Как работать с подростковой аудиторией

185
Как, чем, на каких условиях привлечь подростковую аудиторию в клуб и в учреждение культуры вообще. Принципы и секреты организации работы в рамках подобного проекта на примере успешного опыта Культурного центра «Зодчие».

А.А. Шкваркова,

координатор проекта «Пингвины пера» Культурного центра «Зодчие»

Как, чем, на каких условиях привлечь подростковую аудиторию в клуб и в учреждение культуры вообще. Принципы и секреты организации работы в рамках подобного проекта на примере успешного опыта Культурного центра «Зодчие». 

Подростка во многих случаях трудно заинтересовать – он одновременно ничего не хочет и хочет все и сразу. Он постоянно нуждается в деньгах, ограниченно правоспособен (например, не может взять кредит, а операции с имуществом от его лица ведут родители или опекуны), очень активен и в то же время может быть на редкость апатичным. Что ему предложить? Как привлечь? О принципах и секретах организации работы с молодежной аудиторией можно рассказать на примере успешного опыта Культурного центра «Зодчие» (г. Москва).

Основными потребителями культурно-досуговых услуг традиционно являются дети и пожилые люди. За подростков и молодежь необходимо бороться. В Культурном центре «Зодчие» молодые люди занимаются в студиях, проходят университетскую практику. Так, например, выставочные площади привлекают художников и фотографов, театр игры «Осторожно – дети!» задействует студентов в новогодних программах; акция «Ночь PRO Свет» и студия журналистки полностью держатся на подростках и молодежи. Рассмотрим эти и некоторые другие направления работы подробнее.

Что предложить

В качестве примера возьмем медиаобразовательный проект «Пингвины пера» для школьников-подростков и абитуриентов, находящихся на этапе выбора профессии. Проект функционирует с 2002 г. и состоит из четырех частей: студия, газета, школа, фестиваль. В студии журналистики «Папарацци» и Школе отраслевой журналистики (ШОЖ) проходят теоретико-практические занятия по основам специальностей «Журналистика» и «Связи с общественностью». Занятия проводят как штатные сотрудники Культурного центра, так и специалисты, с которыми заключен договор возмездного оказания услуг. Студия имеет статус «Народный коллектив», поэтому старшая группа занимается бесплатно. Также есть коллектив-спутник, работающий на договорной платной основе.

Проект состоит из четырех частей: студия, газета, школа, фестиваль.

Газету «Молодо-зелено» выпускает постоянно обновляющийся творческий коллектив, в котором функции редактора выполняет преподаватель, а журналисты и корреспонденты – студийцы. Здесь подростки на безгонорарной основе публикуют первые материалы и учатся работать в редакционном коллективе.

Крупнейшее событие проекта проходит в КЦ «Зодчие» в марте – это открытый фестиваль молодежной журналистики «Пингвины пера». Фестиваль представляет собой трехдневный журналистский марафон, в ходе которого участники (школьники и студенты) получают возможность вплотную соприкоснуться с профессией, обменяться опытом и освоить навыки работы в режиме нон-стоп. В ходе конкурса ребята самостоятельно отыскивают информационные поводы, пишут статьи и оперативно размещают информацию на редакционных стендах. Второй день фестиваля – обучающий: проходят семинары, лекции и мастер-классы ведущих медиаспециалистов. Год от года проект набирает обороты: получает спонсорскую поддержку, находит положительный отклик у профессионалов. Руководители редакций СМИ разных городов России знают: на «Пингвинах пера» начинается профессия. В первых «Пингвинах» принимало участие 6 команд, на девятый фестиваль приехало 39. Участие в фестивале бесплатное. Программа фестиваля представлена в приложении 1.

Положительный эффект от реализации проекта для будущих работодателей очевиден. Разберемся, чем он привлекателен для подростков.

