Оценка и экспертиза произведений искусства

1594
Кто, где и как проводит экспертизу произведений искусства, кто и какую ответственность несет за качество этой экспертизы...

И.В. Пуликова,

научный сотрудник Государственного института искусствознания, директор по развитию журнала «Русское искусство»

Кто, где и как проводит экспертизу произведений искусства, кто и какую ответственность несет за качество этой экспертизы. 

Оценка товара или имущества (для продажи, постановки на баланс, страхования, кредитования под его залог и т. д.) – процедура вполне обыденная и отработанная во всех отраслях экономики, учитывающая нормативы, инструкции, нормы амортизации и цены на аналогичные товары/имущество. Однако когда в роли такого товара или имущества выступает произведение искусства, ситуация осложняется. Однозначных, четко определенных правил, методик и критериев для оценки произведений искусства не существует. Специалисту, проводящему оценку, необходимо уметь работать на стыке экономики и искусствоведения, быть способным оценить художественную ценность произведения, одновременно учитывая данные о продажах и актуальные тенденции рынка, соотношение спроса и предложения. Открытая информация о продажах доступна только в отчетах аукционных домов, но используя ее необходимо помнить о влиянии на результаты торгов эмоциональной составляющей: в результате соперничества участников конечная цена продажи может выйти за рамки любых прогнозов. В то же время антикварные и арт-галереи, где сделки совершаются в более спокойной обстановке, традиционно не афишируют информацию о продажах.

Однозначных, четко определенных правил, методик и критериев для оценки произведений искусства не существует.

Кто производит оценку

По мере развития отечественного рынка антиквариата спрос на оценку предметов искусства со стороны банковских и страховых компаний, налоговых и таможенных органов, иных госструктур и населения увеличивается. Сегодня организации и частные лица, сталкивающиеся с необходимостью такой оценки, привлекают к сотрудничеству профессиональных арт-дилеров, опытных коллекционеров и искусствоведов. Как правило, к ним обращаются по рекомендациям коллег и знакомых, поскольку, с одной стороны, многие участники арт-рынка заявляют, что готовы произвести оценку, но, с другой стороны, их опыт и квалификация не всегда внушают доверие.

Многие участники арт-рынка заявляют, что готовы произвести оценку, но их опыт и квалификация не всегда внушают доверие.

В 2010 г. Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД), объединяющая более пятидесяти самых активных участников антикварного рынка и работающая на рынке с 2004 г., зарегистрировала Гильдию оценщиков МКААД: логично, когда оценку предметов искусства производят люди, которые занимаются этой деятельностью в своей ежедневной практике. Кроме того, над разработкой программы и методики подготовки экспертов-оценщиков произведений искусства в настоящее время совместно работают несколько заинтересованных организаций: Министерство культуры РФ, Государственный институт искусствознания, Деловой союз оценщиков и Гильдия оценщиков МКААД.

Заключение оценщика имеет смысл только в одном случае – если есть уверенность в подлинности произведения искусства, подтверждением которой традиционно служат результаты экспертизы.

Направления экспертизы

Следует отметить, что ситуация с подделками на российском антикварном рынке ничем принципиально не отличается от ситуации в других странах. Как только появляются произведения искусства, которые стоят очень дорого, их начинают подделывать. Пока русское искусство стоило недорого и не было востребовано покупателями, подделки были редким явлением. Исключение составляли иконы и произведения русского авангарда, которые всегда высоко ценились на Западе. С начала 1990-х гг. на внутреннем российском рынке появилось достаточно много платежеспособных покупателей русского классического искусства XIX-XX вв. – и тогда рынок столкнулся с массовыми подделками.

К сожалению, не существует реальной возможности оценить объем рынка подделок классического русского искусства. Относительно надежными индикаторами могут служить наблюдения участников рынка, которые в своей работе непосредственно сталкиваются с попытками продажи подделок и знают о таких ситуациях, скрытых от широкой публики.

В частности, попытки анализа ситуации и примеры поддельных или ошибочно атрибутированных работ публиковались в 2007-2009 гг. в «Каталоге подделок произведений живописи», который выпускал издатель Владимир Рощин под эгидой управления по сохранению культурных ценностей Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области культурного наследия (Россвязьохранкультуры).

Задача экспертизы – проверить произведение и выразить мнение относительно его подлинности.

