Как застраховать культурные ценности

1115
Эксперт электронной системы «Культура» отвечает на вопросы пользователей....

Эксперт электронной системы «Культура» отвечает на вопросы пользователей.

Нормативная база, регулирующая отношения, возникающие при страховании культурных ценностей 

1. Гражданский кодекс РФ, часть II.

2. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

3. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

4. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

4. Административный регламент по предоставлению Министерством культуры РФ государственной услуги, связанной с выдачей свидетельства на право вывоза, временного вывоза культурных ценностей с территории РФ (утвержден приказом Министерства культуры РФ от 25.06.2012 № 632) (далее – Административный регламент, Приказ № 632).

5. Единые правила организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации (утверждены приказом Министерства культуры РФ от 08.12.2009 № 842).

6. Письмо Министерства культуры РФ от 25.10.2001 № 01-164/16-25 «О порядке страхования музейных предметов».

Обязательно ли страховать культурные ценности при их вывозе за рубеж?

Страхование произведений предметов искусства, антиквариата, а также коллекций как специальный самостоятельный продукт появилось на российском рынке финансовых услуг не так давно. Страхование культурных ценностей и пр. входит в понятие имущественного страхования. Как правило, страховые компании предлагают клиентам страхование имущества и вместе с ним – страхование грузоперевозок.

Можно выделить страхование частных и государственных коллекций и предметов искусства.

Обязанность страховать предметы и коллекции, принадлежащие государству в лице учреждения культуры, при их временном вывозе за рубеж закреплена законодательно.

В ст. 30 Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее – Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей») обозначено, что при временном вывозе культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственным хранилищами культурных ценностей к заявлению о временном вывозе, среди ряда других обязательных документов, должен прилагаться «документ, подтверждающий коммерческое страхование временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков, либо документ о государственной гарантии финансового покрытия всех рисков, предоставленный страной, принимающей культурные ценности».

Какие документы нужно предоставить страховой компании для заключения договора страхования культурных ценностей?

Состав документов может немного различаться в зависимости от того, кто является страхователем – юридическое или физическое лицо, но, как правило, в основе определения страховой суммы лежит коммерческая и искусствоведческая оценка предмета.

Культурные ценности и экспонаты считаются застрахованными в соответствии со стоимостями, указанными в заявлении страхователя, который предоставляет страховую оценку страхуемых культурных ценностей и экспонатов с указанием стоимостей отдельно по каждому предмету.

Документами, подтверждающими стоимость предмета искусства, могут быть:

■ сертификаты подлинности,

■ авторские сертификаты,

■ паспорт либо официальное заключение, выданное независимыми экспертами, обладающими соответствующей лицензией на оценочную деятельность таких объектов.

Подлинность предмета удостоверяется заключением компетентных экспертов. Для получения заключения собственнику необходимо обратиться либо в Министерство культуры РФ, либо в музей, либо в независимую организацию, обладающую достаточной степенью компетенции и располагающую необходимым оборудованием. Экспертные заключения о подлинности предметов могут выдавать представители галерей, аукционов, эксперты-искусствоведы и другие лица, обладающие полномочиями давать заключения такого рода, а также имеющими соответствующую лицензию (сертификацию).

Подлинность предмета должна удостоверяться заключением компетентных экспертов.

Согласно Положению о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 № 322, «экспертизу культурных ценностей осуществляют уполномоченные на это Министерством культуры Российской Федерации и Федеральной архивной службой России специалисты музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций, иные специалисты, являющиеся внештатными экспертами Министерства культуры Российской Федерации и (или) членами экспертных комиссий Министерства культуры Российской Федерации или его территориальных органов по сохранению культурных ценностей (далее именуются – территориальные органы)».

С подробным списком организаций и лиц, уполномоченных проводить экспертизу культурных ценностей, можно ознакомиться в приказе Министерства культуры РФ от 12.09.2001 № 953 «Об утверждении специально уполномоченных экспертов Министерства культуры Российской Федерации».

Также оценка художественных ценностей попадает под действие Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно закону, «под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства». Полномочия на осуществление оценочной деятельности должны подтверждаться соответствующими лицензиями.

Согласно Федеральному закону об оценочной деятельности, полномочия лица на осуществление такой деятельности должны подтверждаться соответствующими лицензиями.