Секрет первый: они хотят делать сами

Подросткам важно думать и делать что-то самостоятельно, надо лишь вовремя поддержать инициативу. Не обязательно «вымучивать» нечто принципиально новое — светлые головы предложат интересное наполнение для привычных форм. Через год после начала работы студии «Папарацци» ребята захотели создать газету: разработали издательский проект, успешно его презентовали. Типографские расходы взял на себя муниципалитет Кунцево.

Проведение фестиваля также было инициативой студийцев. Его автор Ольга Кузьменкова в качестве своей выпускной работы выбрала проект фестиваля журналистики. Она составила «скелет» мероприятия: профессиональное обучение, самостоятельная работа, создание медиапродукта, оценка жюри. Эта структура остается неизменной по сей день, только дорабатывается год от года. Появились две возрастные группы, расширяется список и темы мастер-классов, используются современные сервисы (например, iQube) и технологии («селфи» и др.).

На финальной встрече с капитанами команд в 2012 г. было высказано пожелание – в течение года получать практические советы по разным направлениям медиасферы. Так родилась Школа отраслевой журналистики, которая работает по принципу краудсорсинга. Компания-партнер дает слушателям задание, в выполнении которого сама испытывает потребность, обещая взамен профессионально полезный приз. Как правило, это обещание использовать готовый медиапродукт по назначению, а также возможность пройти практику или стажировку.

Принципиальное отличие ШОЖ от стандартных краудсорсинговых заданий – перед объявлением конкурса проводится мастер-класс, соответствующий теме задания.

То есть прежде чем получить качественно выполненное медиапроизведение, организаторы сначала обучают, дают рецепт его приготовления. Мастер-класс проходит в оффлайн и онлайн-режиме, таким образом не ограничиваются географические и временные рамки. Принять участие в конкурсе можно и не посещая обучающее занятие. Победителей выбирают представители компании-заказчика. В таком формате на практике отрабатываются не только теоретические правила выполнения заданий, но и форма взаимодействия с заказчиком.

Секрет второй: принцип «друг-наставник»

Позиция «делай как я» оправдывает себя

Большинство взрослых организаторов проекта когда-либо прошли школу «Папарацци», участвовали в фестивале «Пингвины пера», т. е. пришли в проект обычными подростками. Автор статьи окончила курс журналистики в студии, на первом фестивале в возрасте 15 лет работала в составе оргкомитета. В 18 лет начала преподавать в студии, а с 2008-го г. выполняет функции шеф-редактора в газете «Молодо-зелено».

Большинство взрослых организаторов проекта когда-то пришли в него обычными подростками.

На протяжении нескольких лет вчерашние студийцы не только выходили на замены в коллектив газеты «Молодо-зелено», но и работали в студии, заключив договор возмездного оказания услуг с ГБУК г. Москвы «Дом культуры “Зодчие”». Так воплощается в жизнь замысел «молодые – молодым».

Второй безотказный прием: делай вместе со мной

Ошибка классических педагогов в том, что они устанавливают очень четкую границу между тем, что могут себе позволить, а чего – не могут. На первом же занятии ведущий и участники студии договариваются, что студия в КЦ «Зодчие» – это не школа, преподаватель не учитель, а коллега. Преподаватель может легко приготовить чашку чая для студийца, а подросток – указать на ошибки в макете газеты. Важный момент – у журналиста нет отчества: «Интервью подготовила Мария Иванова» или «Преподаватель студии – Анна Шкваркова». Это сознательная позиция: таким образом подчеркивается равенство всех участников процесса.

Залог успеха работы – четкое определение «правил игры»: «студия – не школа, преподаватель – не учитель, а коллега».

Современные подростки оказываются неподготовленными к общению «с живыми людьми»: в школе они зашорены подготовкой к экзаменам, всюду им указывают на их несостоятельность, за пределами интернета нет возможности спрятаться за картинку-аватар или отвечать анонимно.

Если позволить молодым людям свободно дышать в коллективе и предложить конкретные дела с понятным и ценным результатом, за которые они сами смогут принимать на себя ответственность, эффективность занятий существенно повысится.

Секрет третий: игра по-взрослому

Аксиома: ребенка трудно обмануть, а молодежь обманывается лишь дважды – в первый и последний раз. При работе с подростковой и молодежной аудиторией «правила игры» должны быть максимально приближены к действительности. Поощрения за хорошо выполненное задание, грамоты и бонусы, разбор статей, наказания за нарушение правил, отчисление – это весомые аргументы, которыми пользуются во взрослом мире. Если в школе ученик может получить «четыре с минусом» за ошибки в контрольной, то работодатель за ошибки лишит премии или освободит от занимаемой должности.

На фестивале работают все члены команды. Фактически каждая команда – это полноценная редакция, в которой есть редактор, ответственный секретарь, дизайнер, отделы (состав которых различается в зависимости от направленности СМИ), корреспонденты и фотографы. Молодые люди учатся работать самостоятельно, проводят планерки, распределяют задания. Стоит добавить, что жизнь команды проходит на виду у других участников фестивальной программы: работают, учась у других, замечая сильные и слабые стороны своих коллег. Это очень тяжело, но вот в чем парадокс: на трудности чаще всего жалуются именно взрослые руководители. Школьники и студенты, наоборот, говорят «спасибо» и понимают, что одна из задач организаторов – показать, что профессия журналиста – призвание не для всех, и если ты хочешь добиться успеха, нужно работать не покладая рук.

Фактически каждая команда представляет собой полноценную жизнеспособную редакцию.

Еще на этапе старта проекта его руководитель Анастасия Зеленова обозначила условие: «Мы играем в журналистику, но делаем это по-взрослому».

Секрет четвертый: полезное дело

И автор, и читатель этих строк хочет, чтобы любое его действие приносило пользу, какую именно и в чем она будет заключаться – это уже следующий вопрос. Подросток гораздо сильнее, чем взрослый человек, ориентирован на извлечение пользы из результатов собственной деятельности и «поглощение бонусов». И это вполне нормальное желание.

Человек, принимающий участие в конкурсе или акции, хочет, чтобы потраченные им время и средства были как-то компенсированы.

В случае с подростками их родители или опекуны следят за тем, чтобы дела были конструктивными и полезными. Им требуются веские аргументы в пользу участия подростка в фестивале или оплаты дороги до места проведения конкурса.

Необязательно выплачивать подросткам денежное вознаграждение за «правильное поведение», полезными могут оказаться и другие вещи. Так, например, хорошо зарекомендовали себя мастер-классы и лекции, где ценен диалог с профессионалами и деловые контакты. Например, в ходе фестиваля участники проекта могут познакомиться и пообщаться с политическим обозревателем Дмитрием Бавыриным, ведущим радио «Эхо Москвы» Матвеем Ганапольским и исполнительным директором медиахолдинга News Media Ашотом Габреляновым. Они ведут мастер-классы и открыты для личного общения, готовы честно отвечать на любые вопросы.

Наряду с бонусами эмоционального уровня есть и материальные поощрения. Призовой фонд проекта составляется очень тщательно, с упором на полезные профессиональные подарки. Это могут быть планшетный компьютер, кофеварка (спасительный атрибут журналистской работы), сертификат на бесплатное посещение мастер-курса или на 100 баллов при поступлении на специальность «Журналистика» в МГУКИ, стажировка в СМИ, экскурсия в одну из редакций. Бонусы определяют партнеры мероприятия, в зависимости от договоренностей: условия сотрудничества предусматриваются в спонсорском пакете и презентации фестиваля.

Секрет пятый: атмосфера

Культурный центр «Зодчие» старается привлекать не только событиями, но и пространством. Залы, фойе, акустика, сквер, техническое оборудование и наличие бесплатного Wi-Fi – это возможности, которыми молодежь пользуется для создания своего контента. В начале марта 2014 г. группа студентов провела на базе КЦ «Зодчие» фестиваль комиксов – красочное, экстравагантное мероприятие. От сотрудников КЦ требовалось только предоставить доступ к помещениям, оказать техническую помощь и координировать события фестиваля на территории центра, а десятичасовое «живое» событие девушки и юноши организовали сами.

