреча сразу поднимет настроение у посетителей. Не забудьте представиться и сориентировать группу в музейном пространстве:

■ укажите, где расположены гардероб, санитарные комнаты;

■ предупредите о возможных опасностях: наличии порожков, узких проходов, низких потолков.

Но не стоит чрезмерно опекать экскурсантов.

Важно сориентировать экскурсантов в пространстве и подвести их к носителям информации.

Помогите слепым и слабовидящим посетителям познакомиться со зданием музея: опишите словами его архитектурные особенности, интерьеры. Предложите, если есть возможность, осмотреть кладку стен или какие-либо архитектурные детали. Не отказывайтесь в своем рассказе от названия цветов. Если человек ранее был зрячим, то он замечательно помнит цвета, а у слепых с детства людей есть свое особое представление о цвете.

При переходах из зала в зал не забывайте сообщать о ступеньках, порожках. Идя впереди, предупреждайте, что сейчас нужно, например, подняться по лесенке из трех ступенек.

4. Обращать внимание на аудиторию, а не на ее особенности. В своей речи экскурсоводу никоим образом не стоит подчеркивать особенности данной аудитории. Например, говорить «потрогайте экспонат», а не посмотрите. Слепые люди тоже смотрят, только руками.

Слепые люди тоже смотрят, только руками.

Экскурсовод работает с посетителями, которым интересно узнать что-то новое, получить интересную информацию и незабываемые впечатления в вашем музее, поэтому его главная задача – провести экскурсию так, чтобы она не уступала по содержанию экскурсии, предназначенной для людей, не имеющих проблем со зрением.

В экспозиционных залах расставьте группу полукругом так, чтобы слепые посетители стояли к Вам ближе. Опишите интерьеры зала, затем обозначьте тему экскурсии. Еще до начала экскурсии Вы должны определить объекты показа. Если возможно, достаньте предметы из витрин или принесите из фондов.

Если в музее нет возможности использовать в экскурсии для слепых и слабовидящих посетителей подлинные предметы, то тогда в музее должны быть копии предметов, макеты, фрагменты материалов, из которых изготовлены предметы. 

Например, в музее «Виктории и Альберта» в Лондоне для слепых посетителей сделаны специальные витрины с образцами камней, которые используют скульпторы в своей работе. В Дарвиновском музее возле витрин с животными есть стенд с фрагментами шкурок различных животных, погладить их может быть интересно и людям, не лишенным зрения.

5. Обогатить экскурсию информацией для всех органов чувств. Особым посетителям хочется получить в музее довольно полное представление о музейных предметах. У людей, имеющих проблемы со зрением, очень хорошо развиты другие органы чувств, поэтому если нет возможности рассмотреть экспонат, то хочется его потрогать, услышать, почувствовать запах. Поэтому постарайтесь построить экскурсию таким образом, чтобы задействовать все органы чувств экскурсантов.

Пример

Скрежет колес повозки, цокот копыт, звуки шарманки помогут мысленно перенестись посетителям в прошлые столетия, а голоса животных – познакомить с флорой нашей планеты.

У каждой эпохи свой цвет, звук, запах. Помочь совершить посетителям путешествие в прошлое помогут запахи керосиновой лампы, дымящегося самовара, сладкой выпечки и т. д.

Что касается, света, то к счастью, людей, полностью лишенных зрения, не так много. Люди с остаточным зрением могут видеть яркий свет. Например, воспитанники школы-интерната № 1 г. Москвы называют музей «Огни Москвы» музеем ярких фонарей, так как в экспозиции на небольшом расстоянии они могут увидеть свет, который испускают современные электрические светильники.

Если есть возможность, то можно вставить в программу интерактивные элементы. Из своей практики знаю, что слепые и слабовидящие посетители не откажутся станцевать с Вами вальс или менуэт; с удовольствием примут участие в мастер-классах или научных экспериментах.

6. Обеспечить достаточное количество тактильных экспонатов. Замечательно, если для своей экскурсии Вы сможете подобрать несколько похожих экспонатов. Слепые и слабовидящие люди всегда осматривают предметы довольно подробно. Если у Вас всего один предмет для осмотра, то может образоваться очередь. Посетители будут скучать в ожидании, когда предмет дойдет до их рук. Поэтому наличие нескольких одинаковых предметов поможет решить эту проблему.

Лучше, если тактильные экспонаты существуют в нескольких экземплярах.

7. Ввести практику совместного проведения экскурсий. Хорошо, если экскурсоводу помогают его коллеги или сопровождающие группу. Слепому человеку нужно объяснить, как устроен предмет, направив руку и акцентировав внимание на интересных деталях. Для слабовидящих посетителей хорошо демонстрировать предметы на контрастном фоне: светлый предмет – на темном фоне, а темный – на светлом. Для этих целей можно сделать специальный переносной экран, у которого одна сторона белая, а другая – темная.

Окончание экскурсии для слепых и слабовидящих ничем не отличается от такой же экскурсии для зрячих посетителей. Стоит поблагодарить экскурсантов за внимание, ответить на интересующие их вопросы и пригласить посетить музей еще раз.

В музее слепым и слабовидящим посетителям важно находиться в общем потоке гостей, знакомиться с основной экспозицией. Поэтому мнение, что для слепых и слабовидящих посетителей нужно создать особое музейное пространство для занятий, ошибочно.

Самое главное в общение с посетителями – дружелюбное отношение и желание поделиться интересной информацией. Если работа доставляет экскурсоводу истинное удовольствие, то посетители будут ему благодарны и непременно захотят вернуться в ваш музей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×