Виртуальность в сохранении исторической реальности

244
В динамично меняющемся мире музей как социальная субстанция должен адекватно реагировать на инновации, меняться не только в «действительном режиме», но и в виртуальном пространстве....

С.Ю. Сидорова,

директор Государственного автономного учреждения культуры Тюменской области «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»

В динамично меняющемся мире музей как социальная субстанция должен адекватно реагировать на инновации, меняться не только в «действительном режиме», но и в виртуальном пространстве.

Музей является уникальным учреждением, хранящим реальные вещи из ушедшего и теперь уже нереального для нас мира. Но не только предметы, как очевидцы и источники информации о уже совершившихся событиях, а еще и их визуальные копии: живописные, акварельные, графические и, наконец, цифровые – способны перенести нас во времени, оторвав от реалий нынешнего дня.

В российских энциклопедических источниках термин «реальность» отсутствует как таковой и требует объяснения для исследователя. Мы понимаем, что реальность – это то, что имеет для нас значение сегодня и сейчас. Следовательно, историческая реальность представляет из себя то, что имело значение и происходило до определенной временнной точки отсчета. Разберемся на примерах, как виртуальность и технологии дополненной реальности на практике помогают музею сохранять наследие.

Технологии потенциальной силы

С прогрессом и продвижением общественных коммуникаций пришло в жизнь множество технологий визуализации (звук, свет, фотографирование, видеосъемка и т. д.). Стало возможным показать, ревитализировать или скопировать все или практически все. Так наша техническая реальность подвела человечество к новым возможностям осознать невозможное. Постичь окружающее человека пространство нереальности сложно, но, оказывается, в настоящий момент есть такие решения и приемы. И связаны они напрямую с другим термином, правда, тоже не нашедшим отражения в российской научно-справочной литературе, – «виртуальность» (от лат. virtualis – «возможный»).

Разберемся, с чем мы имеем дело. В словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона понятие «виртуальный» трактуется как «возможный в идее; скрытая потенциальная сила», объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях. У С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «виртуальный» – несуществующий, но возможный. Виртуальная реальность – несуществующая, воображаемая.

Сегодня технологии фото, кино, звука, света, а затем видео и мультимедиа, дополняя реальность, проникают во все сферы человеческой деятельности, расширяя наши возможности не только изменить этот мир, но и обогатить его эффектами познания и сохранения.

Технологии

Применение в музее

Формы использования

фото

Архивы, фотоколлекции, экспозиции

Оформление экспозиционных площадей, полиграфическая продукция, афиширование мероприятий

кино

Лектории, занятия, мероприятия

Кинопросмотры, методический материал для уроков, гостиных, мероприятий

звук

Фонотеки, экспозиции, тематические мероприятия

Аудиоэффекты, аудиогиды, звуковой фон

свет

Экспозиции, мероприятия

Подсветка витринного обрудования визуальные эффекты,

видео

Видеотеки, экспозиции, занятия, мероприятия

Презентации, видеогиды, видеостены, конференции, просветительские программы

мультимедиа

Экспозиции, коммуникативные площадки, конгресс-услуги, сервисные зоны, музейные кинотеатры

Мультимедийный контент для сенсорных киосков, интерактивных столов, панелей, экранов, голографических пирамид, псевдоголографических экранов. Виртуальные экскурсии, экспозиции, анимация

Музейные практики применения технических средств

Фотография – один из первых творческих приемов изображения событий. Логично, что именно этот прием использовался в выставочной практике музеев для иллюстрирования темы с момента организации общественной музейной деятельности. Фотография дополняла демонстрацию предметов и содействовала содержательному и полномерному показу персоналий. В Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике (тогда – Тобольский Губернский музей) фотооформление впервые было использовано в экспозициях в конце XIX в. Эта новая практика совпала с массовым увлечением фотографией по всей России.

В советских музеях лозунги, плакаты, аншлаги и афиши были основными приемами визуализации, являясь при этом элементами виртуальности. Затем кино, как искусство ирреальности, проникло в залы музейных лекториев и стало активным средством агитации и пропаганды идей общественного строя. Телевидение, хоть и не сразу, проявилось как новый технический элемент эффектного дополнения в массовых музейных формах.

В конце XX в. российские музеи начали использовать в своей работе видеофильмы. Сюжеты снимались и собственными силами, и с привлечением специалистов. Показ видеофильмов заметно облегчил проведение музейных уроков, украсил музейные гостиные и расширил визуальные рамки образовательных программ. Тобольский музей-заповедник в работе центра музейной педагогики широко использовал видеоматериалы. Просветительные кино- и видео-альбомы для всех категорий зрителей сегодня уже являются предметами фондовых коллекций. Но киноформат как технологический прием был недоступен многим музеям, так как снимали кино только профессионалы, а демонстрация и хранение требовали специальных условий (кинозалов с аппаратурой, складов с оборудованием и др.), которыми музеи не обладали. Видеокамеры и видеокассеты упрощали проведение съемок, показ и сохранение отснятого материала. Сотрудники музеев сами осуществляли видеосъемки, монтаж и др., а хранить эти носители было намного легче, чем киноархивы.

