Структура быстрого реагирования

303
Общая тенденция развития сферы культуры подталкивает учреждения всех типов и видов к многоформатности. Библиотеки доказывают свое право быть «третьим местом», музеи и образовательные организации активно развивают новые программы и приносящую доход деятельность, театры экспериментируют с новыми аудиториями, вплоть до маленьких детей, филармонии дают концерты для слушателей, находящихся за многие сотни километров от залов… Какое место занимают сейчас и ...

Общая тенденция развития сферы культуры подталкивает учреждения всех типов и видов к многоформатности. Библиотеки доказывают свое право быть «третьим местом», музеи и образовательные организации активно развивают новые программы и приносящую доход деятельность, театры экспериментируют с новыми аудиториями, вплоть до маленьких детей, филармонии дают концерты для слушателей, находящихся за многие сотни километров от залов… Какое место занимают сейчас и могут занять выставочные залы в сфере, где все стремятся заниматься всем? В чем уникальность и исключительность? Почему скорость реакции так важна именно в той отрасли, где десятилетиями могло не происходить ничего принципиально нового? Побеседуем об этом с директором Объединения «Выставочные залы Москвы», исполнительным директором Ассоциации менеджеров культуры Елизаветой Борисовной Фокиной. 

Елизавета Борисовна, расскажите, пожалуйста, о структуре объединения «Выставочные залы Москвы». Сколько выставочных залов входит в объединение? Как выстроены отношения между ними?

Объединение «Выставочные залы Москвы» (далее – Объединение. – Примеч. ред.)  ̶ молодой проект. Юридическое и «идеологическое» объединение началось в октябре 2013 года. Это сложный процесс. В свое время в Москве существовало 28 выставочных залов. Это был уникальный опыт по созданию выставочных площадок шаговой доступности, ни в одном другом городе России ничего подобного не было.

В объединение вошло восемнадцать выставочных залов. Все они располагаются за пределами Садового кольца, единственное исключение – выставочный зал «Творчество» на станции метро Таганская на кольцевой линии метро.

Еще до структурного объединения Ассоциация менеджеров культуры по заданию Департамента культуры города Москвы я с коллегами проводила мониторинг деятельности залов: мы смотрели, с какими художниками там работают, кто посетители, сколько человек в штате и что это за люди – нас интересовало их образование, опыт и такие качества, как дружелюбие и гостеприимство.

По результатам мониторинга стало понятно, что примерно третья часть залов, которые в итоге вошли в Объединение, неплохо себя чувствует и в плане выставочной политики, и с точки зрения оказания услуг населению. К ним относятся, например, галерея «Беляево», известная своими детским и выставочными программам, галерея «Нагорная», развивающая культурно-досуговую деятельность, и галерея «Ковчег», которая специализируется на искусстве XX века, проводит экспертизу работ. Эти и подобные им галереи хотели развиваться, оказывать населению разнообразные услуги – и успешно делали это.

Но оказалось, что даже у успешных галерей зачастую нет четко выстроенной художественной политики, они были предоставлены сами себе и развивали экспозиционно-выставочную деятельность так, как сами ее понимали. Приходилось выживать, поэтому кто-то организовал на своей базе багетную мастерскую, а кто-то – художественный салон. Все это было довольно стихийно. Поэтому первоочередной задачей, поставленной перед нами Департаментом культуры, было создание независимого экспертно-кураторского совета. Совет, во-первых, должен перепроектировать деятельность даже не каждого отдельного зала, а всех залов в целом и дать независимую оценку их деятельности, а, во-вторых, экспертно проанализировать результаты совместной работы Союзов художников и дизайнеров с галереями в рамках существовавших у них партнерских отношений. Нам было важно не столько учесть интересы уже многоопытных представителей этих союзов, сколько понять, состоят ли в них молодые художники, дизайнеры, архитекторы, насколько активно они вовлечены в их деятельность, учитываются ли их потребности. Цель – дать молодым возможность представить свои проекты в наших выставочных пространствах. К сожалению, даже в Москве почти нет государственных и частных галерей, которые были бы готовы на постоянной основе выставлять работы молодых архитекторов, дизайнеров и художников.

В недалеком будущем мы бы хотели учредить премию для молодых художников и кураторов. Победители смогут реализовать свои проекты на наших площадках.

Управленческая структура Объединения выглядит следующим образом. Образованы кураторский и экспертный советы. Каждый куратор отвечает за развитие своего направления (например, художественные практики в современном контексте, художественные сетевые проекты, арт-резиденции и программа международного художественного обмена, зона публичного комфорта/коммуникации «третьи места», многофункциональные центры и так далее.д.). В рамках каждого направления работает два-три выставочных зала, куратор работает взаимодействует с каждым залом напрямую.

Совет кураторов ставит перед руководителями галерей важное условие: предлагать проекты не только для своих галерей, но и сетевые, которые могут распространяться как на несколько, так и на все объединенные залы. У нас не очень большие выставочные площади, поэтому с точки зрения пиара, обеспечения информационной доступности и привлечения аудитории нам важно проводить сквозные проекты с участием многих галерей, чтобы тематически выступать единым фронтом. Также мы стали вовлекать галереи Объединения в городские проекты и акции, такие как «Ночь в музее» и «Ночь искусств».

По какому принципу залы подразделяются на направления? 

Восемнадцать залов были разделены на восемь направлений по географическому принципу и по темам, к которым они сами тяготели. Например, выставочные залы «Солнцево» и «Арт-холл» находятся в наиболее удаленных районах города с неблагоприятной транспортной доступностью. Оба зала – чуть ли не единственные учреждения культуры в районе. По сути, они выполняют на этих территориях роль домов культуры и естественным образом тяготеют к многофункциональности. Эти залы вошли в направление «Многофункциональные культурные центры».

Выставочные залы «Варшавка» и «Феникс», который сейчас переименован в «Сколково», представляют собой пространства квартирного типа. Как ни показывай в их стенах замечательные работы, не удастся добиться того визуального эффекта, которого можно достичь в большой галерее. Совершенно очевидно, что таким залам нужен какой-то иной тип выставочной деятельности. Мы предложили им такой формат, как арт-резиденции – с мастерскими и возможностью проживания художника – и подобрали кураторов.

Направление «Художественно-сетевые проекты» развивают галереи «Нагорная», «Замоскворечье» и «Пересветов переулок».

Направление «Профессиональные художественно-образовательные практики» представлено галереями «Беляево» и «На Каширке». Это очень устойчивые и «продвинутые» учреждения, которые плотно работают с профессиональным сообществом. Ведут это направление Марина Бушуева и Виталий Пацюков – , люди, хорошо известные всем, кто интересуется интересующимся современным искусством.

Направление «Зона публичного комфорта» пока находится в стадии формирования. Им будут заниматься две очень непохожие галереи: «Наследие» и «Ростокино». «Наследие» фактически в одиночку обслуживает три района с численностью населения около девяти тысяч человек. В «Ростокино» будет создан Электромузей с цифровыми медиа, музыкой и видео – настоящий продюсерский центр по работе с населением, где люди смогут сами создавать музыкальные и видеоролики.

Направление «Формирование художественной среды и просветительская деятельность» (название пока условное) объединяет в себе галереи «Богородское», «Измайлово» и «Галерея XXI века». Они больше тяготеют к образовательным проектам, работают с детской и студенческой аудиторией средствами современного искусства. На базе этих галерей появится детский музей, лекторий для студентов профильных вузов и не только.

«Лаборатория средового дизайна и экспозиционно-выставочных проектов» ̶ это музей новых медиа, так называемый «жидкий музей». К работе на этом направлении нам удалось привлечь архитекторов-дизайнеров Ларису Климову и Александра Ермолаева из архитектурно-дизайнерской студии «Мастерская-таф». Они создадут в галереях «Солнцево» и «Арт-холле» школу народного и детского дизайна, в которой каждый сможет научиться создавать удобные пространства.