В КЦ «Зодчие» могут обратиться организации не религиозного и политического характера с целью проведения краткосрочного мероприятия. Если в календаре КЦ есть удобная дата и время, то работа вскоре начинается. Культурный центр «Зодчие» предоставляет необходимые помещения, техническое оборудование, мебель. В процессе обязательно принимают участие сотрудники КЦ (обязанности – от администрирования до участия в мероприятии). Единого шаблона договора нет, с каждой компанией прорабатывается отдельный документ, в котором учитываются индивидуальные потребности того или иного мероприятия.

Секрет шестой: поиск

Допустим, проект написан, а соцопрос показал, что придуманное событие – именно то, чего не хватает молодежи района или округа. Можно начинать реализовывать... Только где найти целевую аудиторию?

Найти молодежь можно всюду. КЦ «Зодчие» активно сотрудничает со школами района, поддерживает связь с редакциями города Москвы и журналистскими объединениями по всей России. Летом 2013 г. студия «Папарацци» принимала участие в фестивалях «Яркие люди» и «ФилиLife», где проводила акцию «Почувствуй себя журналистом» (желающие могли попробовать записать стенд-ап). Потом короткие сюжеты появлялись в интернете на странице канала Youtube. Такой нехитрый способ позволил легко привлечь внимание к журналистике в КЦ «Зодчие» как в реальном, так и в виртуальном пространстве. Важную роль в выездных мероприятиях играет визуальный ряд: полиграфия, ролл-апы и баннеры.

Мероприятия проекта анонсируются на специализированных порталах Timepad, Yojo.ru, Москва интересная.ru и других. Но самая активная работа по привлечению аудитории ведется через социальные сети: проект представлен в Facebook, Twitter, Youtube, Instagram, имеет свой сайт www.ppera.ru и отдельный блок на сайте КЦ «Зодчие» www.zodchie.ru, также в соцсети «Вконтакте» ведется шуточный паблик «Подслушано Пингвинами» и страница персонажа Paparazzy Moscow.

В группах предлагаются полезные для молодых журналистов материалы: от демотиваторов до советов для написания хорошего расследования. Контентом социальных сетей занимаются преподаватели студии. Главное – вести разговор на доступном и понятном языке, использовать современную инфографику, мемы.

Конечно, мы далеко не сразу поняли, что для заявления о себе надо использовать любые возможности. Постепенно в жизни журналистов стали появляться конкурсы, промо-акции, пресс-конференции. Если можно аккредитоваться, почему бы не воспользоваться своим профессиональным правом?

Последний секрет

Проект, нацеленный на подростков и молодежь, связан для его организаторов с большими рисками. Главный участник такого проекта очень подвижен, с высокими запросами, иногда неадекватной самооценкой и при этом не позволяет другим ошибаться. Рынок услуг для подростков и молодежи обязывает постоянно быть в тренде, шестым чувством улавливать направление изменений до того, как они произошли, и резко выворачивать руль по курсу. 

Приложение 1

Программа IX Открытого фестиваля молодежной журналистики «Пингвины пера»

13 марта

10.00 – сбор участников

11.00 – организационное собрание

12.30 – пресс-конференция

14.00 – церемония открытия фестиваля

15.30 – 19.00 – рабочее время

14 марта

10.00 – сбор участников, рабочее время команд – с 10.00

11.00 – организационное собрание (для капитанов команд)

12.00 – 13.00 – рабочее время

13.00 – I блок мастер-классов

15.00 – II блок мастер-классов

17.00 – III блок мастер-классов

18.00 – 20.00 – рабочее время

18.20 – встреча руководителей команд с оргкомитетом фестиваля

15 марта

10.00 – сбор участников, рабочее время команд – с 10.00

11.30 – организационное собрание (для капитанов команд)

12.00 – 15.00 – рабочее время

15.00 – 18.00 – подведение итогов, работа жюри

16.00 – 17.30 – свободное время

15.30 – 16.30 – фестиваль короткометражного кино

18.00 – церемония закрытия фестиваля 

Приложение 2

Сценарный план «круглого стола» на тему «Французская пресса времен Наполеона Бонапарта»

9 февраля 2012 г., 18.00

(дискуссионный клуб «Территория мысли»)

Описание темы

Участники Народного коллектива Студия журналистики «Папарацци» поговорят о тенденциях СМИ, царивших в Европе и России в начале XIX в.: освещение в прессе военной кампании, пропаганда, реакция консервативных СМИ, деятельность «левых» СМИ, международный резонанс. 

Оформление

На стенде – название темы, наиболее яркие высказывания государственных деятелей о роли прессы в то время.

Выставка книг, посвященных Отечественной войне 1812 г.

У каждого участника имеется бейдж с указанием СМИ (на родном языке и на русском). Например, Newspaper «The Times» / Газета «Времена» или указание «Пресс-атташе генштаба «Великой Армии» / «Les attachés de presse de l'état-major général de la Grande armée».

Введение

Вступительное слово ведущего – историческая справка о начале кампании.

СМИ во Франции. СМИ в России. 

Пресс-конференция (смесь жанров – дебаты)

В разговоре принимают участие две стороны. 

Сторона «за»:

1. Представители французского штаба: французские журналисты «правых» взглядов: газета «Монитер универсаль», «Journal de l’Empire» («Журналь дель ампир» ̶ «Газета империи»), «Journal de Paris» («Журналь де Пари»  ̶  «Газета Парижа»), «La gazette de France» («Ля Газетт де Франс»  ̶  «Газета Франции») и пресс-атташе различных маршалов и генерального штаба Наполеона. 

Сторона «против»:

2. Представители русской ставки Кутузова

3. Французский журналист «левых» взглядов: «Diary del Gobern de Catalunya у de Barcelona» («Газета правительства Каталонии Барселоны»).

4. Журналисты русских газет и журналов: «Вестник Европы», «Ведомости», «Сын Отечества».

5. Другие СМИ: «The Times» (Англия) и бродячий журналист США. 

Как представляется журналист?

Поднимает руку (подает знак, что хочет задать вопрос). Встает, представляется, показывает обложку своего издания:

- Anastasia Kuprijanova, «Diary del Gobern de Catalunya у de Barcelona» (Анастасия Куприянова, «Дайри де Гоберн дель Каталуния у дель Барселона»). 

Рассказывает об истории своего СМИ. Все сведения связаны с Отечественной войной 1812 г. Кусочки текстов выдаются, но студийцы ищут дополнительную информацию по теме:

 «Газета выходила в захваченной французами Испании. Это билингвальная газета (выпускающая на двух языках – каталанском и французском).

В завоеванных странах Наполеон издавал собственные газеты, поощрялась местная печать. Такая пресса отражала события в выгодном для Наполеона свете.

Однако в 1811 году национальная пресса северной Испании осмелела и стала критиковать французскую политику. Закрытие таких газет привело к партизанской войне и изгнанию Наполеона из Испании в 1814 году».

Задает вопрос. 

В дебатах принимает участие ведущий – следит за ходом разговора, заполняет паузы, подсказывает ход действий. Ведущий вешает на стенд обложки СМИ.

Завершение «круглого стола» 

Итог подводит ведущий:

Франция после изгнания Наполеона – свобода печати и т. д.

Россия – нарастание революционного движения во многом благодаря прессе.

Краткий итог: любое зажимание СМИ приводит к тому, что от напряжения оковы разлетаются в разные стороны и тогда «усмирить» прессу очень трудно.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×