Создание экскурсионной программы для слепых и слабовидящих детей

547
Музей-заповедник «Гатчина» делится своим опытом привлечения новой для себя аудитории – слепых и слабовидящих детей. Появлению экскурсии предшествовала серьезная исследовательская работа, которой проект обязан своим успехом. Рекомендуем ознакомиться с опытом и дополнительными материалами коллег...

Л.Н. Перова,

руководитель отдела музейных программ ГБУК «Государственный музей-заповедник “Гатчина”», руководитель проекта «Ощущение дворца» 

Музей-заповедник «Гатчина» делится своим опытом привлечения новой для себя аудитории – слепых и слабовидящих детей. Появлению экскурсии предшествовала серьезная исследовательская работа, которой проект обязан своим успехом. Рекомендуем ознакомиться с опытом и дополнительными материалами коллег. 

В марте 2013 г. в Государственном историко-художественном дворцово-парковом музее-заповеднике «Гатчина» запущен новый музейный проект под названием «Ощущение дворца», адресованный слепым и слабовидящим детям от 6 лет и старше. Предложение о создании специализированной программы для посетителей с ограничениями по зрению, и, прежде всего, для слепых и слабовидящих детей исходило от сотрудников отдела музейных программ.

В гатчинском дворце, как и во многих других музеях, постоянно проводятся экскурсии для посетителей с ограниченными возможностями: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ограничениями по слуху и др.

Как показывает практика, работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата чаще всего ведется по обычным детским программам. Хотя такие дети и ограничены в возможности передвижения по музею, в подаче музейного материала не возникает сложностей. Главное – обеспечить доступность залов и экспонатов и грамотно построить маршрут передвижения по музею.

С детьми со слабым слухом работа осуществляется через сурдоперевод, и тоже по обычным детским программам.

Для слепых детей требуются особенные, специально созданные программы. Их крайне мало во всей музейной сфере, а во дворце их просто не было.

Так возник замысел создания проекта, рассчитанного на слепых и слабовидящих детей с различной степенью поражения зрения.

Описание проекта 

Первым шагом в работе над проектом стало изучение тех предложений для слепых, которые существовали на этот период в музеях нашей страны и за рубежом. Знакомство с рядом международных и отечественных музейных специализированных программ для незрячих детей выявило их очевидный дефицит.

Проблема интеграции в общество детей с ограниченными возможностями, в частности, слепых и слабовидящих, остается по-прежнему актуальной.

Изучая и анализируя существующие программы, авторы проекта отметили, что в большинстве случаев создатели этих программ идут по пути выделения особого пространства для работы с детьми с ограничением зрения. Здесь, в специальном пространстве, проводятся занятия, игры, мастер-классы, как правило, ориентированные на организованные группы. Занятия проводятся по определенному расписанию, нередко в форме абонементного посещения.

Создатели проекта поставили несколько иную задачу – не выделяя особые помещения, а используя экспозиционное пространство позволить незрячим детям познакомиться не только с отдельными музейными экспонатами, но с музеем в целом, пройти по музейным залам, «ощутить» дворец. Так возникла идея программы «Ощущение дворца».

Идея создателей проекта – не выделять отдельное помещение под занятия с особой категорией детей, а дать им возможность составить впечатление обо всем дворце.

Цель проекта – помочь незрячему ребенку приобщиться через музейное пространство к общеобразовательному процессу, культурным ценностям разных эпох, расширить кругозор, развить воображение и творческие способности. И, что также крайне важно для создателей проекта,– расширить, в общем-то, ограниченные возможности интересного досуга. 

Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд совершенно новых для авторов задач методического характера, опираясь на существующие методики коррекционной (тифло) педагогики.

Среди таких задач:

■ поиск методов и возможностей постижения и адаптации дворцового пространства детьми с ограничением зрения;

■ отработка приемов исследования музейного пространства с ориентацией на все органы чувств ребенка;

■ разработка приемов по обеспечению доступности культурных ценностей и коллекций дворца для слепых и слабовидящих детей.

Ход реализации проекта 

Прежде всего был определен состав рабочей группы, которой предстояло заняться созданием и развитием проекта. В нее вошли четыре человека, полномочия были распределены следующим образом: 

руководитель проекта и автор идеи (руководитель отдела музейных программ ГМЗ «Гатчина») – ответственный за общее руководство реализацией проекта, в т. ч. взаимодействие с партнерами по проекту и консультантами, подготовку договоров с издательством и изготовителями копий экспонатов, координацию работы по продвижению проекта;

участники рабочей группы (ведущие методисты отдела музейных программ) – ответственные за отбор экспонатов для копирования и изготовление копий, разработку буклета с рельефно-графическими изображениями, создание методического пособия по проведению программы, подготовку персонала музея к работе с незрячими и слабовидящими детьми;

консультанты. В качестве консультантов выступили высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы с незрячими людьми – сотрудники Государственной Санкт-Петербургской библиотеки для слепых и слабовидящих. Все члены команды проекта понимали, что общение со слепыми людьми требует определенных навыков и специальной подготовки. Неоценимую помощь в сложной специфической работе по созданию проекта оказали сотрудники библиотеки: директор О.Ю. Устинова, заведующая отделом развития О.И. Квочкина, сотрудник отдела развития Д.А. Бочарова. Авторы проекта работали в постоянном творческом контакте с ними, консультировались по адаптации пространства и текста, подготовке рельефно-графических пособий, вместе искали ответы на вопросы, возникающие по мере реализации проекта. Специалисты библиотеки выступили экспертами программы.

Была определена следующая последовательность работы над проектом: 

1. Отработка маршрута, выбор залов и самых ярких объектов для знакомства с ними через тактильное восприятие, через звук, обоняние, моторику.

Отрабатывая маршрут, авторам необходимо было учитывать, что детям с ограничением зрения сложнее получать информацию, это требует от них гораздо большего напряжения, чем от зрячих, следовательно, экскурсия должна быть значительно короче стандартной. Практика показала, что оптимальное время для такой экскурсии – 35 минут. 

Получение информации требует от детей с ограничением зрения больших усилий, чем от зрячих посетителей. А значит, время экскурсии нужно было сократить.

Работа над маршрутом носила коллективный характер. За основу был взят вариант, предложенный руководителем проекта. Далее команда вносила в него уточнения по выбору залов, отбору объектов показа и копирования. Целью этой работы было получить оптимальное время экскурсии.

2. Отбор материала для копирования и создания реплик. Поставив задачу подготовить незрячим детям настоящую экскурсию, через слух и осязание дать информацию об императорской резиденции, помочь почувствовать ее масштабы, внутреннее убранство и архитектуру, рабочая группа оказалась перед неизбежной проблемой – проблемой доступности для слабовидящих и слепых детей предметов из музейных коллекций. Были выделены опорные экспонаты, обозначены предметы, которые можно потрогать (пудостский камень, из которого сделан дворец; мортиры в вестибюле, старые кирпичи с клеймами, мраморная балюстрада). Определены вещи и объекты, которые необходимо создать (макет дворца) или копировать (трон, императорская корона, скульптура, образцы тканей и пр.). Чтобы дети могли получить более точное представление о дворцовых залах, были изготовлены копии многих предметов из этих залов. Исходя из того, что предметов для тактильного знакомства не должно быть много (не более 10-15 предметов), были отобраны для копирования по 1-2 предмета в каждом зале.

Предметов для тактильного знакомства должно быть не более 10-15 штук.

Отбор экспонатов особых затруднений не вызвал, поскольку в каждом зале отбирались самые характерные и яркие предметы, необходимые для экскурсионного рассказа: макет дворца, трон и корона в Тронной Павла I, скульптура и барельефы в Белом зале и пр.

3. Подготовка и издание рельефно-графического буклета. В процессе разработки проекта авторы пришли к решению подготовить рельефно-графический альбом, где наряду со схематическим изображением каждого зала, по которому проходит экскурсия, будут представлены основные предметы и объекты, составляющие интерьер этих залов (вазы, мебель, каминные часы, двери, уникальный паркет). Это своего рода путеводитель по выбранному маршруту с краткими комментариями по Брайлю, разработанный и изданный при активном участии издательского отдела Библиотеки для слепых.

4. Изготовление копий отобранных экспонатов. Прежде чем заказать копии изготовителям, команда проекта определяла основные параметры каждого предмета: размер и вес, материал и фактура, цвет. Обязательным требованием было отсутствие острых деталей, например, на макете дворца или трона, а также неприятных на ощупь материалов. Изготовление копий составило 65% от всей стоимости проекта и стало самой затратной частью бюджета. Копии изготовило ООО «Максима».