Последнее направление «Художественные практики в современном контексте» представлено галереями «Ковчег» и «На Таганке», которые будут работать с искусством XX века и популяризировать его.

По какому принципу формировались кураторский и экспертный советы? Кто вошел в их состав?  

Для участия в кураторском совете мы искали активных людей под задуманные направления. Это был свободный выбор. У кураторов была возможность заявить о своем интересе, познакомиться с состоянием дел и решить, что можно развить в той или иной галерее и готовы ли они это сделать.

Например, арт-директор замечательной московской галереи Лариса Гринберг с самого начала тяготела к вошедшему в Объединение «Замоскворечью», потому что там занимались очень близкой и интересной ей темой – авангардом.

Нам было важно сохранить в кураторском совете бывших директоров, на стороне которых опыт, и привлечь новых людей, которым хочется работать. Поэтому кураторы определялись по направлению интересов, желанию реализовывать в пространствах выставочных залов свои проекты и готовности работать как со старым, так и с новым коллективом.

При формировании экспертного совета мы ориентировались на возможность продвижения общих ценностей и достижения общих целей. Поэтому в совет вошли представители учреждений культуры и статусные эксперты, с которыми нам хотелось создать и развивать партнерские отношения. Это Иосиф Бахштейн – директор Института проблем современного искусства и Школы современного искусства «Свободные мастерские», Алиса Прудникова – директор Уральского филиала ГЦСИ, Ольга Шишко – основатель Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», дизайнер-график Сергей Серов из Фонда развития и поддержки графического дизайна «Золотая пчела», Наталья Юрьевна Самойленко – директор музея-заповедника «Царицыно»… Это компетентные и лояльные к нам специалисты, которые готовы давать нам рекомендации и помогать в продвижении нашей деятельности.

Мультиформатность сейчас в моде. Дома культуры исторически развивали различные направления творчества. Библиотеки и музеи активно осваивают новые методы и формы работы с аудиторией. Театры открывают для себя новые аудитории. В чем принципиальное отличие выставочных залов от других типов учреждений культуры?

У выставочного зала есть ряд формальных и неформальных отличительных признаков. Формальный – выставочный зал получает госзадание на проведение выставок. Зал должен отработать его, проведя определенное количество мероприятий, привлекая определенное число посетителей. С другой стороны, выставочное объединение не имеет права хранить и формировать свои фонды: зал не имеет музейного статуса. В общем-то, это плюс – раз у нас нет своей коллекции, значит, мы более мобильны. В других учреждениях выставки возможны, но они проходят не так часто. А в госзадании на объединение из 18 залов предусмотрено 400 выставок в год. Это значит, по двадцать выставок на каждый зал. Много. Тяжело и коллективам, и кураторам.

Поскольку мы находимся в районе и работаем с людьми, нам нужны культурно-досуговые формирования. А значит, нужно предусмотреть оказание культурно-досуговых услуг в рамках внебюджетной деятельности.

Мы бы хотели, чтобы наши образовательные направления соответствовали концепции каждого выставочного зала. Тогда в этой адекватности и связанности сформируется уникальность каждого конкретного направления и зала. Чтобы зал предлагал не просто набор из курсов английского языка, танцев живота и капоэйры, а услуги, которые, безусловно, соответствуя потребностям населения, отвечают общей тематике деятельности Объединения, привлекают именно этим и приносят учреждению доход. Сейчас мы хотим использовать отличную практику галереи «Беляево»: в ней развивается направление «Изопарк», из которого выросла детская художественная галерея, совершенно логично появились курсы лепки и другие занятия. На этой территории мы хотим открыть кофейню и музейно-книжный магазин. То же хотелось бы сделать в галерее «На Каширке», а в магазине при галерее «На Таганке» будем продавать современную профессиональную литературу.

Что такое «моноформатная деятельность»?

Отдельно – книги, отдельно – картины, отдельно – кафе.

Это плохо?

Это не слишком эффективно. Сейчас экономика и культура потребления таковы, что человек не просто идет в кино, а идет посмотреть фильм, заодно полистать и выбрать книгу, посидеть в кафе после сеанса, а по дороге домой накормить детей мороженым. Значит, наша задача – создать в выставочных залах такие центры притяжения, чтобы люди, приходя на выставку, могли выбрать из целого набора разнообразных услуг и продуктов те, которые им понравятся. Галерея таким образом развивает внебюджетную деятельность, повышает свою эффективность. А посетитель будет доволен местом, где получит комплекс услуг. Если я, как мама, привожу своего ребенка на занятие в кружок, зачем мне тратить целый час, просто сидя в коридоре? Мне как минимум нужен wi-fi, чтобы, скажем, проверить почту, а еще лучше – возможность воспользоваться этим wi-fi за чашкой кофе. А если я могу параллельно посетить такую же художественную мастерскую и получить дополнительное образование – это просто идеальная ситуация!Чем важен именно сетевой принцип работы с галереями? Они могли бы заниматься тем же самостоятельно.

Сети под силу такие проекты, которые не сможет воплотить одна институция. Например, сейчас мы перезапускаем направление «Краеведение». Для этого ведется исследование районов, в которых расположены залы. Исследование серьезное, методичное с привлечением социологов и культурологов. Знания о районах, которые мы получим по итогам исследований, через какое-то время позволят нам создавать районные музеи и выставки.

Мы пытаемся охватить своими проектами близлежащие территории, включить в эту работу местное сообщество. Точно так же мы делаем проекты, выходящие за рамки наших пространств.

Да, наверно, самая главная отличительная черта объединения выставочных залов – возможность создавать новые проекты из разряда тех, которые невозможно делать в одиночку. А если говорить о профессиональном сообществе, то объединению галерей под силу привлечь молодых художников и кураторов, позволив им выступить в одном пространстве и оперативно перевезти выставку на другую территорию.

Когда все стремятся заниматься всем, остается ли в спектре культурного предложения место учреждениям, которые честно и хорошо ведут только один вид деятельности – основной уставной? 

Я считаю, что место есть всему. Самое сложное – создать инфраструктуру, самое простое – ее разрушить. Восстановить ее потом практически невозможно. Но лучше пусть будет разнообразие.

У нас есть выставочные залы, которые хотят заниматься только выставками, но мы с ними боремся: убеждаем, что мы должны общаться с публикой. Когда выставочный зал, существующий для публики, с публикой не работает – это… странно. Значит, он работает для себя, и это не зал, а «избушка на клюшке»: выставка сделана, информации о ней нет, посетители не приходят, но госзадание по количественным показателям исполняется. Осталось только придумать число посетителей. Искусство ради искусства возможно, но в других формах и в другом месте. Сделать ремонт, багеты, собрать произведения, чтобы потом к вам никто не пришел, ̶ это не наш путь.

Когда мы только приступали к реформированию сети выставочных залов Объединения, перед нами стояло три задачи. Первая – работа с персоналом. Вторая – оптимизация управленческой структуры, и здесь удалось обнаружить много неэффективных и непрозрачных историй. Третья – изменение визуального облика галерей. Я оптимист и всегда ставлю задачу-максимум, но надо признать, что в этом направлении мы продвигаемся медленно. В данный момент в пяти залах идет текущий ремонт, параллельно меняются фасады, ведутся работы по обеспечение доступа маломобильным категориям граждан. Около пятнадцати видов ремонтных работ находится в разных стадиях готовности. Сейчас не во все наши пространства можно пригласить и кураторов, и гостей. Вернее, пригласить-то можно… К концу года мы по мере сил постараемся привести все в порядок.

Что такое принцип «культура в шаговой доступности» в Вашем понимании? Как это может выглядеть? 

Отчасти это межмузейные проекты. После того, как будут закончены ремонтные работы, мы сможем пригласить музеи в наши галереи.

Для меня шаговая доступность культуры выражается в том, чтобы житель города, который устал за рабочую неделю и не хочет выезжать из своего района в выходные, мог сам и с членами своей семьи получить набор культурных услуг и визуальных наслаждений, не уходя далеко от дома. Чтобы за интересной выставкой ему необязательно было ехать в Третьяковскую галерею, а достаточно было зайти в местный выставочный зал.

Должны ли эти выставки отличаться – по масштабу, темам?  

Вполне возможно, что да. Мне кажется, тема локальных историй становится все более важной, люди тяготеют к ней. К тому же, периферия и районы стали включаться в крупные проекты. Например, часть интересных проектов Биеннале современного искусства специально проводилась на площадках в периферии, чтобы посетители специально ехали туда. Когда галереи Объединения проводят у себя «Ночь в музее», мы пытаемся предложить набор событий, ничем не уступающий тому, что предлагает Музей Москвы. Мы вовсе не хотим меряться с кем-то силами – масштаб просто несопоставим. Я только хочу сказать, что так проявляется принцип децентрализации – и что на периферии могут развиваться интересные проекты, ради которых можно приехать из центра. Тем более, что в Москве почти все живут не в центре.

Кого Вы считаете потребителем услуг выставочных залов? Чем живет этот человек, чем занимается?  

Сейчас пользователи наших услуг – это мамы с детьми и пенсионеры, как и у многих других учреждений культуры. Сейчас мы работаем над привлечением профессиональной аудитории художников и кураторов, которые приходят со своими проектами.

Хотим – представителей неформальных объединений, молодежь, компании по интересам… Очень интересна неорганизованная школьная аудитория. Хотя и организованные экскурсии продолжают существовать, как и партнерские проекты выставочных залов с учреждениями социальной защиты.

И особенно сильно хочется заинтересовать аудиторию молодых людей, специалистов, приехавших в Москву зарабатывать деньги. Хочется показать им, чем еще богат этот город.

Какие количественные и, главное, качественные показатели ставит перед собой Объединение? 

Число выставок и мероприятий, количество их посетителей (общее и по возрастным группам) и разных аудиторий, которые должны быть охвачены этими мероприятиями, объем внебюджетных средств, количество клубных формирований и другие показатели. К сожалению, в госзадании закреплены только количественные показатели. Качественные мы ставим перед собой сами. Самый главный из них – это естественная смена аудитории. Мы внедряем новую репертуарную политику. Кому-то она понравится больше, кому-то – меньше. Это нормальный процесс: одни посетители отсеиваются, а новые приходят, когда вдруг обнаруживают что-то интересное для себя.

 Для нас очень важен репутационный рост в профессиональном сообществе. Нам бы хотелось, чтобы росло число художников и кураторов, которые желали бы с нами работать. И еще хочется сделать имидж выставочных залов узнаваемым ̶ чтобы, увидев вывеску, люди сразу понималиь, что это выставочный зал, то есть место, где их приветливо встретят приветливо и они смогут , и можно будет увидеть что-то интересное.

Как может быть выражено признание Объединения профессиональным сообществом, в чем это может проявляться? 

Я пойму, что «нас признали», когда музеи сами начнут приходить в галереи с предложениями о совместных проектах на наших площадках.

А пока на базе Объединения и Ассоциации менеджеров культуры создается креативная «команда быстрого реагирования». Я, как руководитель Объединения и Ассоциации менеджеров культуры, буду стараться привлекать в эту команду больше профессионалов, разновозрастных, разнонаправленных, способных реализовывать сложные проекты.

Есть ли готовые рецепты, как привлечь горожан в выставочные залы, сделать их соучастниками выставок и событий?

Мне кажется, что готовых рецептов нет. Любые инициативы, особенно новые, требуют ручной работы, в них очень важен человеческий фактор. Есть набор продуктов и услуг, который гарантированно будет понятен аудитории и популярен, но это только технология. Технология – это хорошо, но технологизировать все – невозможно. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×