Создавать и хранить видеоархив было проще, чем киноархив.

Видеоархивы росли, и постепенно музеи столкнулись с необходимостью формирования собственных видеофондов. В Тобольском музее-заповеднике в коллекции фотофонда выделена отдельная рубрика фоно- и видеоматериалов (видео- и аудиокассеты, видео- и аудиодиски и др., систематизированные по темам), хранящихся в металлических сейфах.

Одним из нововведений стало создание и активное использование слайдовых показов (презентаций). Чаще всего презентации подготавливаются в программах PowerPoint или Photoshop. Этот опыт помогает создать графическую систему аналитики по определенной теме и представить динамику любого процесса. В учреждении накоплен солидный банк презентационных материалов, которые стали иллюстративными источниками для проработки новых концептуальных решений и актуализации действующих проектов.

Взаимодействие системы представления 

За последнее десятилетие развитие общественных коммуникаций решительно продвинуло вперед новые технологии, получившие общее название «интерактивных». Энциклопедический словарь электронных ресурсов определяет понятие «интерактивный» (от англ. interactive – «взаимодействие») как «основанный на двусторонней связи между зрителем (слушателем, пользователем) и центральным узлом какой-либо системы (телестудии, радиостанции, компьютер и т. п.)». Благодаря интерактивным технологиям посетитель получил возможность самостоятельно приобщаться к музейному ресурсу именно посредством этих технических устройств. К примеру, аудиогиды стали индивидуальными проводниками между объектами информации и ее потребителями.

При музеефикации центрального музея Тобольского Кремля, каким является Дворец Наместника (Воеводский двор), активно использовались современные формы дополнения уникального музейного фонда электронными технологиями. Посетителям предлагаются аудиогиды по всем двадцати залам. В экспозиционных залах в постоянном режиме функционируют сенсорные киоски, в которых размещены дополнительные иллюстративные и информационные материалы по темам выставочных комплексов, например «На защите Сибирских ружей», «Тобольск – культурно-просветительный центр Сибири» и др. В показе «Тобольск – промышленный и экономический форпост России XVIII века» на жидкокристаллическом экране демонстрируется видеофильм «Сибирские губернаторы». Показ художественных коллекций в ассамблее и галерее сопровождается звучанием фоногида. «Первыми ласточками» мультимедийных систем здесь стали сенсорные киоски, плазменные панели, жидкокристаллические экраны и аудиогиды (специалисты называют эти механизмы «контейнерами»). В информационных киосках используются видеоархивы и слайдовые презентации, созданные силами сотрудников центра музейных технологий и центра продвижения Тобольского музея.

Разнообразные технологии дают новые способы представления – но что именно представлять, решают музейные работники.

С введением новых форм представления многочисленных музейных коллекций перед сотрудниками музея встал вопрос о системной разработке научного контента для мультимедийных устройств, уверенно входящих с технической модернизацией в музейный профессиональный оборот.

Появление новых форм представления музейных коллекций требует системной разработки нового научного контента.

Мультимедиа (от англ. multimedia) – интерактивная система, обеспечивающая одновременное представление различных средств медиа: звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Термин мультимедиа также зачастую используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми такими носителями были компакт-диски). В этом случае мультимедийный компьютер может использовать такие носители и предоставлять пользователю аудио-, виде-, анимационные материалы, изображения и т.д. в дополнение к традиционным способам предоставления информации.

Но важно еще и разработать сам информационный сегмент, так называемый контент (от англ. content – «содержание») – это информационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса (рисунок 1). На этом поприще начинается новая сфера музейной деятельности, когда вопрос представления исторической темы посредством демонстрации уникальных фондов решается на уровне не только экспозиционера и художника, но еще и программиста, дизайнера.Электронные контейнеры в музейном пространстве

В 2013 г. по Распоряжению Губернатора Тюменской области Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник осуществил крупномасштабный модернизационный проект. В экспозиционных залах были установлены и введены в действие интерактивные панели (с сенсорными принципами управления), столы (MultiTacition), полиэкраны (видеостены) и голографические пирамиды (3D). Так, в «зале одного шедевра» был установлен голографический экран, на котором демонстрируется обратная проекция фондовой коллекции «Серебро Сибирских татар». На «парящем» экране в центре затемненного зала при фоновом музыкальном сопровождении (аудиозапись) появляются объемные изображения татарских национальных украшений из серебра (цифровые копии). Зритель вытянутой вперед рукой может управлять движением объекта, приближая и отдаляя его, увеличивая и уменьшая, поворачивая, рассматривать миниатюрные предметы в многократном увеличении. Возможность рассмотреть шедевры вблизи и собственными руками задать динамику их вращения открывает перед каждым посетителем виртуальную реальность.