Изготовление копий стало главной затратной частью проекта.

5. Подготовка методического пособия для работы по программе для сотрудников музея. Ведущие методисты – участники проекта разработали пособие для экскурсоводов, в котором выделили основные методические приёмы адаптации экскурсии для незрячих и слабовидящих.

6. Занятия с экскурсоводами по ведению экскурсий по программе. Занятия строились следующим образом: экскурсоводы получали методическую разработку программы, знакомились со всем материалом, который используется во время экскурсии: макеты, копии, рельефно-графические буклеты, затем на экспозиции под руководством методистов учились сочетать рассказ об истории и декоре дворцовых залов с показом и описанием вспомогательного материала. Методисты отрабатывали с экскурсоводами приемы работы с незрячими детьми и в процессе выбирали тех специалистов, которые показали свое умение работать с детьми, легко устанавливать контакт и получать отклик. Поскольку такие результаты показали не все, авторы проекта полагают, что количество экскурсоводов, работающих с незрячими детьми, может быть ограничено.

7. Подготовка персонала музея к работе с незрячими и слабовидящими детьми. Перед запуском программы команда проекта провела предварительную работу со всеми сотрудниками, от которых зависит комфорт пребывания в музее посетителей с ограничением зрения. Подготовительная работа была основана на рекомендациях специалистов. Наши консультанты предложили рабочей группе ряд пособий и документов, таких как Правила общения с незрячими или слабовидящими детьми, Декларация независимости инвалида, сформулированная в 1970-е годы американским адвокатом по правам инвалидов Норманном Кюнком (см. приложение 1), и др.

Методические рекомендации по работе с посетителями с ограничением зрения приведены в приложении 2.

Ресурсы, задействованные в проекте 

Категория ресурсов

Составляющие ресурсов

Люди

■ Авторский коллектив, объединяющий специалистов в области музейной педагогики, историков, музейных хранителей;

■ специалисты по работе со слепыми и слабовидящими людьми;

■ художники-дизайнеры;

■ сотрудники издательского отдела Библиотеки для слепых

Знания

■ Научные публикации по детской психологии;

■ научные публикации по методике работы с людьми с ограничениями по зрению;

■ материалы, содержащие методики коррекционной (тифло) педагогики

Материально-техническая база

Экспозиция вестибюля и парадных залов дворца,

макеты, копии и реплики дворцовых предметов

Финансы

Средства бюджета Санкт-Петербурга – 75%, средства из бюджета музея – 25%

Информационные ресурсы

Собственные ресурсы:

■ сайт музея http://gatchinapalace.ru;

■ информационная рассылка по специализированным учреждениям, работающим со слепыми и слабовидящими детьми (школы, гимназии, детские сады);

■ презентации программы на конференциях и семинарах по работе с незрячими детьми:

- конференция «Театр равных возможностей» (X фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин»);

- конференция «Музей и особый посетитель. Начало диалога» (Государственный Эрмитаж);

- серия семинаров в Санкт-Петербургской библиотеке для слепых

Реализация проекта 

Реализация I этапа проекта заняла 9 месяцев – с июня 2012 г. по февраль 2013 г. В марте 2013 г. музей принял первых посетителей по новой программе.

Программа «Ощущение дворца» одинаково подходит как организованным группам, так и индивидуальным посетителям, может быть использована для разных категорий незрячих детей, как для слепых, так и для слабовидящих, а также для смешанных групп, в которые могут входить и зрячие дети.

С группой, независимо от количества детей (максимум – 12 человек), работают два сотрудника – экскурсовод и ассистент. Работа с группами осуществляется по предварительным заявкам, поскольку требует особой подготовки: перед экскурсией необходимо приготовить реквизит, альбомы-путеводители по количеству участников, установить макет дворца. При приеме заявки важно составить предварительную «характеристику» группы: уточнить возраст, количество слепых детей и количество слабовидящих, выяснить общий уровень подготовленности к восприятию информации, владение азбукой Брайля.

Для индивидуальных посетителей, прием которых тоже требует подобной подготовки и, главное, свободных экскурсоводов, в музее установлено определенное время – каждое воскресенье в 15:00, когда несколько спадает основной поток посетителей, и семье со слепым ребенком удобнее и комфортнее знакомиться с дворцом. Если же семья хочет посетить дворец в другой день, потребуется предварительно (минимум за два дня) оставить заявку на посещение.

Развитие проекта

Авторы пришли к выводу, что невозможно показать все залы в рамках одной экскурсии: использование специального реквизита и приемов адаптации материала требует значительного времени. В результате, чтобы не отказываться от первоначального замысла и сохранить целостность маршрута по историческим залам, решено было разбить проект на три этапа, подготовить три последовательных экскурсии. Создание второй очереди программы «Ощущение дворца» позволит в перспективе создать во дворце цикл специализированных экскурсий для незрячих, что поможет детям составить более полное представление об императорском дворце, получить новые впечатления и дополнительные возможности досуга.

Первый этап проекта включает в себя экскурсию по вестибюлю дворца и четырем парадным залам. Этот этап уже подготовлен и запущен.

Практика показывает, что программа востребована: в течение первых пяти месяцев работы музей принял больше 130 слепых и слабовидящих детей. До появления проекта таких посетителей практически не было.

В настоящее время команда приступила к реализации второго этапа проекта «Ощущение дворца». Он включает представление детям анфилады парадных комнат императрицы Марии Федоровны. На этом этапе дети знакомятся с новыми залами и с новым набором экспонатов: к скульптуре, вазам, дворцовым часам прибавляются парадные платья, картины из Тронной, особые предметы дворцового быта того времени, такие как ароматница в Малиновой гостиной и пр.

 В 2013 г. музей принял участие в открытом грантовом конкурсе «Музеи Русского Севера» в номинации «Художественные музеи – детям», выдвинув на конкурс вторую часть проекта «Ощущение дворца». Победа в конкурсе дала авторам проекта возможность получить дополнительное финансирование и продолжить работу, опираясь на опыт, накопленный во время работы на первом этапе. В сентябре 2014 г., согласно плану работы по гранту, дворец-музей пригласит незрячих посетителей на новую экскурсию.

Третья часть программы со знаменитым подземным ходом Гатчинского дворца завершит задуманный проект. 

Приложение 1

Декларация независимости инвалида

■ Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

■ Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.

■ Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

■ Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это права.

■ Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.

■ Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.

■ Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубеждённое отношение к ним.

■ Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

■ Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.

■ Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

■ Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.

■ Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие.

■ Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

■ Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

■ Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.

■ Помогите мне познать то, что я хочу.

■ Инвалиды привыкли к тому, что на них смотрят. Но им не может быть приятно, когда их рассматривают. Это принципиально разные вещи. 

Приложение 2

Методические рекомендации к обзорной экскурсии «Ощущение дворца» (для слепых и слабовидящих посетителей)

Экскурсия для людей с ограниченными возможностями (слепых и слабовидящих) вместо объектов показа должна включать использование объектов тактильного восприятия, как входящих в экспозицию, так и заранее приготовленных к экскурсии.

Все экскурсанты обязательно должны иметь возможность ощутить пальцами форму и фактуру экспонатов, сопровождающих рассказ экскурсовода.

Экскурсоводу рекомендуется усилить описательный элемент в своем рассказе.

Экскурсия рассчитана на детскую аудиторию.

Маршрут экскурсии:

■ вестибюль;

■ Аванзал;

■ Мраморная столовая;

■ Тронная императора Павла I;

■ Белый зал.

Примечание:

■ методические указания в тексте даны курсивом;

■ объекты тактильного восприятия – жирным курсивом; 

■ перед началом экскурсии подготовить объекты тактильного восприятия (реквизит), разнести их заранее по маршруту и приготовить для использования во время экскурсии; количество единиц реквизита зависит от количества экскурсантов.

■ в продолжительность программы входит подготовка и расстановка реквизита, время самой экскурсии и последующий демонтаж и уборка реквизита.

Реквизит:

■ Вестибюль: буклеты РГИ, кирпичи, макет дворца;

■ Аванзал: буклеты РГИ, образцы сукна и рогожки;

■ Мраморная столовая: буклеты РГИ, макеты балюстрады и балясин;

■ Тронная императора Павла I: буклеты РГИ, образцы гобеленовой ткани, макеты трона и короны;

■ Белый зал: буклеты РГИ, макеты скульптуры (барельеф, статуэтка), образцы сукна, парчи, атласа, бархата.

Экскурсовод принимает группу у кабинета организаторов экскурсии и сопровождает в вестибюль. При прохождении требуется обязательно предупреждать экскурсантов о ступеньках на пути, например, «сейчас будет 2 ступеньки вниз или 4 ступеньки вверх».