Существует два направления экспертизы – искусствоведческая и технологическая:

■ искусствоведческая (иногда ее называют «знаточеской») экспертиза существовала во все века. Ее смысл заключается в том, что эксперт – это человек, который прекрасно знает творчество художника, «насмотрен», знаком с эталонными образцами, может сравнивать стиль и технику исполнения определенного мастера. Если картину, которую приносят эксперту, поставить в ряд с другими работами исследуемого автора, он поймет, что работа «выпадает» из ряда, нехарактерна для автора и может быть подделкой;

■ технологическая экспертиза производится с помощью разных видов техники и приемов, которые используют реставраторы (рентген, съемка в ультрафиолетовых лучах, химический анализ красок и т. д.). Она стала развиваться в России примерно с 1960-х гг. XX в. По результатам технологической экспертизы может быть признана подделкой картина, например, выполненная красками, которых не существовало в период жизни и творческой активности ее заявленного автора.

И технологическая, и искусствоведческая экспертизы – это сравнение с эталоном. Технологи накапливают базы рентгенограмм, на которых видно, как, например, один определенный автор кладет мазки в нижнем слое, а потом сравнивают эти эталонные снимки со снимками исследуемых работ. Накапливаются графологические базы образцов подписей художников, которые можно использовать для сравнения.

Технологическая и искусствоведческая экспертизы – это сравнение с эталоном.

Ответственность за результаты экспертизы

Долгое время в России можно было получить официальное заключение экспертизы только в специальных отделах, существовавших при музеях. И это было совершенно логично, поскольку именно в музеях были сосредоточены ресурсы, необходимые для проведения экспертизы:

■ большая часть произведений искусства;

■ эталонные работы, с которыми можно проводить сравнение (хранятся в музейных фондах);

■ специалисты: искусствоведы и реставраторы-технологи.

С ходом развития антикварного рынка, когда к музеям за экспертизой начали обращаться не только рядовые владельцы картин, но и организации и дилеры, использующие экспертные заключения при продаже произведений искусства, появились трудности. При заключении сделки купли-продажи произведений искусства покупатель мог усомниться в подлинности работы, экспертные заключения оспаривались. Хотя музеи как юридические лица не отвечали за экспертное мнение своих сотрудников, в представлении общества музеи стали причастны к проблемам антикварного рынка.

Несмотря на то, что плата за проведение экспертизы могла быть существенным источником внебюджетных средств музея, репутационные потери в случае ошибки эксперта были слишком высоки.

После нескольких громких скандалов по инициативе Росохранкультуры из уставов государственных музеев был исключен пункт о возможности проведения коммерческой экспертизы. В частности, такой крупнейший экспертный центр, как Государственная Третьяковская галерея, с 2006 г. перестал проводить коммерческую экспертизу для населения. Теперь экспертизу, например, живописи в Москве продолжают делать две государственные организации: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря и Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГОСНИИР).

Репутационные потери в результате выдачи экспертом музея неверного заключения о подлинности произведения нес музей.

Росохранкультура запретила государственным музеям проводить коммерческую экспертизу.

Сложившаяся ситуация препятствовала развитию растущего российского рынка антиквариата, где экспертиза могла потребоваться для любого произведения искусства, будь то живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, мебель, фарфор, бронза, стекло. С одной стороны, значительное количество квалифицированных экспертов, которые все жизнь занимались экспертизой, работая в музеях, оказались невостребованными. С другой стороны, спрос на услуги экспертов со стороны и частных лиц, и организаций постоянно возрастал. В таких условиях возникли коммерческие центры, которые предоставляли услуги по проведению экспертизы произведений искусства. В этих центрах работают те же самые музейные специалисты, однако теперь, обращаясь за экспертизой, заказчик получает заключение на бланке коммерческой организации, но подготовленное «старым» музейным экспертом. По такому принципу в Москве сегодня, в частности, работают Научно-исследовательская независимая экспертиза (НИНЭ) им. П.М. Третьякова и компания Artconsulting.

Организационное решение – как дать возможность музейным экспертам проводить коммерческую экспертизу, «не причиняя беспокойства» музеям, было найдено, но остался самый главный вопрос: кто из экспертов заслуживает доверия и, соответственно, чьи экспертные заключения с высокой степенью вероятности гарантируют подлинность произведения? Оговорку про высокую степень вероятности сделать необходимо, поскольку ни один эксперт не застрахован от ошибки. Теоретически эксперт может застраховать свою профессиональную ответственность (риск – выдача ошибочного заключения) в страховой компании. Однако эта мера могла бы снять с него ответственность только за материальные потери, связанные с урегулированием последствий выдачи неверного заключения, но не защищала бы от самого факта совершения ошибки. Положение осложняется тем, что страховые компании пока не торопятся предоставлять услуги по страхованию работы экспертов произведений искусства, хотя сами экспертные организации в этом заинтересованы. Ситуацию можно объяснить тем, что страховым компаниям крайне трудно установить стоимость страховки и размеры возмещения конкретно для рынка произведений искусства.

Страхование профессиональной ответственности эксперта помогает урегулировать последствия выдачи ошибочного заключения, но не уберегает от ошибки.

В большинстве отраслей экономики экспертная деятельность лицензируется, однако в сфере торговли произведениями искусства все сложнее. Кто мог бы выдавать лицензии действующим экспертам, сотрудникам музеев, долгие годы работающим с произведениями искусства, и подтвердить уровень их квалификации? Только более опытные специалисты, чем эти эксперты. Но других таких специалистов нет, и получается, что эксперты должны были бы лицензировать сами себя.

Главным критерием значимости заключения эксперта является его деловая репутация.

Участники антикварного рынка нашли вполне прагматичный выход из ситуации. Пусть официального лицензирования нет, но репутация и мнение профессионального сообщества имеют весомое значение. Собственную аккредитацию экспертов проводит МКААД, двигаясь по европейскому пути: эксперты аккредитуются из рядов антикваров, долгие годы работающих с творчеством определенного автора (или небольшого числа авторов). Если галерист двадцать лет продает картины какого-то художника, отвечает за подлинность собственными деньгами, у него хорошая репутация на рынке и не возникает скандалов с клиентами – значит, он может считаться экспертом по творчеству этого художника.

На сайте МКААД в открытом доступе есть список экспертов, которым российские антиквары доверяют в своей работе. В него включены не только антиквары, но и музейные специалисты с многолетней безупречной репутацией.

Существует статус «эксперта по культурным ценностям», введенный в 2006 г. Министерством культуры РФ. В зависимости от направления экспертизы выделялись восемь экспертных специализаций – их перечень приведен в приложении 6 к административному регламенту по исполнению Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия государственной функции «Аттестация экспертов по культурным ценностям». Аттестацию экспертов осуществляла Росохранкультура, но не для коммерческой экспертизы, а для определенных задач, в частности «… для проведения экспертизы культурных ценностей при вывозе, временном вывозе и возврате после временного вывоза, а также задержанных и конфискованных правоохранительными, таможенными и другими органами».

Несмотря на непростую, на первый взгляд, ситуацию с оценкой и экспертизой, сегодня организации или частные лица, владеющие или собирающиеся совершить сделку в отношении произведений искусства, могут защитить свои интересы. Существует порядок возврата произведения искусства, допустим, приобретенного на аукционе.

Для того чтобы иметь возможность вернуть произведение продавцу, покупателю следует внимательно изучить условия участия в торгах (они публикуются в каталогах торгов): в них традиционно указывается, в каком порядке, на каком основании и в течение какого срока покупатель имеет право обратиться в аукционный дом для возврата своего приобретения, а также порядок привлечения экспертов для рассмотрения спорных ситуаций.

Так же, еще до торгов, покупателю необходимо ознакомиться со всеми дополнительными документами, сопровождающими куплю-продажу, поскольку каждый аукционный дом вправе устанавливать собственные правила возврата покупок. История работы аукционных домов знает как примеры достаточно быстрого урегулирования спора и возврата денег покупателю, так и сложные многолетние разбирательства.

Необходимо помнить, что при всей красоте и романтичности арт-рынка сделки в этой сфере ничем принципиально не отличаются от сделок, допустим, на рынке недвижимости (где оперируют значительными суммами, но все более прозаично). Точно так же внимание к истории объекта/произведения, изучение репутации владельца/продавца, дополнительная независимая проверка документов и информации, привлечение в случае необходимости нескольких экспертов позволят избежать многих проблем и сохранить время, нервы и деньги.

Сделки на рынке произведений искусства ничем принципиально не отличаются от сделок, допустим, на рынке недвижимости.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×