Создание экскурсионной программы для слепых и слабовидящих детей

581
Музей-заповедник «Гатчина» делится своим опытом привлечения новой для себя аудитории – слепых и слабовидящих детей. Появлению экскурсии предшествовала серьезная исследовательская работа, которой проект обязан своим успехом. Рекомендуем ознакомиться с опытом и дополнительными материалами коллег...

Л.Н. Перова,

руководитель отдела музейных программ ГБУК «Государственный музей-заповедник “Гатчина”», руководитель проекта «Ощущение дворца» 

Музей-заповедник «Гатчина» делится своим опытом привлечения новой для себя аудитории – слепых и слабовидящих детей. Появлению экскурсии предшествовала серьезная исследовательская работа, которой проект обязан своим успехом. Рекомендуем ознакомиться с опытом и дополнительными материалами коллег. 

В марте 2013 г. в Государственном историко-художественном дворцово-парковом музее-заповеднике «Гатчина» запущен новый музейный проект под названием «Ощущение дворца», адресованный слепым и слабовидящим детям от 6 лет и старше. Предложение о создании специализированной программы для посетителей с ограничениями по зрению, и, прежде всего, для слепых и слабовидящих детей исходило от сотрудников отдела музейных программ.

В гатчинском дворце, как и во многих других музеях, постоянно проводятся экскурсии для посетителей с ограниченными возможностями: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ограничениями по слуху и др.

Как показывает практика, работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата чаще всего ведется по обычным детским программам. Хотя такие дети и ограничены в возможности передвижения по музею, в подаче музейного материала не возникает сложностей. Главное – обеспечить доступность залов и экспонатов и грамотно построить маршрут передвижения по музею.

С детьми со слабым слухом работа осуществляется через сурдоперевод, и тоже по обычным детским программам.

Для слепых детей требуются особенные, специально созданные программы. Их крайне мало во всей музейной сфере, а во дворце их просто не было.

Так возник замысел создания проекта, рассчитанного на слепых и слабовидящих детей с различной степенью поражения зрения.

Описание проекта 

Первым шагом в работе над проектом стало изучение тех предложений для слепых, которые существовали на этот период в музеях нашей страны и за рубежом. Знакомство с рядом международных и отечественных музейных специализированных программ для незрячих детей выявило их очевидный дефицит.

Проблема интеграции в общество детей с ограниченными возможностями, в частности, слепых и слабовидящих, остается по-прежнему актуальной.

Изучая и анализируя существующие программы, авторы проекта отметили, что в большинстве случаев создатели этих программ идут по пути выделения особого пространства для работы с детьми с ограничением зрения. Здесь, в специальном пространстве, проводятся занятия, игры, мастер-классы, как правило, ориентированные на организованные группы. Занятия проводятся по определенному расписанию, нередко в форме абонементного посещения.

Создатели проекта поставили несколько иную задачу – не выделяя особые помещения, а используя экспозиционное пространство позволить незрячим детям познакомиться не только с отдельными музейными экспонатами, но с музеем в целом, пройти по музейным залам, «ощутить» дворец. Так возникла идея программы «Ощущение дворца».

Идея создателей проекта – не выделять отдельное помещение под занятия с особой категорией детей, а дать им возможность составить впечатление обо всем дворце.

Цель проекта – помочь незрячему ребенку приобщиться через музейное пространство к общеобразовательному процессу, культурным ценностям разных эпох, расширить кругозор, развить воображение и творческие способности. И, что также крайне важно для создателей проекта,– расширить, в общем-то, ограниченные возможности интересного досуга. 

Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд совершенно новых для авторов задач методического характера, опираясь на существующие методики коррекционной (тифло) педагогики.

Среди таких задач:

■ поиск методов и возможностей постижения и адаптации дворцового пространства детьми с ограничением зрения;

■ отработка приемов исследования музейного пространства с ориентацией на все органы чувств ребенка;

■ разработка приемов по обеспечению доступности культурных ценностей и коллекций дворца для слепых и слабовидящих детей.

Ход реализации проекта 

Прежде всего был определен состав рабочей группы, которой предстояло заняться созданием и развитием проекта. В нее вошли четыре человека, полномочия были распределены следующим образом: 

руководитель проекта и автор идеи (руководитель отдела музейных программ ГМЗ «Гатчина») – ответственный за общее руководство реализацией проекта, в т. ч. взаимодействие с партнерами по проекту и консультантами, подготовку договоров с издательством и изготовителями копий экспонатов, координацию работы по продвижению проекта;

участники рабочей группы (ведущие методисты отдела музейных программ) – ответственные за отбор экспонатов для копирования и изготовление копий, разработку буклета с рельефно-графическими изображениями, создание методического пособия по проведению программы, подготовку персонала музея к работе с незрячими и слабовидящими детьми;

консультанты. В качестве консультантов выступили высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы с незрячими людьми – сотрудники Государственной Санкт-Петербургской библиотеки для слепых и слабовидящих. Все члены команды проекта понимали, что общение со слепыми людьми требует определенных навыков и специальной подготовки. Неоценимую помощь в сложной специфической работе по созданию проекта оказали сотрудники библиотеки: директор О.Ю. Устинова, заведующая отделом развития О.И. Квочкина, сотрудник отдела развития Д.А. Бочарова. Авторы проекта работали в постоянном творческом контакте с ними, консультировались по адаптации пространства и текста, подготовке рельефно-графических пособий, вместе искали ответы на вопросы, возникающие по мере реализации проекта. Специалисты библиотеки выступили экспертами программы.

Была определена следующая последовательность работы над проектом: 

1. Отработка маршрута, выбор залов и самых ярких объектов для знакомства с ними через тактильное восприятие, через звук, обоняние, моторику.

Отрабатывая маршрут, авторам необходимо было учитывать, что детям с ограничением зрения сложнее получать информацию, это требует от них гораздо большего напряжения, чем от зрячих, следовательно, экскурсия должна быть значительно короче стандартной. Практика показала, что оптимальное время для такой экскурсии – 35 минут. 

Получение информации требует от детей с ограничением зрения больших усилий, чем от зрячих посетителей. А значит, время экскурсии нужно было сократить.

Работа над маршрутом носила коллективный характер. За основу был взят вариант, предложенный руководителем проекта. Далее команда вносила в него уточнения по выбору залов, отбору объектов показа и копирования. Целью этой работы было получить оптимальное время экскурсии.

2. Отбор материала для копирования и создания реплик. Поставив задачу подготовить незрячим детям настоящую экскурсию, через слух и осязание дать информацию об императорской резиденции, помочь почувствовать ее масштабы, внутреннее убранство и архитектуру, рабочая группа оказалась перед неизбежной проблемой – проблемой доступности для слабовидящих и слепых детей предметов из музейных коллекций. Были выделены опорные экспонаты, обозначены предметы, которые можно потрогать (пудостский камень, из которого сделан дворец; мортиры в вестибюле, старые кирпичи с клеймами, мраморная балюстрада). Определены вещи и объекты, которые необходимо создать (макет дворца) или копировать (трон, императорская корона, скульптура, образцы тканей и пр.). Чтобы дети могли получить более точное представление о дворцовых залах, были изготовлены копии многих предметов из этих залов. Исходя из того, что предметов для тактильного знакомства не должно быть много (не более 10-15 предметов), были отобраны для копирования по 1-2 предмета в каждом зале.

Предметов для тактильного знакомства должно быть не более 10-15 штук.

Отбор экспонатов особых затруднений не вызвал, поскольку в каждом зале отбирались самые характерные и яркие предметы, необходимые для экскурсионного рассказа: макет дворца, трон и корона в Тронной Павла I, скульптура и барельефы в Белом зале и пр.

3. Подготовка и издание рельефно-графического буклета. В процессе разработки проекта авторы пришли к решению подготовить рельефно-графический альбом, где наряду со схематическим изображением каждого зала, по которому проходит экскурсия, будут представлены основные предметы и объекты, составляющие интерьер этих залов (вазы, мебель, каминные часы, двери, уникальный паркет). Это своего рода путеводитель по выбранному маршруту с краткими комментариями по Брайлю, разработанный и изданный при активном участии издательского отдела Библиотеки для слепых.

4. Изготовление копий отобранных экспонатов. Прежде чем заказать копии изготовителям, команда проекта определяла основные параметры каждого предмета: размер и вес, материал и фактура, цвет. Обязательным требованием было отсутствие острых деталей, например, на макете дворца или трона, а также неприятных на ощупь материалов. Изготовление копий составило 65% от всей стоимости проекта и стало самой затратной частью бюджета. Копии изготовило ООО «Максима».

Изготовление копий стало главной затратной частью проекта.

5. Подготовка методического пособия для работы по программе для сотрудников музея. Ведущие методисты – участники проекта разработали пособие для экскурсоводов, в котором выделили основные методические приёмы адаптации экскурсии для незрячих и слабовидящих.

6. Занятия с экскурсоводами по ведению экскурсий по программе. Занятия строились следующим образом: экскурсоводы получали методическую разработку программы, знакомились со всем материалом, который используется во время экскурсии: макеты, копии, рельефно-графические буклеты, затем на экспозиции под руководством методистов учились сочетать рассказ об истории и декоре дворцовых залов с показом и описанием вспомогательного материала. Методисты отрабатывали с экскурсоводами приемы работы с незрячими детьми и в процессе выбирали тех специалистов, которые показали свое умение работать с детьми, легко устанавливать контакт и получать отклик. Поскольку такие результаты показали не все, авторы проекта полагают, что количество экскурсоводов, работающих с незрячими детьми, может быть ограничено.

7. Подготовка персонала музея к работе с незрячими и слабовидящими детьми. Перед запуском программы команда проекта провела предварительную работу со всеми сотрудниками, от которых зависит комфорт пребывания в музее посетителей с ограничением зрения. Подготовительная работа была основана на рекомендациях специалистов. Наши консультанты предложили рабочей группе ряд пособий и документов, таких как Правила общения с незрячими или слабовидящими детьми, Декларация независимости инвалида, сформулированная в 1970-е годы американским адвокатом по правам инвалидов Норманном Кюнком (см. приложение 1), и др.

Методические рекомендации по работе с посетителями с ограничением зрения приведены в приложении 2.

Ресурсы, задействованные в проекте 

Категория ресурсов

Составляющие ресурсов

Люди

■ Авторский коллектив, объединяющий специалистов в области музейной педагогики, историков, музейных хранителей;

■ специалисты по работе со слепыми и слабовидящими людьми;

■ художники-дизайнеры;

■ сотрудники издательского отдела Библиотеки для слепых

Знания

■ Научные публикации по детской психологии;

■ научные публикации по методике работы с людьми с ограничениями по зрению;

■ материалы, содержащие методики коррекционной (тифло) педагогики

Материально-техническая база

Экспозиция вестибюля и парадных залов дворца,

макеты, копии и реплики дворцовых предметов

Финансы

Средства бюджета Санкт-Петербурга – 75%, средства из бюджета музея – 25%

Информационные ресурсы

Собственные ресурсы:

■ сайт музея http://gatchinapalace.ru;

■ информационная рассылка по специализированным учреждениям, работающим со слепыми и слабовидящими детьми (школы, гимназии, детские сады);

■ презентации программы на конференциях и семинарах по работе с незрячими детьми:

- конференция «Театр равных возможностей» (X фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин»);

- конференция «Музей и особый посетитель. Начало диалога» (Государственный Эрмитаж);

- серия семинаров в Санкт-Петербургской библиотеке для слепых

Реализация проекта 

Реализация I этапа проекта заняла 9 месяцев – с июня 2012 г. по февраль 2013 г. В марте 2013 г. музей принял первых посетителей по новой программе.

Программа «Ощущение дворца» одинаково подходит как организованным группам, так и индивидуальным посетителям, может быть использована для разных категорий незрячих детей, как для слепых, так и для слабовидящих, а также для смешанных групп, в которые могут входить и зрячие дети.

С группой, независимо от количества детей (максимум – 12 человек), работают два сотрудника – экскурсовод и ассистент. Работа с группами осуществляется по предварительным заявкам, поскольку требует особой подготовки: перед экскурсией необходимо приготовить реквизит, альбомы-путеводители по количеству участников, установить макет дворца. При приеме заявки важно составить предварительную «характеристику» группы: уточнить возраст, количество слепых детей и количество слабовидящих, выяснить общий уровень подготовленности к восприятию информации, владение азбукой Брайля.

Для индивидуальных посетителей, прием которых тоже требует подобной подготовки и, главное, свободных экскурсоводов, в музее установлено определенное время – каждое воскресенье в 15:00, когда несколько спадает основной поток посетителей, и семье со слепым ребенком удобнее и комфортнее знакомиться с дворцом. Если же семья хочет посетить дворец в другой день, потребуется предварительно (минимум за два дня) оставить заявку на посещение.

Развитие проекта

Авторы пришли к выводу, что невозможно показать все залы в рамках одной экскурсии: использование специального реквизита и приемов адаптации материала требует значительного времени. В результате, чтобы не отказываться от первоначального замысла и сохранить целостность маршрута по историческим залам, решено было разбить проект на три этапа, подготовить три последовательных экскурсии. Создание второй очереди программы «Ощущение дворца» позволит в перспективе создать во дворце цикл специализированных экскурсий для незрячих, что поможет детям составить более полное представление об императорском дворце, получить новые впечатления и дополнительные возможности досуга.

Первый этап проекта включает в себя экскурсию по вестибюлю дворца и четырем парадным залам. Этот этап уже подготовлен и запущен.

Практика показывает, что программа востребована: в течение первых пяти месяцев работы музей принял больше 130 слепых и слабовидящих детей. До появления проекта таких посетителей практически не было.

В настоящее время команда приступила к реализации второго этапа проекта «Ощущение дворца». Он включает представление детям анфилады парадных комнат императрицы Марии Федоровны. На этом этапе дети знакомятся с новыми залами и с новым набором экспонатов: к скульптуре, вазам, дворцовым часам прибавляются парадные платья, картины из Тронной, особые предметы дворцового быта того времени, такие как ароматница в Малиновой гостиной и пр.

 В 2013 г. музей принял участие в открытом грантовом конкурсе «Музеи Русского Севера» в номинации «Художественные музеи – детям», выдвинув на конкурс вторую часть проекта «Ощущение дворца». Победа в конкурсе дала авторам проекта возможность получить дополнительное финансирование и продолжить работу, опираясь на опыт, накопленный во время работы на первом этапе. В сентябре 2014 г., согласно плану работы по гранту, дворец-музей пригласит незрячих посетителей на новую экскурсию.

Третья часть программы со знаменитым подземным ходом Гатчинского дворца завершит задуманный проект. 

Приложение 1

Декларация независимости инвалида

■ Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

■ Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.

■ Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

■ Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это права.

■ Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.

■ Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.

■ Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубеждённое отношение к ним.

■ Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

■ Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.

■ Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

■ Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.

■ Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие.

■ Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

■ Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

■ Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.

■ Помогите мне познать то, что я хочу.

■ Инвалиды привыкли к тому, что на них смотрят. Но им не может быть приятно, когда их рассматривают. Это принципиально разные вещи. 

Приложение 2

Методические рекомендации к обзорной экскурсии «Ощущение дворца» (для слепых и слабовидящих посетителей)

Экскурсия для людей с ограниченными возможностями (слепых и слабовидящих) вместо объектов показа должна включать использование объектов тактильного восприятия, как входящих в экспозицию, так и заранее приготовленных к экскурсии.

Все экскурсанты обязательно должны иметь возможность ощутить пальцами форму и фактуру экспонатов, сопровождающих рассказ экскурсовода.

Экскурсоводу рекомендуется усилить описательный элемент в своем рассказе.

Экскурсия рассчитана на детскую аудиторию.

Маршрут экскурсии:

■ вестибюль;

■ Аванзал;

■ Мраморная столовая;

■ Тронная императора Павла I;

■ Белый зал.

Примечание:

■ методические указания в тексте даны курсивом;

■ объекты тактильного восприятия – жирным курсивом; 

■ перед началом экскурсии подготовить объекты тактильного восприятия (реквизит), разнести их заранее по маршруту и приготовить для использования во время экскурсии; количество единиц реквизита зависит от количества экскурсантов.

■ в продолжительность программы входит подготовка и расстановка реквизита, время самой экскурсии и последующий демонтаж и уборка реквизита.

Реквизит:

■ Вестибюль: буклеты РГИ, кирпичи, макет дворца;

■ Аванзал: буклеты РГИ, образцы сукна и рогожки;

■ Мраморная столовая: буклеты РГИ, макеты балюстрады и балясин;

■ Тронная императора Павла I: буклеты РГИ, образцы гобеленовой ткани, макеты трона и короны;

■ Белый зал: буклеты РГИ, макеты скульптуры (барельеф, статуэтка), образцы сукна, парчи, атласа, бархата.

Экскурсовод принимает группу у кабинета организаторов экскурсии и сопровождает в вестибюль. При прохождении требуется обязательно предупреждать экскурсантов о ступеньках на пути, например, «сейчас будет 2 ступеньки вниз или 4 ступеньки вверх».