Вестибюль 

Объекты тактильного восприятия: 1-я, 2-я и 3-я страницы буклета рельефно-графических иллюстраций к экскурсии (РГИ), кирпичи, пушки, стены, окна-двери, макет дворца.

Тема: архитектура Гатчинского дворца, его история. 

Посадить посетителей в вестибюле на скамейки, раздать буклеты РГИ, изучить первые три страницы: 1-я и 2-я страницы с текстом, 3-я страница - с рельефным изображением Гатчинского дворца. Определить по рельефу, куда вошли и где сейчас находятся экскурсанты. В вестибюле тактильно ощутить различные строительные и декоративные материалы, которые использовались при строительстве дворца: кирпичи, камень для облицовки, дерево дверей, стекло окон, металл пушек. Затем на макете дворца ознакомить детей с его архитектурой: Центральный корпус, полукруглые галереи, прямоугольные боковые здания, называемые каре. Дворец имеет три этажа,10 высоких башен, перед ним площадь – плац для военных парадов, засыпанный гранитной крошкой.

Пока экскурсанты тактильно изучают архитектуру дворца, рассказать о его истории (кратко): дворец построил итальянский архитектор Антонио Ринальди для графа Григория Орлова, любимца русской императрицы Екатерины II. Дворец очень большой, строился долго – 15 лет, и к окончанию строительства Орлов умер. Екатерина выкупила у его наследников Гатчину и подарила своему сыну Павлу Петровичу. Тот проживал здесь, когда был царским наследником и когда стал русским государем.

Логический переход: 

Самые красивые залы, где император принимал важных и знатных гостей, называются Парадными. Они находятся на 2-м этаже Центрального корпуса, куда мы с Вами поднимемся по Парадной лестнице.

Перед Парадной лестницей следует сказать о том, что на 2-й этаж ведут три лестницы по 17 ступеней. Поднимаясь по лестнице можно вместе вслух считать ступеньки (для безопасности и как игровой момент).

Перед входом в Аванзал сказать, что вначале мы попробуем определить его размеры, и предупредить о небольшом порожке на входе. 

Аванзал 

Объекты тактильного восприятия: 4-я страница буклета РГИ, образцы сукна и рогожки, мрамор камина.

Тема: размеры зала, его назначение, декор с военными мотивами, отопление парадных залов. 

В зале пройти вдоль стены с окнами, затем вдоль стены с камином, считая шаги, и узнавая таким образом его ширину и длину. А чтобы представить, какой он высокий, можно его высоту тоже дать в количестве шагов. Размеры всех остальных залов давать методом сравнения (больше, меньше).

Изучить архитектуру по 4-й странице буклета РГИ. Обязательно назвать цвет зала – светло-зеленый (цветовое описание должно присутствовать в каждом зале), и сказать, что его украшают лепные изображения военных деталей: оружия, шлемов, щитов, знамен. Рассказывая о назначении зала для развода военного караула, использовать образцы сукна для офицерского мундира.  

Подвести группу к камину и сказать о том, что обслуживали парадные залы слуги, их одежда была сшита из простых, часто домотканых тканей (рогожка). Они приносили сюда дрова и складывали их в специальный ящик для дров, сделанный из дерева с бронзовыми накладками. В холодное время года в залах зажигали открытые печи-камины, которые чаще всего были отделаны мрамором

Логический переход:

Мрамор стал основным украшением следующего зала, который так и называется - Мраморная столовая. 

Мраморная столовая 

Объекты тактильного восприятия: 5-я страница буклета РГИ, колонны, макет балюстрады, макеты балясин, балюстрада, 6-я и 7-я страницы буклета РГИ.

Тема: мрамор как основной элемент украшения зала, назначение помещения.

В Мраморной столовой использовать для тактильного ощущения колонны справа от входа. Затем на 5-й странице буклета посчитать их количество (16) и определить, что часть зала отделена балюстрадой. Конфигурацию балюстрады и форму балясин, ее составляющих, изучить на макетах. 

Подойти к балюстраде и сказать, что она тоже из мрамора, на ней стоят мраморные вазы, а за ней находится мраморная скульптура античного бога любви Эрота в виде мальчика с луком и стрелами и столы с мраморными столешницами. На них ставили блюда с кушаньями, перед тем как подать к столу государя у камина.

Развернуться с группой и подойти к камину. Сказать, что нам ничто не помешало пройти по залу, т.к. столов здесь нет, не было их и раньше. Их приносили только в праздничные дни и расставляли в виде цветка или какой-либо фигуры. 

Полка камина, у которого находился стол императора, украшена бронзовыми подсвечниками в виде вазы с букетом гвоздик (6-я страница буклета) и мраморными вазами (7-я страница).

Логический переход:

Все празднества начинались в Тронной императора Павла I. 

Верхняя Тронная императора Павла I

Объекты тактильного восприятия: образцы гобеленовой ткани, 8-я страница буклета РГИ, макет трона, макет короны.

Тема: назначение зала, символы императорской власти, его основное украшение – гобелены. 

Пройти вдоль стены от входа до торшера, определяя ее длину. Вспомнив высоту помещения, одинаковую для всех парадных залов, представить размеры стены. Рассказать, что всю стену закрывает ковер-гобелен, на стене напротив такой же большой гобелен, и ковер размером поменьше находится на третьей стене, четвертая стена затянута бархатом.

Используя образцы гобеленовой ткани, рассказать об исторических гобеленах, которые украшают эту комнату: Они были подарены Великому князю французским королем Людовиком XVI, когда Павел Петрович путешествовал по Европе и побывал у него в гостях. Это был очень дорогой подарок, потому что гобелены (безворсовые ковры) выткать сложно: мастер, работая целый год, может сделать около 1-го кв. метра ковра. Ткали их из разных нитей: шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных и изображали на них животных, птиц, рыб, деревья и разные сцены.

Затем передвинуться в середину зала и на 8-й странице буклета найти в зале тронное место. Сказать, что когда Павел Петрович стал императором, в этой комнате для него установили символ царской власти – трон. На макете изучить трон: резьба, российский герб, навершие в виде короны.  

Корона (макет), еще один символ царской власти, надевалась государем во время торжественных приемов знатных гостей: иностранных послов, государственных сановников и др. Можно дать детям примерить макет короны.

Логический переход:

Гости входили на прием к императору из Белого зала.

Белый зал 

Объекты тактильного восприятия: 9-я, 10-я и 13-я страницы буклета РГИ, уменьшенные копии скульптуры (барельефы, статуэтки), окна-двери, 11-я и 12-я страницы буклета РГИ, паркет, образцы сукна, парчи, атласа, бархата.

Тема: размеры зала, его украшения, назначение зала.

Войдя в зал, вначале изучить 9-ю и 10-ю страницы буклета РГИ и определить свое местонахождение. 

Пройти к камину и рассказать, что полки над каминами украшались не только вазами и подсвечниками, но и часами в виде различных фигурок. В этом зале на камине стоят старинные часы, называемые «Чтица» (13-я страница).  

Объяснить, что Белый зал называется так потому, что в нем много белого цвета: зал украшает белая скульптура, вдоль стен стоят на постаментах фигуры античных богов (дать детям в руки копию статуэтки музы Урании), на стенах укреплены рельефы с изображением разнообразных сцен (дать в руки копию рельефа «Драка амуров»).

В помещении 5 высоких окон-дверей, через них можно было выйти на большой балкон.

В парадных залах паркеты набраны из дорогих пород дерева в виде различных рисунков. На паркете Белого зала в центре выложен венок, а рядом затейливый узор (изучить 11-ю и 12-ю страницы). Затем присесть и потрогать листочки и цветочки венка на паркете. 

В Белом зале раньше проходили балы: зажигали камин, звучала музыка, танцевали дамы и кавалеры. Кавалеры были в военных мундирах (потрогать образец сукна), а дамы наряжались в платья из парчи, атласа и бархата (потрогать образцы тканей).

Далее сказать детям, что это самый большой в Центральном корпусе зал, а чтобы они прочувствовали его размеры, обойти весь зал по периметру. 

Заключение

Гатчинский дворец очень большой. В нем более полутысячи помещений: в парадных залах отмечали государственные, семейные и церковные праздники, в жилых комнатах жили императоры, их семьи, помощники и слуги. В зависимости от назначения некоторые залы очень богато украшены, другие оформлены довольно просто.

В заключение сказать детям, что сегодня они познакомились с общей архитектурой дворца и посетили лишь часть парадных залов. Это только начало знакомства с великолепным дворцом.

Программа «Ощущение дворца» будет продолжена.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль