«Учреждение+», или Оптимизация, реорганизация, присоединение

123
К муниципальному бюджетному учреждению «Дворец культуры» в порядке реорганизации присоединяется муниципальное автономное учреждение «Парки города». После реорганизации выбран тип организации – муниципальное бюджетное учреждение. Какая форма соглашения может быть ...

Абидуева Е.В.,

ведущий консультант отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения Министерства культуры и архивов Иркутской области 

Эксперт электронной системы «Культура» отвечает на вопросы пользователей. 

К муниципальному бюджетному учреждению «Дворец культуры» в порядке реорганизации присоединяется муниципальное автономное учреждение «Парки города». После реорганизации выбран тип организации – муниципальное бюджетное учреждение. Какая форма соглашения может быть заключена между бюджетным учреждением и собственником аттракциона либо инвестором для достижения совместной коммерческой выгоды? Есть отягчающее обстоятельство: по решению учредителя (администрации города) территория парка не подлежит разделению. А значит, учреждение не сможет заключить договор, в котором фигурирует земельный участок, поскольку для этого требуется выделение земельного участка и проведение конкурсных процедур.

В данном непростом случае оптимальной формой соглашения будет заключение договора (муниципального контракта) аренды между муниципальным учреждением и собственником аттракциона: парк арендует объект (аттракцион) под свои нужды, при этом плата за пользование имуществом по заключенному договору (муниципальному контракту) должна предусматриваться за счет средств от платной и иной приносящей доход деятельности, т. е. от дохода от продажи билетов на посещение взятого в аренду аттракциона.

В этом случае заключение договора аренды (муниципального контракта) может осуществляться в соответствии с Положением о закупке бюджетного учреждения, принятого в порядке ст. 15 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Кроме того, возможно заключение договора дарения между парком и собственником аттракциона. В этом случае аттракцион становится собственностью парка, но при этом в соответствии с ч. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) парк вправе самостоятельно распоряжаться таким имуществом, например, предоставить его бывшему собственнику в аренду за небольшую арендную плату.

Полученное за счет платной и иной приносящей доход деятельности имущество не может быть отнесено к особо ценному движимому имуществу.

Следует признать, что, к сожалению, российское законодательство в настоящее время не выработало эффективных механизмов развития приносящей доход деятельности бюджетных учреждений. Требования к осуществлению инвестиционной деятельности определены Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и предусматривают прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями (на базе принадлежащего им муниципального имущества).

Возможность муниципальных учреждений непосредственно участвовать в инвестиционных соглашениях (без решений органов местного самоуправления) законодательством не предусмотрена, тем более в данном случае, когда речь идет о невозможности определения муниципального земельного участка под размещение аттракциона.

Законодательство не предусматривает возможность муниципальных учреждений участвовать в инвестиционных соглашениях без решений органов местного самоуправления.

К МАУК «Центр культуры» прилегает парковая зона площадью 2,3 гектара. Земля принадлежит учреждению на условиях постоянного бессрочного пользования. Администрация учреждения хотела бы установить в парке аттракционы и открыть кафе. Для этого планируется привлечь сторонние организации. Как сделать это законно?

Уточнение: на сегодняшний день земельный участок оформлен под здание Дома культуры, но на основании обращения директора учреждения запущен процесс разделения на две территории: под здание Дома культуры и под уставную деятельность. Комиссия Главархитектуры приняла решение о разделение земельного участка. Готовится проект постановления и межевание. Таким образом, после переоформления назначение земельного участка будет соответствовать цели его использования в свидетельстве о праве на землю. 

В законодательстве существует небольшой пробел, касающийся определения, в частности, разрешенного использования земельных участков в правоустанавливающих документах на них. С разъяснениями выступает обычно Росреестр.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) под государственным кадастровым учетом (ГКУ) недвижимого имущества понимаются действия уполномоченного органа (Росреестра) по внесению в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают или существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее – уникальные характеристики объекта недвижимости), или прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом № 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе. 

Целевым назначением (ст. 7 Земельного кодекса РФ) и разрешенным использованием образуемых земельных участков (ст. 37 Градостроительного кодекса РФ) признаются целевое назначение и разрешенное использование исходных земельных участков (п. 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ). 

Если разрешенное использование участка не соответствовало возникшим нуждам, то Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусматривает принятие в установленном Градостроительным кодексом порядке правил землепользования и застройки (правда, не позднее чем до 1 января 2012 г.), которые должны предусматривать порядок принятия решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.

После принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства Росреестр в своих разъяснениях указывает, что при наличии в документах, представленных для проведения ГКУ, сведений о категории и разрешенном использовании земельного участка, данные характеристики будут внесены в Государственный кадастр недвижимости (ГКН).

ГКН на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях (ст. 4 Закона № 221-ФЗ).

Таким образом, информация о виде разрешенного использования может стать частью правоустанавливающих документов на земельных участок.

В данной ситуации необходимо как можно внимательнее отнестись к видам разрешенного использования участка, которые определены градостроительным регламентом (или уполномоченным органом) и при необходимости провести процедуру изменения видов разрешенного использования. Однако обычно они определены настолько укрупненно, что сложно определить, что «что-то не так» (например, назначение участка может быть указано следующим образом: «земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии» или «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания»). Кроме того, поскольку земля находится в муниципальной собственности, собственник – один. Это – положительный момент, поскольку исключена ситуация, когда собственники не могут договориться о назначении земли.

Земельные вопросы, как правило, решаются в административном порядке. Администрации учреждения необходимо обеспечить взаимодействие с уполномоченными органами, что в данной ситуации и предпринимается. В результате у учреждения будет два участка и два свидетельства о праве на них, в которых будет определено назначение земель и административных зданий.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×