Если нынешний владелец купил произведение искусства (антиквариат) на аукционе или в салоне, и у владельца имеются документы, подтверждающие его стоимость и происхождение, то может быть достаточно этих документов.

Основу музейных коллекций составляют движимые памятники истории и культуры, содержащие ценность с точки зрения науки, истории и культуры (культурную ценность), выявленные и собранные в процессе формирования фондов, осуществляемого на основе концепции комплектования каждого конкретного музея. Собранные предметы подлежат экспертизе в целях определения их историко-культурной, художественной и научной ценности.

Подлежащие экспертизе предметы образуют фонд временного хранения и учитываются в порядке, определенном разделом 13 Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации (далее – Единые правила).

Экспертиза производится на основе комплексной атрибуции, основными принципами которой является установление:

■ авторства, темы, сюжета, стилистических особенностей, информативности (для произведений изобразительного искусства, архивных документов);

■ времени, места создания и бытования;

■ принадлежности конкретному лицу (мемориальность);

■ типологических признаков путем сопоставления с аналогиями;

■ состояния сохранности и т. п.

Экспертное заключение оформляется в письменной форме и подписывается всеми лицами, проводившими экспертизу.

 Экспертизу предметов, собранных государственным или муниципальным музеем, осуществляет экспертная фондово-закупочная комиссия (далее – ЭФЗК) – постоянно действующий совещательный орган при дирекции музея, функционирующий в соответствии с Положением, утверждаемым в порядке, предусмотренным уставом музея. В состав ЭФЗК входят руководители структурных подразделений, в т. ч. филиалов, а также отдельные высококвалифицированные сотрудники музея либо отдельные эксперты, наделенные соответствующими правами приказом Министерства культуры РФ. В качестве экспертов к участию в работе ЭФЗК могут привлекаться специалисты других музеев, органов архивной службы, научных учреждений и организаций.

Основными функциями ЭФЗК являются:

1) экспертиза историко-культурного, художественного и научного значения собранных предметов;

2) принятие решения о включении (не включении) прошедших экспертизу предметов в фонды музея;

3) определение права собственности на музейные предметы (федеральная, субъекта Российской Федерации, муниципальная);

4) оценка их стоимости в случае закупки; подготовка заключений о возможности (невозможности) выдачи музейных предметов в постоянное и временное пользование, их обмена или списания;

5) определение страховых оценок музейных предметов, выдаваемых во временное пользование, в т. ч. на зарубежные выставки;

6) утверждение изменений в описании музейных предметов по результатам новой атрибуции, реставрации, научных исследований и другим причинам.

Перед заключением договора страхования страховая компания может выдвинуть определенные требования к условиям хранения вещи. Например, это могут быть требования к системам хранения: наличие сейфа, охранных систем, систем видеонаблюдения за объектами с постоянной охраной, сигнализации, систем противопожарной безопасности, специальных условий хранения (экспонирования) с поддержанием определенных температур, влажности, светового баланса. Все эти условия должны быть оговорены еще до заключения договора и зафиксированы в его тексте.

Чем выше риск наступления страхового случая, тем выше может быть страховая премия. Страховая компания оценивает степень риска в зависимости от уровня обеспечения безопасности объекта.

Страховая компания оценивает степень риска в зависимости от уровня обеспечения безопасности объекта.

Основные понятия договора страхования 

Правила ведения страховой деятельности закреплены в главе 48 Гражданского кодекса РФ, а также в Законе РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Договор имущественного страхования, как правило, имеет стандартную форму, схожую по содержанию у разных страховых компаний. Руководителю учреждения культуры необходимо понимать значение ключевых понятий, которые используются в этом документе. Приведем их толкование согласно Закону РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и поясним, что это значит: 

Табл. Разъяснение сути ключевых понятий, встречающихся в договоре страхования

Понятие

Где закреплено

Значение согласно Закону об организации страхового дела в РФ

Что это значит

Страхование

Ст. 2 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков

В страховые отношения вступают физические и юридические лица для того, чтобы защитить свои интересы при неблагоприятном развитии событий (при наступлении страхового случая). Страховые компании формируют «стрессовый запас» за счет взносов всех, кто обращается к ним для заключения договоров страхования, и из иных средств

Страховая деятельность (страховое дело)

