Создание мультимедийной презентации в дополнение к выставке

240
Виртуальные презентации часто используется для того, чтобы представить коллекцию, и вместо нее. Государственная Третьяковская галерея попробовала представить такую презентацию не вместо предметов, а вместе с ними...

Е.А. Воронина,

научный сотрудник отдела научной экспертизы Государственной Третьяковской галереи

Виртуальные презентации часто используется для того, чтобы представить коллекцию, и вместо нее. Государственная Третьяковская галерея попробовала представить такую презентацию не вместо предметов, а вместе с ними.

Зачем совмещать? 

«Флора и фауна в произведениях Михаила Нестерова» – это серия видеороликов, созданных на основе одного из видов исследовательской деятельности, проводимой в музее. Исследовательская деятельность – уникальный музейный проект. Только крупнейшие музеи: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина, Государственный Исторический музей – могут заниматься подобной деятельностью и содержать целый штат сотрудников. Однако за несколько последних лет в России и в ближнем зарубежье открылись исследовательские центры на основе университетских лабораторий или реставрационных мастерских, которые могут изучать предметы из собрания местных художественных и краеведческих музеев.

Изучение предметов на высоком уровне становится доступным местным художественным и краеведческим музеям.

Исследовательский проект Третьяковской галереи насчитывает несколько десятков лет и восходит к 1980-м гг. Тогда еще тестировались методы исследования, и складывался необходимый комплекс проводимых работ, которые «открывали» произведения живописи с новой, незнакомой стороны.

Чаще всего результаты технико-технологических исследований публикуются в серии академических каталогов галереи или в сборниках научных конференций. Иногда подобного рода материалы экспонируются на монографических выставках.

На монографической выставке, т. е. выставке, посвященной творчеству одного художника, можно увидеть созданные им произведения в перспективе: от ранних, ученических, в которых еще не сложилась его манера письма, до поздних, созданных в последние годы его жизни. Казалось бы, демонстрируются одни и те же картины, однако творчество художника каждый раз осмысляется по-новому. Подготовка выставки – процесс достаточно длительный, и он скрыт от глаз зрителя, который даже не догадывается о том, как, собственно, готовится выставочный проект (и эта тема достойна не одной статьи). Среди вопросов, которые могут возникнуть в процессе подготовки выставки, – прочтение полувыцветших надписей и подписей, новая датировка произведений на основании существующих архивных сведений, воспоминаний современников и полученных результатов технико-технологических исследований. К подобного рода выставке исследуются не единицы, а десятки произведений живописи художника, принадлежащих Третьяковской галерее. Исследоваться могут и произведения из других музеев, однако длительные процедуры согласования сводят к минимуму возможность осуществления подобных проектов.

Важность исследовательской деятельности трудно переоценить: это новейшие материалы, которые открывают в привычных произведениях новые грани и создают перспективу в изучении творческого наследия художника. Получаемые в результате материалы разнообразны: это цветные фотографии, рентгенограммы, результаты химических анализов и т. д. Часть из них может быть интересна обычному зрителю.

Определенные сложности возникают в подаче полученных результатов для широкой зрительской аудитории, так как это материал со своим специфическим научным языком, который трудно упростить и довести до уровня посетителя музея любого возраста.

И все же такие попытки предпринимались. Например, в 1980-х гг. в залах галереи в витринах выставлялись отпечатки рентгенограмм, фрагменты макрофотосъемки, снимки в инфракрасном диапазоне излучения, выполненные при изучении произведений художника. Эти материалы сопровождались короткими комментариями, чтобы зрители могли ознакомиться с результатами исследований известных работ художника. В 2014 г. с помощью мультимедийных технологий был разработан новый способ подачи исследовательского материала.

К монографической выставке «Михаил Нестеров. В поисках своей России. К 150-летию со дня рождения художника» в галерее было исследовано почти сто произведений художника.

Часть специальных материалов, полученных в процессе исследований, интересна и обычному посетителю.

Как совместить? 

Основная идея созданной серии видеороликов – показать особенности живописной поверхности произведений Михаила Нестерова и трепетное отношение мастера к малым формам в картине, к незначительным, на первый взгляд, деталям, ускользающим от внимания зрителя. Видеоряд в проекте «Флора и фауна» сопровождала специально подобранная музыка, как универсальное средство, понятное людям всех возрастов. Нашей первоочередной задачей при работе над ним было создание презентации в высоком качестве

1. Разработка последовательности действий. В процессе работы сотрудники отдела научной экспертизы совместно с отделом мультимедиа и отделом живописи XIX–XX вв. определили последовательность действий, разработали технические требования к фотоматериалам в электронном виде и демонстрационной аппаратуре, создали покадровые титры и сценарий видеоролика.

Начальный этап создания проекта от формирования идеи до создания первого видеоролика о картине проходил в отделе научной экспертизы.

Исследовательские проекты всегда занимают длительное время (один – два года), пока изучаются произведения искусства. Произведение рентгенографируется, исследуется фактура картины (термин «фактура» включает в себя и технологию письма, и живописную манеру художника, и характеристику мазка, и особенности живописной поверхности), состав грунта и красочного слоя. Также произведение изучается в микробинокулярный микроскоп, в инфракрасном диапазоне излучения и в ультрафиолетовой люминесценции. Для исследовательских работ необходимы оригиналы произведений, хорошая аппаратура, которая требует финансовых вложений и обслуживания, и профессиональные знания экспертов, которые изучают произведения.Профессиональный фотограф снимает картину, которая находится на исследовании, по фрагментам. Эти фрагменты выбирает технолог отдела. Для того чтобы добиться высокого качества изображения изначально требовался большой размер изображения в электронном виде – до 5000 пикселей по меньшей стороне (размер фрагментов – в два раза меньше). Для сравнения: полиграфическое качество изображения – это 2000 пикселей, а ширина обычной фотографии в социальной сети может не превышать 300 пикселей.

На основе полученных фотографий был создан сценарий, т. е. разрабатывалась последовательность смены кадров, длительность их демонстрации и максимально приемлемое увеличение. Для создания сценария можно использовать любую доступную программу, например Microsoft PowerPoint.

Как правило, показ произведения начинается с переднего плана левого края, затем рассматривается средний план, дальний и задний планы, потом план центральной части. Далее плавно переходим на правый край дальний план, средний план и возвращаемся на передний план картины. Однако подобная последовательность может и нарушаться, фрагменты могут «подаваться» по другому принципу: все зависит от опыта работы сценариста и стоящих перед ним задач.

Главная задача – показать произведение живописи максимально интересно.

Правила хорошего ролика

Кадры видеоролика не должны мелькать или меняться слишком медленно. Зритель должен успеть их рассмотреть, но так, чтобы изображение ему не наскучило. Можно назвать среднюю допустимую продолжительность демонстрации кадра (5-7 секунд), но это не обязательное условие. Сценарист может счесть, что отдельные кадры следует демонстрировать чуть меньше или, напротив, дольше. Главное, чтобы это было увлекательно и комфортно смотреть.

Не менее важно знать, насколько сильно можно увеличить тот или иной фрагмент. Существует опасность приблизить фрагмент настолько сильно, что зрителю перестанет быть понятна общая картина, либо приближение вызовет чувство тревоги и даже головокружение.

Нужно умело балансировать, чтобы показывать отдельные интересные детали и не перейти грань дозволенного.

На сегодняшний день мало просто демонстрировать всем желающим фотографии в высоком качестве. Сменой отдельных кадров тоже никого не удивишь. Нужна динамика показа и звук, сопровождающий изображение. Следующим этапом в создании видеоролика становится выбор звукового сопровождения. В случае если видеоролик демонстрируется без текстового сопровождения, к нему подбирается соответствующая музыка, которая гармонично сочетается с картиной, деликатно сопровождая ее. Иногда подбираются несколько вариантов музыкального сопровождения.

Одного лишь видеоряда недостаточно, – нужны динамика и звук.

Если видеоролик требует озвучивания, к каждому отснятому фрагменту нужно подобрать текстовой комментарий, не превышающий по времени длительность его показа. На этом этапе тексты согласуются с искусствоведами, знатоками творчества художника. Затем материал записывается в студии. Далее видеоролик проходит обсуждение и утверждение на совещании отдела. Видеоролик и звуковой ряд передается в сектор мультимедиа и интернет проектов, где он монтируется в соответствующем программном обеспечении.

2. Монтаж. Сотрудники сектора мультимедиа и интернет-проектов монтируют кадры с фрагментами произведения в необходимой последовательности, с определенной скоростью увеличением и добавляют звук. После монтажа видеоролик снова «отсматривают» сотрудники отдела научной экспертизы и при необходимости вносят в него некоторые коррективы.

3. Согласование видеоролика проходит на различных уровнях: с заведующими отделами (отделом живописи XIX-начала XX вв., выставочным отделом) и с заместителями генерального директора по научной части, просветительской и издательской деятельности. После просмотра видеоролика участники обсуждения могут задавать вопросы и высказывают свое мнение. На основании их замечаний в проект вносятся соответствующие изменения.

4. Тестирование. Для того чтобы понять, какие вопросы возникают у зрителя при просмотре созданной серии видеороликов, в качестве теста демонстрируется аудитории, имеющей и не имеющей профессиональное искусствоведческое образование., Мнение последних было очень важным, поскольку проект должен был быть понятным человеку любого возраста и имеющему любое образование. Видеоэссе несколько раз «отсматривалось» сотрудниками отдела научной экспертизы, демонстрировалось искусствоведам из других отделов и на научных и научно-практических конференциях. Результаты были интересными. Часть зрителей, независимо от имеющегося образования, эстетически наслаждалась увиденным и услышанным. Другим же было мало музыкального сопровождения. Им не хватало звукового комментария, объясняющего, зачем демонстрируют этот материал и что нового они должны из него узнать. Это любопытно, поскольку вопрос заключается не только в том, что видеоролик должен все «рассказать» зрителю, но и в умении человека самостоятельно извлечь информацию из увиденного, и в разном подходе человека к познанию мира. Некоторым людям достаточно визуального восприятия; другие привыкли к информационному восприятию любого материала и чувствуют «информационный голод» при иной форме подачи. Эти пожелания мы учли и разработали к одной из частей видеоэссе текстовой комментарий (в настоящее время ведутся работы в этом направлении). Тестирование и согласование осуществлялось параллельно и заняло в общей сложности около полугода.

Во время тестирования видеоэссе было выявлено различие в восприятии ролика зрителями, не относящееся к качеству ролика: одним хватало представленного материала, другим требовались пояснения.

Ресурсная база

В процессе работы над видеороликами его создатели следовали так называемому «бюджетному» варианту исполнения, который включал рабочее время и зарплату сотрудников отделов, имеющееся программное обеспечение, с одной стороны, и, с другой стороны, требовал использования доступного выставочного оборудования: жидкокристаллического экрана диагональю от 1 м до 2 м и стандартного компьютера либо проигрывателя МР4.

В этой деятельности были заняты хранитель музейных предметов, несколько рабочих, полный штат отдела научной экспертизы (рентгенолог, химик, фотограф, техник-технолог, документовед), несколько сотрудников сектора мультимедиа и интернет проектов.

Результаты работы

Уже в процессе исследования произведений М. Нестерова работникам галереи стало очевидно, что при всем грандиозном объеме искусствоведческих знаний о художнике мы многого о нем не знаем и многое не видим. Так возникла идея показать фактуру (термин включает в себя и технологию письма, и живописную манеру художника, и характеристику мазка, и особенности живописной поверхности) произведения, сконцентрировав внимание на особенностях живописной поверхности и отношении мастера к незначительным деталям в картине.

Мультимедийная презентация была представлена на выставке М.В. Нестерова летом 2013 г. Для ее создания было отобрано шесть произведений художника, написанных в разное время с 1888 по 1923 гг.: «Пустынник» (1888-1889 гг.), «Лисичка» (1914 г.), «Юность Сергия Радонежского» (1892-1897 гг.), «Девушка у пруда. Портрет Н.М. Нестеровой» (1923 г.), «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890 гг.), «Голова лошади».

Один видеоролик посвящен одной картине, создан в формате МР4 на основе одного из видов исследования специальной съемки фрагментов картин М.Н. Нестерова – макрофотосъемки, которая демонстрирует фактуру произведения. Каждый ролик длится две-три минуты. Всего таких видеороликов шесть.

Поскольку это был первый опыт создания мультимедийной презентации, команда проекта экспериментировала со звуковым сопровождением. В одном случае мы подобрали звуки природы, в другом – разработали покадровые титры, третий шел с ненавязчивым музыкальным сопровождением. При создании видеороликов был использован эффект удаляющейся и приближающейся камеры, которая крупно показывает наиболее выразительные фрагменты картины.

Видеоэссе «Флора и фауна в произведениях Михаила Нестерова» приоткрывают творческую лабораторию художника, расширяя и дополняя представление об экспонированных на выставке картинах: он учит смотреть и видеть произведение искусства в деталях и заново открывает зрителю давно знакомого художника. К тому же, видеоэссе позволяет рассмотреть произведения в мельчайших деталях и в прекрасном качестве. Серия видеороликов меняет представление у зрителя о художнике. Он приходит на выставку посмотреть великого художника, а уходит, увидев и осознав, почему его таковым считают и за что так ценят. Подобные мультимедийные презентации – один из первых шагов в демонстрации исследовательского материала для широкой аудитории.

Часть видеороликов была показана в рамках научно-практической конференции «Музей в 21 веке» и в рамках научной конференции «Третьяковские чтения – 2014» и получила бурный зрительский отклик. В апреле–мае 2014 г. Третьяковская галерея разместила проект на сайте YouTube.

Хотелось бы, чтобы проект, подобный «Флоре и фауне в произведениях Михаила Нестерова», не остался разовым экспериментом. Демонстрация видеоэссе в профессиональной и непрофессиональной среде (люди с искусствоведческим образованием) дал однозначный результат: видеоролик, созданный на основе исследовательской деятельности, с применением мультимедийных технологий, востребован и актуален в современном культурном обществе. Он идет параллельно исканиям последнего проекта Питера Гринуэя и Саскии Боддеке, состоявшегося в Манеже в апреле-мае 2014 г. и получившему название «Золотой век русского авангарда». Несмотря на огромное число различий, и проект Гринуэя и Боддеке, и проект Третьяковской галереи, посвященный творчеству Нестерова, объединяет раскрытие личности художника и созданных им произведений живописи с помощью мультимедийных технологий. Только Видеоэссе «Флора и фауна в произведениях Михаила Нестерова» делает это на примере классических живописных работ хрестоматийного художника.

Хотелось бы надеяться, что проект получит продолжение и обретет более универсальный характер, что зритель увидит не только картины М.В. Нестерова, но и произведения других, не менее замечательных русских художников, знаменитых и малоизвестных. Макросъемка картины и изучение фактуры произведения – только один из методов исследования произведения искусства. Существуют и другие методы, и здесь галерее еще предстоит путь поисков, проб и экспериментов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×