Вмешательство органов государственного контроля и надзора в музейное мероприятие по определению датировки археологического экспоната

235
В музей была приглашена группа специалистов для датировки археологического экспоната, хранящегося в музее с 1894 г. Экспонат состоит из отдельных фрагментов. Учёные сделали спил толщиной 2 мм с крупного неорнаментированного фрагмента. Внешний вид памятника от этого не изменился. Однако заместитель директора окружного ...

Абидуева Е.В.,

ведущий консультант отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения Министерства культуры и архивов Иркутской области

Эксперт электронной системы «Культура» отвечает на вопросы пользователей. 

В музей была приглашена группа специалистов для датировки археологического экспоната, хранящегося в музее с 1894 г. Экспонат состоит из отдельных фрагментов. Учёные сделали спил толщиной 2 мм с крупного неорнаментированного фрагмента. Внешний вид памятника от этого не изменился. Однако заместитель директора окружного управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия инициировал неофициальное расследование по этому делу. По его мнению, подобные действия нарушили условия хранения движимого памятника истории и культуры. Насколько обосновано вмешательство этого органа в музейные мероприятия по исследованию экспоната?  

В рамках Административного регламента исполнения Министерством культуры РФ государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за состоянием Музейного фонда РФ, деятельностью негосударственных музеев, хранением и использованием отнесенных к культурному наследию народов Российской Федерации библиотечных фондов и кинофонда, соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации, соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, а также за сохранностью перемещенных культурных ценностей и их учетом (далее – Административный регламент) проверка может быть осуществлена только на основании приказа (распоряжения) руководителя органа Минкультуры России. Для администрации музея в данной ситуации принципиально важно ответить на вопрос, могла ли датировка археологического экспоната (предмета) быть определена другим способом, в т. ч. на основании документов Архивного фонда.

Определим основные понятия, которыми будем оперировать.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – закон № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Под объектом археологического наследия (ОАН) понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах, включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои.

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Все виды объекты культурного наследия (памятники, ансамбли и достопримечательные места) могут включать в себя ОАН, к которым, в свою очередь, относятся археологические предметы.

В соответствии со ст. 45.1 Закона № 73-ФЗ работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее – археологические полевые работы), проводятся на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук сроком не более чем на один год.

Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов, проводятся на основании разрешения (открытого листа).

Согласно разделу II части 3 Рекомендаций о составе, порядке разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации на проведение производственных работ по сохранению объектов культурного наследия, рекомендованными к применению циркулярным письмом Минкультуры РФ от 10.12.2007 № 78-01-35/04-ДА, разрезы архитектурно-археологических элементов относятся к камеральной обработке при осуществлении археологического наблюдения. То есть проведение данных работ должно осуществляться с разрешения федерального органа охраны объектов культурного наследия.

Физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать все изъятые археологические предметы (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) в государственную часть Музейного фонда РФ. Порядок передачи установлен федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Все данные об исследованных объектах археологического наследия и археологических предметах подлежат включению в научный отчет о выполненных археологических полевых работах является основным документом, который исполнитель археологических полевых работ должен передать на хранение в Архивный фонд Российской академии наук как составную часть Архивного фонда РФ в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа).

Таким образом, существует большая вероятность того, что данные о датировке археологического предмета могли быть получены при проведении археологических полевых работ и занесены в научный отчет, хранящийся в Архивном фонде РФ. Администрация музея должна была обратиться с запросом в Архивный фонд РФ.

Весьма вероятно, что данные о датировке археологического предмета можно было получить из научного отчета, хранящегося в Архивном фонде РФ.

Кроме того, неясно, почему у музея отсутствовала информация о дате создания археологического предмета, ведь развернутое описание предмета, включая дату его создания, должно быть занесено в Инвентарную книгу.

Целостность любой вещи (археологического предмета или музейного предмета) может быть нарушена через повреждение, разрушение или частичное уничтожение. К сожалению, наличие спила позволяет говорить о том, что произошло именно повреждение.

В соответствии с п. 24 Административного регламента исполнения Министерством культуры РФ государственной функции по контролю и надзору за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия основанием для проведения внеплановой проверки государственных и муниципальных органов является поступление в органы Минкультуры России обращений и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и из средств массовой информации о нарушении государственными и муниципальными органами обязательных требований. Однако предполагаемое обязательное требование по получению разрешения у органа объекта культурного наследия на проведение археологических полевых работ, одним из методов камеральной обработки при проведении которых является разрез элемента, установлено в отношении лиц, проводящих эти работы, в то время как музей не проводил указанные работы, а осуществлял свою деятельность по изучению музейных предметов, прямо предусмотренную законодательством о музейном деле и уставом музея.

Требование по получению разрешения у органа объекта культурного наследия на проведение археологических полевых работ установлено в отношении лиц, проводящих эти работы, а не в отношении музея.

Принцип сохранения целостности музейных предметов и коллекций предполагает, что возможные мероприятия по государственному контролю за его соблюдением должны проводиться в рамках законодательства о музейном деле. Таким образом, у Управления федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия не было оснований для проведения внеплановой проверки в рамках указанного Административного регламента.

В соответствии с п. 5.4.10.10 Положения о Министерстве культуры РФ, Минкультуры России осуществляет государственный контроль за состоянием Музейного фонда РФ в порядке, установленном Административным регламентом. 

Основания проведения внеплановой проверки за соблюдением законодательства о музейном деле перечислены в п. 3.1.17 Административного регламента:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации;

2) приказ (распоряжение) руководителя органа Минкультуры России, изданный в соответствии с поручениями и указаниями Президента РФ и поручениями Правительства РФ;

3) приказ (распоряжение) руководителя органа Минкультуры России, изданный в соответствии с требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×