Ст. 2 Закона № 4015-1

Сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием

Механизм страхования таков: страховая компания собирает страховые взносы с массы участников, каждый из которых надеется, что негативного сценария развития событий удастся избежать, но все же не исключает, что страховой случай может наступить. Тем физическим или юридическим лицам, чье имущество все же попало в чрезвычайную ситуацию, при наступлении этой чрезвычайной ситуации страховая компания перечисляет страховую выплату. Если у остальных клиентов страховой компании в оговоренный в договоре страхования срок не произошло ничего такого, что причинило бы вред застрахованному имуществу, страховой взнос им не возвращается: клиенты страховой компании платят за возможность получения поддержки и гарантию того, что при наступлении страхового случая страховая компания возместит им ущерб

Страхователи

Ст. 5 Закона № 4015-1

Юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона

Страхователь – тот, кто заключает договор страхования (физическое или юридическое лицо, в данном случае – учреждение культуры или самостоятельный коллекционер). Страхование культурных ценностей с целью их временного вывоза относится к области обязательного страхования. Примеры обязательного страхования – ОСАГО, обязательное страхование ответственности перевозчика

Страховщики

Ст. 6 Закона № 4015-1

Страховые организации и общества взаимного страхования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном настоящим Законом порядке

Страховщик – это компания, оказывающая услуги страхования, пере- и сострахования (во втором и третьем случаях – оказывающая услуги другим страховыми компаниями)

Страховая сумма (страховая премия)

Ст. 10.1 Закона № 4015-1

Денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и (или) договором страхования при его заключении, и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая.

Страхователь уплачивает страховую премию в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации

Сумма, которую страхователь (учреждение культуры или частный коллекционер) уплачивает страховщику (страховой компании) при заключении договора страхования. Размер страховой суммы определен в договоре страхования

Страховая выплата

Ст. 10.3 Закона № 4015-1

Денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и (или) договором страхования, и выплачивается страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая

Сумма, которую страхователь получает от страховщика при наступлении страхового случая. Страховая сумма не может превышать действительную стоимость (страховую стоимость) предмета на момент заключения договора страхования. Эта сумма определяется в договоре страхования по результатам оценки имущества из расчета того, чтобы покрыть ущерб от потери или повреждения именно этой вещи (в случае страхования автомобиля по КАСКО страховой выплаты должно быть достаточно не для покупки нового автомобиля, а для покупки такого же автомобиля того же возраста и с теми же характеристиками).

Расчет производится на основании известных значений рисков (страховые компании ведут свою статистику аварийности, угоняемости и пр.). Чем статистически опаснее операция, тем выше будет коэффициент и тем дороже обойдется страхователю заключение договора страхования

Страховой тариф

Ст. 11.2 Закона № 4015-1

Ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска, а также других условий страхования, в т. ч. наличия франшизы и ее размера в соответствии с условиями страхования

Стандартные события, на случай наступления которых заключаются договоры страхования, происходят с определенной периодичностью и вероятностью. На страховом рынке существует статистика их наступления (например, статистика угоняемости автомобилей определенных марок, статистика аварийности в различных федеральных округах, районах, городах). Чем выше риск наступления того или иного события, тем больше придется заплатить страхователю за возможность застраховаться на случай его наступления.

Франшиза, упомянутая в этом пункте, подразумевает возможность для страхователя самостоятельно покрыть ущерб, если он не превышает определенной суммы (например, если автомобилю нанесены повреждения, оцененные менее чем в 30 тыс. руб.). В случае со страхованием культурных ценностей франшиза запрещена в интересах страхователей


Кроме страхователя и страховщика, в сделке могут участвовать и другие стороны: страховой брокер, перестраховщик, состраховщик.

Страховой брокер – это компания, оказывающая посреднические услуги. На практике страховой брокер аккумулирует предложения разных страховых компаний и подбирает для своего клиента предложение, наиболее соответствующее его запросам. Источник дохода брокера – комиссия с каждой сделки.

Страховые брокеры вправе осуществлять иную связанную с оказанием услуг по страхованию и не запрещенную законом деятельность, за исключением деятельности страховщика, перестраховщика, страхового агента.

Обратите внимание: при страховании культурных ценностей запрещено обращаться к страховым брокерам.

При страховании культурных ценностей запрещено обращаться к страховым брокерам.

Иногда (нечасто) бывает необходимо перестрахование – деятельность по страхованию одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательством по страховой выплате.