Для каждой из внедряемых технологий был разработан индивидуальный контент, дополняющий и расширяющий рамки представляемой темы.

В постоянной экспозиции на малых площадях и в залах со сводами мультимедийные технологии очень органично дополняют центральную тему напольными и потолочными проекциями.

В 2014 г. в Архиерейском доме (Софийский двор) Тобольский музей-заповедник и Тобольско-Тюменская митрополия осуществили совместный уникальный музейный проект «История православия в Сибири». В выставочных залах представлены темы православного освоения и окормления Зауралья XVI-XX вв. Например, православная миссия XVI-XVII вв., ход формирования института сибирских святых и святынь представлены в динамике интерактивной картой на беломраморном полу. Посетитель встает на мобильную точку, и карта раскрывается и увеличивается под его ногами. Можно встать на определенное место на карте и по перемещению географических отметок проследить, как православие распространялось по городам Сибири и Дальнего Востока.

Встав на определенное место на карте, можно по перемещению географических отметок проследить, как православие распространялось по Сибири и Дальнему Востоку.

В другом зале покровительство Софийско-Успенского кафедрального собора и просветительство Тобольско-Тюменской Епархии показаны приемами потолочных видеопроекций. Свет гаснет, звучит аудиозапись колокольного набата, который сменяется песнопениями, и на потолке в контрастном изображении демонстрируются сюжеты строительства храмов и их разрушения.

Световой, звуковой и киноэффекты погружения образуют общую виртуальную среду. Ее создают приборы и механизмы, но транслируют они профессионально разработанный научными сотрудниками контент, наполняющий электронные контейнеры.

Исследовательские материалы, систематизированные, иллюстрированные и сопровождаемые выверенными комментариями и пояснениями, передают паломнику и туристу миссионерскую значимость духовного центра и ощущение подлинной атмосферы мемориального объекта, из которого и продвигалось православное просветительство на восток России.

В июне 2014 г. Тобольский музей-заповедник представил свои достижения в мультимедийной практике на Международном фестивале музеев «Интермузей – 2014» по заявленной теме «Музей в информационном пространстве». В процессе подготовки к участию в этом проекте сотрудниками ТИАМЗ совместно с ООО «Пятое измерение» (г. Екатеринбург) был целенаправленно разработан мультимедийный контент по шести направлениям: виртуальная экскурсия по Тобольскому кремлю в специальных очках, видеогид по кремлю, дополненная реальность (воспроизведение 3D-модели исторического здания на бумажном носителе с помощью планшета), интерактивный плазменный стол, представляющий тему «Тобольск – культурно-просветительский центр Сибири», тобольский фотосалон и видеокартина. Рассмотрим оптимальные примеры логистики такого контента.  

Так, виртуальная экскурсия по Тобольскому кремлю включает в себя творческие зарисовки, анимацию территории кремля в 3D-карте, видеосюжеты с экскурсоводом, звуковые эффекты (звон тобольских колоколов, пение семинарского хора), пояснительные тексты по объектам и др.

Контент видеогида по кремлю содержит фотофиксацию объектов, тематические изображения, дополняющие экскурсию, видеосюжеты с экскурсоводом, расширенные пояснительные тексты по объектам, справочную информацию по истории города и развитию туристической инфраструктуры Тобольска, музыкальные страницы.  

Сегодня все фото-, видео-, аудио-, кино- и другие мультимедийные материалы стали насущным сегментом в коллекционном комплектовании так называемых фотоколлекций. Время сформировало необходимость создания интерактивного фонда, который, расширяя горизонты познания и приобщения сегодня, будет служить потомкам завтра. Естественно, нынешние достижения станут частью истории технологического прогресса. И все же, осваивая новейшие технологии, важно не потерять нить времен, тесно связывающую поколения именно по средствам сохранения и транслирования подлинных источников: документов, предметов и символов.

Человеку не столько необходимо видеть реальных свидетелей прошлого в объемных виртуальных изображениях, сколько убедиться в том, что их сохранили в настоящем и передают в будущее.

Посетив стенд Тобольского музея-заповедника на Международном фестивале «Интермузей-2014», премьер-министр Д.А. Медведев отметил, что виртуальность впечатляет, но от реальности не стоит отрываться. Невозможно не согласиться с этим.

Как бы ни были эффектны и содержательны новшества науки и техники, главной составляющей остается доля человеческого участия в процессе развития социума.

Нематериальная сила нравственности и духовности всех национальных традиций и ценностей человечества может и должна стать виртуальной программой сохранения реальных достижений цивилизации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×