Вестибюль 

Объекты тактильного восприятия: 1-я, 2-я и 3-я страницы буклета рельефно-графических иллюстраций к экскурсии (РГИ), кирпичи, пушки, стены, окна-двери, макет дворца.

Тема: архитектура Гатчинского дворца, его история. 

Посадить посетителей в вестибюле на скамейки, раздать буклеты РГИ, изучить первые три страницы: 1-я и 2-я страницы с текстом, 3-я страница - с рельефным изображением Гатчинского дворца. Определить по рельефу, куда вошли и где сейчас находятся экскурсанты. В вестибюле тактильно ощутить различные строительные и декоративные материалы, которые использовались при строительстве дворца: кирпичи, камень для облицовки, дерево дверей, стекло окон, металл пушек. Затем на макете дворца ознакомить детей с его архитектурой: Центральный корпус, полукруглые галереи, прямоугольные боковые здания, называемые каре. Дворец имеет три этажа,10 высоких башен, перед ним площадь – плац для военных парадов, засыпанный гранитной крошкой.

Пока экскурсанты тактильно изучают архитектуру дворца, рассказать о его истории (кратко): дворец построил итальянский архитектор Антонио Ринальди для графа Григория Орлова, любимца русской императрицы Екатерины II. Дворец очень большой, строился долго – 15 лет, и к окончанию строительства Орлов умер. Екатерина выкупила у его наследников Гатчину и подарила своему сыну Павлу Петровичу. Тот проживал здесь, когда был царским наследником и когда стал русским государем.

Логический переход: 

Самые красивые залы, где император принимал важных и знатных гостей, называются Парадными. Они находятся на 2-м этаже Центрального корпуса, куда мы с Вами поднимемся по Парадной лестнице.

Перед Парадной лестницей следует сказать о том, что на 2-й этаж ведут три лестницы по 17 ступеней. Поднимаясь по лестнице можно вместе вслух считать ступеньки (для безопасности и как игровой момент).

Перед входом в Аванзал сказать, что вначале мы попробуем определить его размеры, и предупредить о небольшом порожке на входе. 

Аванзал 

Объекты тактильного восприятия: 4-я страница буклета РГИ, образцы сукна и рогожки, мрамор камина.

Тема: размеры зала, его назначение, декор с военными мотивами, отопление парадных залов. 

В зале пройти вдоль стены с окнами, затем вдоль стены с камином, считая шаги, и узнавая таким образом его ширину и длину. А чтобы представить, какой он высокий, можно его высоту тоже дать в количестве шагов. Размеры всех остальных залов давать методом сравнения (больше, меньше).

Изучить архитектуру по 4-й странице буклета РГИ. Обязательно назвать цвет зала – светло-зеленый (цветовое описание должно присутствовать в каждом зале), и сказать, что его украшают лепные изображения военных деталей: оружия, шлемов, щитов, знамен. Рассказывая о назначении зала для развода военного караула, использовать образцы сукна для офицерского мундира.  

Подвести группу к камину и сказать о том, что обслуживали парадные залы слуги, их одежда была сшита из простых, часто домотканых тканей (рогожка). Они приносили сюда дрова и складывали их в специальный ящик для дров, сделанный из дерева с бронзовыми накладками. В холодное время года в залах зажигали открытые печи-камины, которые чаще всего были отделаны мрамором

Логический переход:

Мрамор стал основным украшением следующего зала, который так и называется - Мраморная столовая. 

Мраморная столовая 

Объекты тактильного восприятия: 5-я страница буклета РГИ, колонны, макет балюстрады, макеты балясин, балюстрада, 6-я и 7-я страницы буклета РГИ.

Тема: мрамор как основной элемент украшения зала, назначение помещения.

В Мраморной столовой использовать для тактильного ощущения колонны справа от входа. Затем на 5-й странице буклета посчитать их количество (16) и определить, что часть зала отделена балюстрадой. Конфигурацию балюстрады и форму балясин, ее составляющих, изучить на макетах. 

Подойти к балюстраде и сказать, что она тоже из мрамора, на ней стоят мраморные вазы, а за ней находится мраморная скульптура античного бога любви Эрота в виде мальчика с луком и стрелами и столы с мраморными столешницами. На них ставили блюда с кушаньями, перед тем как подать к столу государя у камина.

Развернуться с группой и подойти к камину. Сказать, что нам ничто не помешало пройти по залу, т.к. столов здесь нет, не было их и раньше. Их приносили только в праздничные дни и расставляли в виде цветка или какой-либо фигуры. 

Полка камина, у которого находился стол императора, украшена бронзовыми подсвечниками в виде вазы с букетом гвоздик (6-я страница буклета) и мраморными вазами (7-я страница).

Логический переход:

Все празднества начинались в Тронной императора Павла I. 

Верхняя Тронная императора Павла I

Объекты тактильного восприятия: образцы гобеленовой ткани, 8-я страница буклета РГИ, макет трона, макет короны.

Тема: назначение зала, символы императорской власти, его основное украшение – гобелены. 

Пройти вдоль стены от входа до торшера, определяя ее длину. Вспомнив высоту помещения, одинаковую для всех парадных залов, представить размеры стены. Рассказать, что всю стену закрывает ковер-гобелен, на стене напротив такой же большой гобелен, и ковер размером поменьше находится на третьей стене, четвертая стена затянута бархатом.

Используя образцы гобеленовой ткани, рассказать об исторических гобеленах, которые украшают эту комнату: Они были подарены Великому князю французским королем Людовиком XVI, когда Павел Петрович путешествовал по Европе и побывал у него в гостях. Это был очень дорогой подарок, потому что гобелены (безворсовые ковры) выткать сложно: мастер, работая целый год, может сделать около 1-го кв. метра ковра. Ткали их из разных нитей: шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных и изображали на них животных, птиц, рыб, деревья и разные сцены.

Затем передвинуться в середину зала и на 8-й странице буклета найти в зале тронное место. Сказать, что когда Павел Петрович стал императором, в этой комнате для него установили символ царской власти – трон. На макете изучить трон: резьба, российский герб, навершие в виде короны.  

Корона (макет), еще один символ царской власти, надевалась государем во время торжественных приемов знатных гостей: иностранных послов, государственных сановников и др. Можно дать детям примерить макет короны.

Логический переход:

Гости входили на прием к императору из Белого зала.

Белый зал 

Объекты тактильного восприятия: 9-я, 10-я и 13-я страницы буклета РГИ, уменьшенные копии скульптуры (барельефы, статуэтки), окна-двери, 11-я и 12-я страницы буклета РГИ, паркет, образцы сукна, парчи, атласа, бархата.

Тема: размеры зала, его украшения, назначение зала.

Войдя в зал, вначале изучить 9-ю и 10-ю страницы буклета РГИ и определить свое местонахождение. 

Пройти к камину и рассказать, что полки над каминами украшались не только вазами и подсвечниками, но и часами в виде различных фигурок. В этом зале на камине стоят старинные часы, называемые «Чтица» (13-я страница).  

Объяснить, что Белый зал называется так потому, что в нем много белого цвета: зал украшает белая скульптура, вдоль стен стоят на постаментах фигуры античных богов (дать детям в руки копию статуэтки музы Урании), на стенах укреплены рельефы с изображением разнообразных сцен (дать в руки копию рельефа «Драка амуров»).

В помещении 5 высоких окон-дверей, через них можно было выйти на большой балкон.

В парадных залах паркеты набраны из дорогих пород дерева в виде различных рисунков. На паркете Белого зала в центре выложен венок, а рядом затейливый узор (изучить 11-ю и 12-ю страницы). Затем присесть и потрогать листочки и цветочки венка на паркете. 

В Белом зале раньше проходили балы: зажигали камин, звучала музыка, танцевали дамы и кавалеры. Кавалеры были в военных мундирах (потрогать образец сукна), а дамы наряжались в платья из парчи, атласа и бархата (потрогать образцы тканей).

Далее сказать детям, что это самый большой в Центральном корпусе зал, а чтобы они прочувствовали его размеры, обойти весь зал по периметру. 

Заключение

Гатчинский дворец очень большой. В нем более полутысячи помещений: в парадных залах отмечали государственные, семейные и церковные праздники, в жилых комнатах жили императоры, их семьи, помощники и слуги. В зависимости от назначения некоторые залы очень богато украшены, другие оформлены довольно просто.

В заключение сказать детям, что сегодня они познакомились с общей архитектурой дворца и посетили лишь часть парадных залов. Это только начало знакомства с великолепным дворцом.

Программа «Ощущение дворца» будет продолжена.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×