Другим достаточно редким явлением на страховом рынке является сострахование – деятельность по страхованию, предусматривающая в отношении объекта страхования заключение несколькими страховщиками и страхователем договора страхования, на основании которого страховые риски, размер страховой суммы, страховая премия (страховой взнос) распределяются между страховщиками в установленной таким договором доле. На практике страховщики редко хотят делиться страховыми премиями с другими игроками страхового рынка: бизнес есть бизнес.

Как застраховать музейные предметы? 

Министерство культуры РФ в письме от 25.10.2001 № 01-164/16-25 «О порядке страхования музейных предметов» рекомендует страховать музейные предметы, относящихся к государственной части Музейного фонда РФ, в российских страховых компаниях – т. е. страховых компаниях, зарегистрированных в Российской Федерации и работающих на российском рынке. Поясним, какие страховые компании могут удовлетворять этим условиям.

Согласно ст. 6 Закона № 4015-1, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета федеральным органам исполнительной власти (страхователям), страхование, связанное с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных организаций и муниципальных организаций, т.е. в т. ч. и страхование культурных ценностей.

В исключительных случаях, например, когда российский музей направляет на международную выставку единичные экспонаты либо принимающая сторона предоставляет государственные гарантии финансовой ответственности (институт Индемнити) с максимальным страховым покрытием, Минкультуры России может принять решение о страховании этих экспонатов в иностранной страховой компании или через институт Индемнити. Участие страховых брокеров при заключении договоров страхования культурных ценностей не допускается.

Российская страховая компания определяется по результатам открытого конкурса.

Согласно письму Министерства культуры РФ от 25.10.2001 № 01-164/16-25 «О порядке страхования музейных предметов», все участвующие в страховании музейных предметов страховщики должны иметь высокий рейтинг, длительный опыт работы на рынке страхования рисков Fine Arts, утвержденные данной страховой компанией специальные условия этого вида страхования и страховые резервы, достаточные для покрытия рисков в объеме заявленной суммы страховой оценки.

Как можно проконтролировать деятельность страховой компании? 

Согласно ст. 6.6. Закона № 4015-1, у страховщика должен быть собственный сайт в сети Интернет, на котором должна быть размещена следующая информация:

■ полное наименование, адрес (место нахождения), номера телефонов, режим работы страховщика, его филиалов и представительств;

■ сведения о руководителях, об акционерах (участниках, членах) страховщика;

■ сведения о правоустанавливающих документах, включая сведения об основном государственном регистрационном номере, идентификационном номере налогоплательщика, о регистрационном номере в едином государственном реестре субъектов страхового дела, а также сведения о лицензии страховщика и сроке ее действия;

■ перечень осуществляемых видов страхования;

■ правила страхования и страховые тарифы;

■ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года;

■ годовая консолидированная финансовая отчетность и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года;

■ присвоенные страховщику рейтинговыми агентствами рейтинги (если они присваивались);

■ иная информация, необходимость опубликования которой предусмотрена законодательством Российской Федерации или вытекает из обычаев делового оборота.

В настоящее время функции надзора за субъектами страхового дела (страховщиками, страховыми брокерами) в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба страхового надзора (ФССН). Она контролирует исполнение участниками страхового рынка требований страхового законодательства и собирает статистику их деятельности (на сайте ФССН можно найти данные обо всех зарегистрированных в России страховых компаниях, в т. ч. о тех, у которых отозваны лицензии, и сведения о размере страховых премий и выплат по всем видам страхования и страховым компаниям поквартально и за год).

При заключении договора страхования руководителю учреждения культуры нужно предельно внимательно изучить деятельность страховой компании.

У страховой компании обязательно должна быть лицензия на ведение страховой деятельности, ее собственный капитал должен быть достаточным для покрытия рисков.

В настоящее время согласно ст. 25 Закона № 4015-1 минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 млн руб.

Согласно общепринятой практике, максимальная страховая сумма, которую может выплатить российская страховая компания, не должна превышать 10% от ее собственных средств – это риски, которые страховщик может оставить на собственном удержании. Поэтому часто страхование дорогостоящих предметов искусства нуждается в перестраховании.

На начальном этапе формирования рынка страхования культурных ценностей в России большое значение имело письмо Министерства культуры РФ от 02.08.2000 № 01-130/16-25 «О страховании культурных ценностей» (документ утратил силу). В нем говорилось о подписании Генерального полиса по страхованию культурных ценностей и был дан перечень страховых компаний, в который вошли «Ингосстрах», ЗАО СК «ОСТ-ВЕСТ АЛЬЯНС», «РЕСО-Гарантия» и «Транснациональная страховая компания», а основным перестраховщиком с подтверждением перестрахования 90% рисков был обозначен страховой синдикат «Ллойдс» (Lloyd’s) через страхового брокера «Марш» (Marsh) – все они до сих пор осуществляют свою деятельность на рынке страхования культурных ценностей.

Где застраховать культурные ценности для их вывоза за рубеж? 

В настоящее время на территории России страховую деятельность в области страхования именно предметов искусства и коллекционирования, а также культурных ценностей осуществляет достаточно мало страховых компаний.

Перечислим некоторые из них:

■ «АльфаСтрахование»;

■ «ГУТА страхование»;

■ «Ингосстрах»;

■ «РЕСО-гарантия»;

■ «ВТБ Страхование»;

■ «Югория»;

■ «Континент»;

■ «Спасские ворота»;

■ «ОСТ-ВЕСТ АЛЬЯНС»;

■ «Транснациональная страховая компания»;

■ «ПАРИ»;

■ «Адвант страхование» и др.

Ряд компаний предлагают страхование имущества (в т. ч. антиквариат и ювелирные изделия), некоторые занимаются страхованием грузов и перевозок, другие готовы предложить страхование культурных ценностей.

Для того чтобы выяснить, принимает ли конкретная страховая компания на страхование предметы искусства и коллекционирования, нужно прочитать, на какие виды страховой деятельности она имеет лицензию – эти сведения легко найти на сайте компании. Если после изучения соответствующей страницы сайта у вас остались вопросы, лучше уточнить информацию у сотрудника компании или ее страхового агента.

Какие виды ценностей можно застраховать? 

Как правило, на страхование принимаются следующие виды ценностей:

■ живопись, графика, парсуны, гобелены и т. п.;

■ иконы, предметы религиозного культа, имеющие художественную, историческую или культурную ценность;

■ авторские фотографии, литографии, ксилографии и т. п.;

■ произведения декоративно-прикладного искусства из любых материалов.

В ряде случаев на страхование принимаются редкие и ценные книги, коллекционное холодное и огнестрельное оружие, ценные бумаги, банкноты, монеты и т. п., уникальные музыкальные инструменты, а также иные предметы коллекционирования, не являющиеся произведениями искусства, но имеющие научную, историческую, этнографическую, археологическую, художественную либо иного рода ценность, в т. ч. являющиеся экспонатами выставок.

Договором страхования может быть предусмотрено, что предметы, составляющие часть пары или комплекта культурных ценностей, принимаются на страхование как неделимая пара (комплект).

Поскольку, как правило, организатором выставки является музей (государственный или частный), вновь обратимся к Единым правилам. Статья 31 данных правил гласит:

<…>

«31.2. При передаче музейных предметов во временное пользование в государственные музеи в пределах Российской Федерации страхование передаваемых музейных предметов осуществляется на период их транспортировки по формуле «от всех рисков» и в соответствии с международными правилами страхования рисков.

31.3. При передаче музейных предметов во временное пользование в муниципальные музеи Российской Федерации, государственным организациям Российской Федерации, не являющимися музеями, организациям иных форм собственности в Российской Федерации, а также зарубежным музеям и выставочным организациям страхование передаваемых музейных предметов осуществляется на период упаковки/распаковки, транспортировки, временного складирования, монтажа/демонтажа, экспонирования и возврата на место постоянного хранения (“от гвоздя до гвоздя”), по формуле “от всех рисков”, включая риски актов вандализма, терроризма, злоумышленных действий третьих лиц, военных, забастовочных рисков, природных катаклизмов (землетрясений, наводнений, вулканических извержений и т. д.) и риски других непредвиденных обстоятельств. 

31.4. При вывозе музейных предметов за рубеж действует также институт государственной гарантии (Government Indemnity) – предоставление принимающей зарубежной стороной государственной гарантии финансовой ответственности с максимальным страховым покрытием от всех рисков, включающих все стандартные, авиационные, радиационные, военные риски и риски, связанные с террористическими актами, стихийными бедствиями и злоумышленными посягательствами третьих лиц».

Как и по какой форме заключается страховой договор? 

Согласно статье 927 Гражданского кодекса РФ, страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

По договору имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить страхователю причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах страховой суммы (ст. 929 ГК РФ).

Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора (ст. 940 ГК РФ).

Все сведения, которые страховая компания получила о своем клиенте в процессе работы, конфиденциальны.

Все сведения, которые страховая компания получила о своем клиенте в процессе работы, конфиденциальны. Страховщик не вправе разглашать полученные им сведения о страхователе, застрахованном лице, а также об имущественном положении этих лиц (ст. 946 ГК РФ).

Как правило, стандартный договор страхования культурных ценностей включает в себя следующие положения:

■ Общие положения;

■ Объекты страхования;

■ Понятие страхового риска. Страховые случаи;

■ Страховая сумма;

■ Франшиза (кроме страхования временного вывоза культурных ценностей);

■ Страховая премия (страховые взносы);

■ Срок страхования. Порядок заключения договора страхования;

■ Порядок прекращения договора страхования;

■ Изменение степени риска;

■ Права и обязанности сторон;

■ Порядок определения размера убытка и суммы страховой выплаты (страхового возмещения);

■ Выплата страхового возмещения;

■ Переход к страховщику прав страхователя на возмещение убытка (суброгация);

■ Исковая давность. Порядок разрешения споров. 

Риски. Обычно страховые компании предлагают застраховать произведения искусства и антикварные вещи от стандартного набора рисков, в который входят пожар, удар молнии, взрыв газа, механические повреждения в результате стихийных бедствий, кража со взломом или ограбление, противоправные действия третьих лиц, повреждение водой из водопроводных, канализационных, отопительных систем и систем пожаротушения, вандализм. В случае страхования перевозки культурных ценностей в набор войдут риски, перечисляемые в договорах страхования перевозки грузов, например, опрокидывания или схода с рельсов наземного транспортного средства, перевозящего культурные ценности; столкновения судна или другого транспортного средства, перевозящего культурные ценности, с любым внешним объектом; посадки на мель, выброса на берег, затопления или опрокидывания судна; полной потери груза культурных ценностей в ходе погрузочно-разгрузочных работ, проводимых на судне и т. п. Список возможных рисков может быть довольно большим, учитывающим различные нюансы.

Возмещение. Если договором страхования не предусмотрено иное, то возмещению, как правило, не подлежат убытки и расходы, причиненные или возникшие вследствие войны, в т. ч. гражданской, революции, бунта, восстания или гражданских беспорядков, конфискации, ареста, ограничения свободы или задержания, брошенными минами, торпедами, бомбами или прочими забытыми вооружениями, причиненные или возникшие вследствие действий бастующих рабочих, любым террористом или лицом, действующим по политическим мотивам, в результате террористического акта, а также убытки и расходы, причиненные или возникшие в результате умышленного повреждения или умышленного уничтожения застрахованных культурных ценностей или части культурных ценностей в результате противоправных деяний лица либо группы лиц (акты вандализма или саботажа).

Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения (если иное не предусмотрено в договоре):

■ при наступлении страхового случая вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;

■ если убытки возникли вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованных культурных ценностей по распоряжению государственных органов, а также если указанные события произошли вне территории страхования, определенной в договоре.

Кроме этого, существуют специфические риски, связанные с экспонированием культурных ценностей, например расслоение или растрескивание красок на художественном полотне, разрыв холста, гобелена, появление трещин на керамических изделиях, гибель или повреждение одного из предметов неделимого единства (парных предметов), вещей из цельного ансамбля (гарнитура, сервиза). При полной утрате одного из парных предметов или предмета, являющегося частью комплекта, страховщик может возмещать полную стоимость этих предметов или комплекта – в этом случае уцелевшие парные или комплектные предметы подлежат передаче страховой компании. При желании клиент может выкупить эти вещи по цене, установленной независимыми экспертами

При страховании культурных ценностей страховщики нередко отдельно оговаривают, что случаи гибели и повреждения предметов в результате реставрации, восстановления, ретуширования, естественного изменения (износа), обветшания, наличия скрытых внутренних дефектов и т. п. не являются страховыми.

Страховой суммой является денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение при наступлении страхового случая. Как правило, страховая сумма не должна превышать страховую стоимость застрахованных предметов.

Поскольку основным принципом страхования временно вывозимых культурных ценностей является «от стены до стены» или «от гвоздя до гвоздя», то страхование начинается с момента взятия культурных ценностей с места их постоянного нахождения, продолжается в течение всей перевозки по согласованному маршруту к месту экспонирования и обратно, включая погрузку и разгрузку, перегрузки, упаковку и распаковку, монтаж и демонтаж, период экспонирования, временного хранения (складирования) и заканчивается в момент, когда культурные ценности помещены в место их постоянного нахождения.

Период экспонирования должен быть указан в договоре страхования.

Тарифная ставка обычно колеблется в зависимости от количества рисков, от которых застрахованы ценности, а также различных факторов, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска, – от 1 до 10% от страховой суммы.

Как вычисляется страховая сумма? 

Определить рыночную цену, по сути, бесценных произведений искусства действительно крайне сложно. При проведении оценки невозможно избежать субъективности.

Согласно п. 31.5. Единых правил, страховую оценку музейных предметов устанавливает экспертная фондово-закупочная комиссия (ЭФЗК) музея, осуществляющего их выдачу.

Страховые оценки пересматриваются в каждом случае временной выдачи музейных предметов с учетом существующих в этот момент средних цен на мировом антикварном рынке.

Согласно п. 31.6. Единых правил, оценка страхового риска утраты, повреждения музейных предметов, оценка страховой ответственности лиц, сопровождающих музейные предметы, определяется договором. Поэтому особенно важно, чтобы в страховом договоре была указана адекватная, приемлемая сумма, которая позволит руководителю учреждения в случае, например, утраты этого произведения искусства купить на эти деньги другое, сопоставимого значения.

Нельзя заменять страховой полис гарантийным или иным письмом от принимающей стороны. Также Единые правила в ст. 31.8. запрещают участие страховых брокеров в оформлении страхования музейных предметов, направляемых за рубеж.

Согласно подп. 31.9. Единых правил, страхование музейных предметов, включенных в Музейный фонд РФ, должно производиться через российские страховые компании.

Страхование музейных предметов и/или страхование рисков утраты, повреждения музейных предметов обеспечивается за счет средств бюджетов собственников и иных не запрещенных законодательством источников (подп. 31.9. Единых правил).

Единые правила в подп. 31.10. запрещают включение в договор страхования музейных предметов, входящих в состав Музейного фонда РФ, безусловной франшизы, т. е. условия, освобождающего страховщиков от возмещения убытков, если убытки не превышают определенного размера.

Что делать при наступлении страхового случая? 

1. Прежде всего, необходимо принять все доступные в сложившихся обстоятельствах меры с целью уменьшения ущерба, а также меры по установлению лица, на которое возлагается ответственность за убытки. Заявить о наступлении страхового случая в компетентные органы, которые обязаны проводить расследование обстоятельств и причин наступления страхового случая, а также уведомить страховщика любым доступным способом о наступлении страхового случая. Порядок уведомления, как правило, предусматривается в договоре страхования.

2. Далее следует сохранить вид и состояние поврежденных предметов (их остатков) до их осмотра представителем страховой компании, за исключением случаев, когда исполнение этой обязанности препятствует ведению аварийно-спасательных работ и (или) выполнению приказов и распоряжений представителей государственных органов, и предоставить возможность проведения осмотра поврежденных ценностей (их остатков), средств транспорта, на которых осуществлялась перевозка, места хранения, экспонирования или иного места, если ценности были похищены.

3. Музею следует подать страховщику письменное заявление о возмещении убытков и предоставить подлинники или заверенные копии документов, предусмотренных договором.

На основании представленных документов и результатов осмотра и экспертизы страховщик возмещает убытки, причиненные в результате наступления страхового случая, путем выплаты страхового возмещения в пределах установленной страховой суммы. Сам порядок выплат, определение размера убытков и суммы страхового возмещения определяется договором страхования.

4. Одновременно с уведомлением страховщика музей, направляющий выставку, обязан в течение трех дней с момента наступления страхового случая известить о случившемся Минкультуры России и в дальнейшем согласовывать с министерством все свои действия по оформлению страхового случая, включая определение размера ущерба и выплату страховой компенсации. Это требование установлено в подп. 31.8. Единых правил.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль