Нормы доступа к персональным данным в странах-участниках СНГ

487
Руководителям всех учреждений при планировании совместных проектов с коллегами из СНГ необходимо знать, какую информацию и где они могут и не могут получить о личности партнеров и их деятельности. Разберем подробно, как в законодательстве стран СНГ решены вопросы, связанные с правом доступа пользователей к персональным данным и правами субъекта персональных данных на соблюдение конфиденциального режима хранения информации, способной принести ему ущерб.

И.В. Волкова,

заведующая отделом Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), канд. ист. наук 

Руководителям всех учреждений при планировании совместных проектов с коллегами из СНГ необходимо знать, какую информацию и где они могут и не могут получить о личности партнеров и их деятельности. Разберем подробно, как в законодательстве стран СНГ решены вопросы, связанные с правом доступа пользователей к персональным данным и правами субъекта персональных данных на соблюдение конфиденциального режима хранения информации, способной принести ему ущерб. 

Право на информацию является одним из важнейших прав человека и гражданина. Реализация этого права, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость государственных органов – важнейшие черты правового государства. Право на доступ к информации и его соблюдение обеспечивает фактическую реализацию политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека. Но совершенно логично вместе с правом на получение такой информации существует и обязанность сохранять какую-то ее часть в тайне.

Первые шаги по правовому обеспечению доступа к информации о человеке (персональные данные) в странах-участниках СНГ были сделаны только после обретения ими независимости. Институт персональных данных в этих странах достаточно молодой. Его становление тесно связано с развитием прав и свобод человека и гражданина, и, в первую очередь, с правом на неприкосновенность частной жизни, которое было законодательно закреплено только в 1990-е гг.

Кроме того, массовая компьютеризация и информатизация началась в странах-участниках СНГ на 15 лет позже, чем в странах Западной Европы и США. Поэтому законодательство в этой сфере для большинства стран-участников СНГ заметно слабее западного, а правовые акты у бывших союзных республик во многом схожи.

Правовой основой регулирования института персональных данных выступают принятые в 1990-е гг. конституции этих стран, гарантирующие неприкосновенность частной жизни. При этом они несколько по-разному трактуют это право. Наиболее полно оно записано в Конституции Республики Казахстан (ст. 18): «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства».

В Конституции Республики Беларусь (ст. 28) и Конституции Кыргызской Республики (ст. 29) устанавливается, что «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство». Конституция Республики Узбекистан добавляет: «на неприкосновенность его жилища».

В Конституции Республики Молдова записано, что «государство уважает и охраняет интимную, семейную и частную жизнь» (ст. 23).

Особенностью Конституции Украины является, то, что вместо понятия «частная жизнь» употребляется понятие «конфиденциальная информация о лице». Кроме того, статьей 32 Конституции Украины устанавливается, что сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия не допускается, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

Отсюда вытекает весьма важное положение – не все сведения о лице являются конфиденциальной информацией, и, следовательно, не все должны подлежать защите.

Эти положения Конституций стран СНГ совпадали по своей сути с принципами, провозглашенными Советом Европы. «Каждый имеет право на уважение частной жизни вне зависимости от того, идет ли речь о сборе, использовании или передаче персональных данных. Это право является основой существования для других свобод, определяющих понятие свободного общества, в частности, свободы выражения мнения». Эти слова принадлежат заместителю генерального секретаря Совета Европы Мод де Бур-Буркиккио.

Какие сведения можно и нельзя распространять 

Правовая основа механизма защиты персональных данных формировалась по двум направлениям:

■ законодательство, которое лишь частично содержит правовые нормы, гарантирующие неприкосновенность частной жизни и регулирующие сферу информации, информатизации и защиты информации, в т. ч. о человеке;

■ специализированное законодательство о персональных данных.

Особенностью этих законов, по сравнению с законодательством Российской Федерации, является то, что они регулируют отношения в области персональных данных независимо от сферы их использования. Это означает, что они распространяются и на документы национальных архивных фондов республик (кроме Республики Казахстан). Наибольший интерес для темы статьи представляют терминологические аспекты проблемы в этих законах, и то, как они в дальнейшем корреспондировались с архивным законодательством. Поскольку в странах СНГ законов об информации, информатизации и защите информации не очень много, мы имеем возможность конспективно привести главные мысли некоторых из них, обращая внимание на то, как рассматривались термины и определения, фиксирующие информацию о человеке, критерий разделения такой информации на общедоступную и конфиденциальную.

Азербайджан 

В Законе Азербайджанской Республики от 03.1998 № 460-IQ «Об информации, информатизации и защите информации» даны следующие определения:

■ массовая информация – документированная информация, получение, обработка, передача или использование которой не ограничено законодательством Азербайджанской Республики, и предназначена для общего пользования;

■ конфиденциальная информация – документированная информация, получение, обработка, передача или использование которой ограничивается в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.

Далее в ст. 10 Закона записано:: «Информационные ресурсы по категориям доступа могут быть открытыми и с ограниченным доступом… Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную… Информация, не являющаяся государственной тайной, но с целью защиты законных интересов граждан, учреждений, предприятий и организаций требующая обеспечения секретности, носит конфиденциальный характер». 

По закону получается, что секретная информация и конфиденциальная информация – синонимы.

Более поздний закон от 30.09.2005 № 1024-IIГ «О получении информации» не распространяет свои действия на архивные документы. Тем не менее, интересны приводимые в нем термины и определения. В ст. 3 появляется новый термин – «личная информация и информация относительно семейной жизни (далее – личная информация) – факты, отзывы, знания о случаях, деятельности, ситуациях, дающих возможность идентификации личности прямым или косвенным путем».

Согласно ст. 38 этого закона, ограниченными для получения данными относительно личной жизни являются: 

1) данные, отражающие политические взгляды, религиозные убеждения и мировоззрения;

2) данные об этническом происхождении или расовой принадлежности;

3) информации, собранные в результате хода судопроизводства по преступным делам или дел относительно других правовых нарушений – до открытого судебного собрания или до вынесения судом решения относительно правового нарушения или в случаях потребности для защиты морального состояния людей, их личной и семейной жизни, для осуществления выгоды несовершеннолетнего, потерпевшего или свидетеля, или справедливого разбирательства;

4) данные о состоянии здоровья;

5) данные об особенностях, умениях, характере и других чертах личностей;

6) данные о ходатайствах, о социальной помощи и оказании социальных услуг;

7) данные относительно душевных и физических мук;

8) данные относительно налоговых платежей за исключением задолженностей по налоговым платежам.

Ограниченными для получения данными относительно семейной жизни являются: 

■ данные о половой жизни;

■ данные о регистрации актов гражданского положения;

■ данные о различных нюансах семейной жизни;

■ данные об усыновлении.

Иными словами, пытаться получить информацию о состоянии здоровья азербайджанского коллеги каким-то иным способом, кроме прямого запроса, адресованного непосредственно ему, по нормам азербайджанского законодательства незаконно.

Информацию о семейном положении азербайджанского коллеги необходимо получить только у него (нее): органы регистрации актов гражданского состояния на любые подобные запросы от третьей стороны ответят мотивированным отказом.

Закон № 1024-IIГ ярко демонстрирует отсутствие четких терминов и определений, что такое «личная» и «семейная» жизнь.

Кто же обладает правом ознакомления с личными данными, указанными в статье, или их получения? На этот вопрос отвечает ст. 38.6:

■ родители или опекуны – данные о несовершеннолетних;

■ опекуны – данные о лицах с физическим недостатком;

■ государственные и муниципальные служащие – данные о выполнении служебных обязанностей;

■ получившие разрешение на работу с личными данными – только данные, указанные в этом разрешении;

■ работники и владельцы частных юридических лиц, оказывающие услуги в области образования, культуры, здравоохранения и социальной области на основании договоров – только с информациями, являющимися необходимыми для оказания этих услуг;

■ физические лица – информации относительно них самих.

В ст. 34 закона № 1024-IIГ информация по виду получения подразделена на информацию, открытую для общего пользования, и информацию, ограниченную для получения. Информация, не ограниченная законом Азербайджанской Республики для получения, считается открытой.

Азербайджанское законодательство выделяет два юридических режима информации, получение которой ограничено законом: тайный и секретный (конфиденциальный). Исходя из содержания закона, вся личная информация является конфиденциальной, или секретной.

В Азербайджане вся личная информация является конфиденциальной.

Сроки ограничения на получение личной информации – в течение 75 лет со дня получения или документирования этой информации или в течение 30 лет после смерти личности или, если смерть не подтверждена, в течение 110 лет со дня его рождения.

Армения 

В Законе Республики Армения от 23.10.2003 «О свободе информации» имеется одно положение, касающееся информации о человеке. Согласно п. 2 ст. 8 этого закона, ограничивается доступ к информации, если ее обнародование нарушает секретность личной и семейной жизни, в т. ч. тайну переписки, телефонных разговоров, почтовой телеграфной и иных сообщений.

По закону получается, что информация о личной и семейной жизни является не конфиденциальной, а секретной.

Руководитель учреждения может получить информацию о личной и семейной жизни своего армянского коллеги только у него самого.

Любое учреждение, к которому он обратится, ответит на его запрос отрицательно, так как по закону эта информация является секретной.

В Армении информацию о личной и семейной жизни можно запрашивать только у самого человека.

Беларусь 

Закон Республики Беларусь (далее – РБ) от 10.11.2008 № 455-3 «Об информации, информатизации и защите информации», принятый значительно позже, чем аналогичные законы в странах СНГ, дает определение не конфиденциальной информации, а конфиденциальности информации: «требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь». В этом законе, во-первых, разделяется информация о частной жизни физического лица и персональные данные; во-вторых, эта информация является информацией ограниченного доступа, а не секретной, как в выше указанных законах Азербайджанской и Армянской Республик. По категориям доступа закон делит информацию на общедоступную и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

К общедоступной информации относится информация, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не ограничены.

Особо оговаривается, что не могут быть ограничены доступ к информации, распространение и (или) предоставление информации: о правах, свободах и законных интересах физических лиц и о порядке реализации прав, свобод и законных интересов; о льготах и компенсациях, предоставляемых государством физическим лицам; о состоянии здоровья должностных лиц, занимающих должности, включенные в перечень высших государственных должностей Республики Беларусь.

К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится «информация о частной жизни физического лица и персональные данные». Законом отдельно установлено, что никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами РБ.

Руководитель учреждения может обратиться к своему коллеге из Республики Беларусь с просьбой предоставить информацию о его частной жизни, и ни один другой источник не вправе ее дать без официального разрешения данного лица.

В то же время руководитель учреждения может получить информацию о своем коллеге из Республики Беларусь из других источников, если она касается прав, свобод и законных интересов данного лица, порядка реализации прав, свобод и его законных интересов, а также льгот и компенсаций, предоставляемых ему государством.

Кроме того, если должность белорусского коллеги включена в перечень высших государственных должностей Республики Беларусь, то руководитель учреждения может получить из внешних источников информацию о состоянии его здоровья.

Информация о правах, свободах, законных интересах белорусского коллеги, порядке реализации прав, свобод и законных интересов, а также льгот и компенсаций, предоставляемых ему государством, может быть получена из внешних источников по запросу.

Кыргызская Республика 

Определение конфиденциальной информации дано в ст. 2 Закона Кыргызской Республики от 30.09.1999 «Об информатизации»: «конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничен определенным кругом лиц» (не законодательством, как в большинстве законов стран-участников СНГ). Под кругом «определенных лиц» подразумеваются собственник такой информации или уполномоченное им лицо. Из этого следует, что для получения конфиденциальной информации руководитель учреждения должен обратиться непосредственно к интересующему его лицу из Кыргызской Республики или лицу, уполномоченному им на выдачу такой информации. Для получения этой информации из других источников необходимо получить от коллеги или уполномоченного им лица официальное разрешение.

Для получения конфиденциальной информации о кыргызском коллеге нужно обратиться непосредственно к нему или заручиться его официальным разрешением на ее получение.

Республика Молдова

Определенный интерес представляет вышедший в 2000 г. Закон республики Молдова от 11.05.2000 № 982-XIV «О доступе к информации», в котором появляется еще один термин – информация личного характера (ст. 7) и положение о доступе к ней: «Информацией личного характера являются сведения, относящиеся к частному лицу, личность которого установлена или может быть установлена, разглашение которых может нарушить частную жизнь лица и которые относятся к категории конфиденциальной информации о лице». В целях настоящего закона не считаются конфиденциальной информацией сведения, касающиеся исключительно установления личности (сведения, содержащиеся в документах, удостоверяющих личность). 

В Молдове сведения, содержащиеся в документах, удостоверяющих личность, не считаются конфиденциальной информацией.

Ограничивается доступ к информации личного характера, разглашение которой считается вмешательством в частную жизнь лица, находящуюся под охраной законодательства.

В Законе разделяется информация личного характера и сведения, касающиеся установления личности (т. е. сведения, позволяющие идентифицировать личность). Термин «частная жизнь» отсутствует, но по смыслу закона информация личного характера является одной из составляющих частной жизни.

Руководитель учреждения вправе обратиться к коллеге из Республики Молдова за информацией личного характера, но получить эту информацию из других источников он не может: по закону это считается вмешательством в частную жизнь.

Получение информации личного характера о молдавском коллеге из каких-то других источников, кроме самого коллеги, будет расценено как вмешательство в частную жизнь.

В то же время можно получить из других источников сведения, касающиеся исключительно установления личности молдавского коллеги (сведения, содержащиеся в документах, удостоверяющих личность: дата и место рождения и т. п.).

Узбекистан 

В Законе Республики Узбекистан от 11.12.2003 № 560-II «Об информатизации» нет вышеупомянутых определений, но интерес представляет ст. 13 «Информационные ресурсы, содержащие информацию о персональных данных физических лиц», в которой имеется положение о том, что информация о персональных данных физических лиц относится к категории конфиденциальной. Однако определения терминов «персональные данные» и «конфиденциальная информация» в законе отсутствуют.

Украина 

Термин «персональные данные», о котором только что шла речь применительно к законодательству Республики Узбекистан, присутствует в Законе Украины от 02.10.1992 № 2657–ХII «Об информации». Так, согласно ст. 23 Закона информация о личности (персональные данные) – это совокупность документированных или публично оглашенных сведений о личности.

Основными данными о личности (персональными данными) являются:

■ национальность;

■ образование;

■ семейное положение;

■ религиозность;

■ состояние здоровья;

■ адрес;

■ дата и место рождения.

Источниками документированной информации о личности являются выданные на ее имя документы, подписанные ею документы, а также сведения о личности, собранные государственными органами власти и органами местного и регионального самоуправления в пределах своих полномочий.

Запрещается сбор сведений о личности без ее предварительного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом. Каждое лицо имеет право на ознакомление с информацией, собранной о нем.

Информация о личности охраняется уже упомянутым Законом № 2657–ХII.

Информация ограниченного доступа (ст. 30 Закона № 2657–ХII) по своему правовому режиму делится на конфиденциальную и секретную. Конфиденциальная информация – это сведения, находящиеся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических либо юридических лиц и распространяемые по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями.

Информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия ее владельца, если эта информация представляет общественную значимость, т. е. если она является предметом общественного интереса и если право общества знать эту информацию выше права ее владельца на ее защиту (ст. 23 Закона).

Получается, что персональные данные могут быть как открытыми, так и находиться в ограниченном доступе, а конфиденциальность информации определяется не по ее содержанию, а по принадлежности владельцу этой информации.
Руководитель учреждения должен запрашивать у своего украинского коллеги любые его персональные данные и может получить их из других источников при официальном согласии данного лица.

Руководитель учреждения может запросить у своего украинского коллеги любые персональные данные и получить их из других источников при его официальном согласии.

Если информация является предметом общественного интереса и если право общества знать эту информацию выше права владельца на ее защиту, то руководитель учреждения может ее получить из других источников без согласия своего коллеги.

Тенденции в развитии законодательства о защите персональных данных 

Необходимость разработки специальных законов о персональных данных и их защите в современных условиях является объективной реальностью. Во-первых, информация о человеке всегда имела большую ценность, а в настоящее время она превратилась в очень дорогой товар. Во-вторых, необходимость принятия мер по защите персональных данных вызвана возросшими техническими возможностями по копированию и распространению информации. Уровень информационных технологий достиг того предела, когда самозащита информационных прав не является эффективным средством против посягательств на частную жизнь. Современный человек уже физически не способен скрыться от всего многообразия явно или неявно применяемых в отношении него технических устройств сбора и технологий обработки данных о людях. Поэтому вполне естественно, что страны-участники СНГ, записав в своих Конституциях право человека на неприкосновенность частной жизни, должны были разработать законы о персональных данных и их защите.

Первым шагом на пути решения проблемы явился Модельный закон «О персональных данных», принятый в октябре 1999 г. постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и рекомендованный для использования при разработке национального законодательства. Целью этого закона является защита прав человека в отношении его персональных данных и операций с ними, определение правового режима использования персональных данных и функций их держателей. В законе были даны такие термины и определения, как, в т. ч.:

■ персональные данные – информация (зафиксированная на материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отождествлена с ним. К персональным данным относятся биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном, социальном положении, образовании, профессии, служебном и финансовом положении, состоянии здоровья и прочие;

■ субъект персональных данных (субъект) – человек, к которому относятся соответствующие персональные данные.

Законы стран-участников СНГ о персональных данных по сути повторяют эти определения, расхождения имеются лишь по форме. Однако многие из них вводили еще дополнительный термин – персональные данные особой категории:

К таким данным относятся:

■ сведения, относящиеся к расовой или национальной принадлежности, семейной жизни, религиозному вероисповеданию и убеждениям, здоровью или судимости. При этом эти персональные данные могут относиться как к категории конфиденциальных, так и к категории общедоступных персональных данных с учетом их особенностей и требований статьи 11.1 настоящего закона (собственник или оператор вправе получать от субъекта только те персональные данные, которые необходимы для достижения целей обработки);

■ деиндивидуализированные персональные данные – любые данные о физических лицах в таком виде, который не допускает идентификацию личности индивидуума (т. е. обезличенные персональные данные);

■ специальные категории персональных данных, в которые включаются сведения, раскрывающие расовое или этническое происхождение, национальную принадлежность, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, а также касающиеся состояния здоровья и сексуальных наклонностей.

В Республике Беларусь пока не принят Закон о персональных данных. Более того, законодательство Республики Беларусь не регулирует даже в общем виде складывающиеся по поводу персональных данных отношения. В настоящее время отсутствует единое определение термина «персональные данные».

Действующее законодательство не содержит и их классификации, что также вызывает неправильное и неполное понимание сущности и правовой природы персональных данных в Республике. Вопросы ответственности за неправомерное разглашение персональных данных также по состоянию на сегодняшний день остаются неурегулированными.

Некоторые расхождения с терминами, данными в Модельном законе, имеются в проекте Закона Республики Казахстан «О персональных данных», в котором вместо термина «субъект персональных данных» вводится термин «объект персональных данных – физическое лицо, к которому относятся соответствующие персональные данные». Такое определение создает возможность для неоднозначного понимания некоторых содержащихся в нем положений, что на практике может привести к произвольному истолкованию и неадекватному применению данного законодательного акта. В международном праве давно сложился четкий правовой статус идентифицируемого или идентифицированного лица – субъекта данных. Таким образом, правовой статус именно субъекта, а не объекта данных, составляет его права и обязанности по защите персональных данных, которые являются основой международного режима правовой защиты персональных данных. Правда, само определение термина «объект данных» не отличается от определения «субъекта данных» в аналогичных законах стран-участников СНГ.

1 января 2011 г. вступил в действие закон Украины «О защите персональных данных». В п. 2 ст. 5 этого закона обозначено, что «персональные данные, кроме обезличенных персональных данных, по режиму доступа являются информацией с ограниченным доступом». Но не все. В п. 4 говорится, что «персональные данные физического лица, которое претендует занять или занимает выборную должность (в представительных органах) или должность государственного служащего первой категории, не относятся к информации с ограниченным доступом, за исключением информации, определенной как таковая в соответствии с законом».

Иными словами, получается, что все персональные данные, кроме обезличенных и перечисленных в п. 4, являются конфиденциальными.

Понятия и определения в архивном законодательства стран СНГ 

Во всех странах-участниках СНГ в период 1991-1998 гг. были разработаны и приняты законы о национальных архивных фондах, в которых имелись положения об ограничении доступа к информации о человеке для защиты личных интересов граждан.

В условиях интенсивных преобразований и становления гражданского общества практически во всех этих странах архивные службы вели значительную работу по развитию и совершенствованию своей законодательной и нормативной правовой базы. На правовую трактовку вопросов использования архивных документов и доступа к ним самое прямое влияние оказали и оказывают демократические преобразования, происходящие в процессе становления независимых государств. Принятые в первый период законы развивались и совершенствовались, вносились изменения и дополнения. Анализу будут подвергнуты последние по времени их создания законы, касающиеся архивного дела.

В ст. 16 Закона Азербайджанской Республики «О Национальном архивном фонде» записано что «пользоваться документами, являющимися носителями информации о личной жизни граждан (их здоровье, семейной или интимной жизни, имущественном положении), разрешается только после 75 лет после создания этих документов, если другое не предусмотрено законодательством. Пользоваться этими документами раньше этого срока разрешается с согласия самого гражданина, а после его смерти – его наследников».

Закон Республики Армения «Об архивном деле» содержит один интересующий нас термин и определение к нему: «архивные документы, содержащие информацию, относящуюся к тайне личной и семейной жизни человека – архивные документы, содержащие сведения о рождении, усыновлении, вступлении в брак и разводе, личных данных, личной переписке и корреспонденции, нотариальных сделках, имущественном праве, источниках доходов физического лица». Кроме того, в п. 3 ст. 22 Закона указан срок ограничения доступа к таким документам – 100 лет со времени их создания, если законом не предусмотрено иное. С письменного разрешения человека, а после его смерти – его наследников или на основании решения суда архивные документы, содержащие сведения о личной и семейной тайне человека, могут становиться доступными ранее 100-летнего срока со времени их создания.
В ст. 29 Закона Республики Беларусь «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» доступ к архивным документам, содержащим сведения, относящиеся к личной тайне граждан, установлен на срок 75 лет со дня создания таких документов. С согласия гражданина, а после его смерти с согласия его наследников, оформленного в установленном порядке, ограничение доступа к таким документам может быть отменено ранее, чем через 75 лет со дня создания этих документов. Порядок доступа к документам, содержащим сведения, относящиеся к личной тайне граждан, устанавливается республиканским органом государственного управления в сфере архивного дела и делопроизводства.

Закон Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах» не содержит статей, ограничивающих доступ к документам, содержащим сведения о личной жизни граждан, и определяющих срок ограничения доступа к таким документам. Казахские архивисты на международной конференции высказались в пользу снятия ограничений к ряду документов, содержащих информацию персонального характера. Симптоматично, что председатель Комитета по управлению архивами и документацией Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан Р.Х. Сариева в своем выступлении на международной научно-практической конференции «Правовые проблемы архивного дела в Евроазиатском регионе», состоявшейся в сентябре 2002 года в Астане, отметила, что «руководители государственных архивов постоянно сталкиваются с дилеммой разрешить или запретить допуск исследователей к информации персонального характера. Под эту категорию подпадает довольно значительный круг документов – анкеты, документы судебных органов, медицинских учреждений и т. д. Мы считаем, что эти категории документов не должны относиться к разряду государственных секретов, к которым их пытаются причислить некоторые государственные архивы». Однако в дальнейшем эти предложения не были законодательно оформлены.

Закон «Об архивном фонде Республики Молдова» в ст. 36 ограничивает пользование документами Государственного архивного фонда, которые содержат данные, касающиеся охраняемых законом прав и интересов граждан, также на срок до 75 лет со дня создания документа, но добавляет: в отношении регистров гражданского состояния – до 100 лет со времени появления соответствующих документов.

В ст. VI Закона Туркменистана «Об архивах и архивном деле Туркменистана» содержится формулировка «личная и семейная тайна гражданина», при этом ограничения в использовании архивных документов, содержащих такие сведения, устанавливаются на срок 75 лет со дня смерти гражданина.

Закон Республики Узбекистан «Об архивном деле», оставляя срок ограничения в 75 лет со дня создания документа, немного расширяет понятие «личная жизнь граждан». В ст. 27 Закона говорится: «Ограничения доступа к архивным документам, содержащим сведения о личной жизни граждан или создающим угрозу для их жизни и безопасности...».

Закон Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» содержит положение о том, что доступ к документам Национального архивного фонда, содержащим конфиденциальную информацию о лице, а также создающим угрозу для жизни или неприкосновенности жилища граждан, ограничивается на 75 лет со времени создания этих документов, если иное не предусмотрено законом. То есть по закону получается, что информация, создающая угрозу для жизни или неприкосновенности жилища, не является конфиденциальной.

По поводу правового режима персональных данных ограниченного доступа положения вышеуказанных законов схожи. Они заключаются в следующем:

■ правовой режим персональных данных, собранных в процессе деятельности правоохранительных и контрольно-ревизионных органов, осуществляющих свои служебные обязанности, устанавливается законом; в законе Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» имеется добавление: к таким категориям относятся также работники государственных архивных учреждений и налоговых органов;

■ правовой режим персональных данных, содержащих конфиденциальную информацию, может быть отменен субъектом персональных данных на более ранний, чем 75-летний срок со дня создания документа (100 лет – для Республики Армения, 75 лет со дня смерти гражданина – для Туркменистана) для любой категории пользователей;

■ правовой режим персональных данных после смерти субъекта данных может осуществляться иным лицом (в т. ч. наследниками) в целях защиты чести, достоинства, деловой репутации, а также защиты от незаконного вторжения в личную и семейную жизнь.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить некоторые наиболее важные моменты.

Анализ законодательных и нормативных правовых актов стран-участников СНГ, касающихся информации и персональных данных, показывает, что общедоступная информация трактуется практически одинаково, разница только в терминологии (массовая, общедоступная).

Определение термина «конфиденциальная информация» в законодательстве ряда стран неодинаковое. Закон Республики Беларусь «Об информации» вообще ушел от этого термина, введя понятие «конфиденциальность информации». Законы об информации стран-участников СНГ ограничивают использование конфиденциальной информации законодательством своих республик, кроме Кыргызской Республики – доступ к такой информации ограничен определенным кругом лиц.

В большинстве законов о персональных данных и ряде законов об информации термин «персональные данные» дается в соответствии с Модельным законом «О персональных данных», принятым в октябре 1999 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ и рекомендованным для использования в законодательных актах стран-участников СНГ. Наиболее полное определение дано в законе Украины «О персональных данных». Однако имеются и расхождения или добавления к этому определению. В законе Республики Беларусь «Об информатизации» персональные данные и сведения о частной жизни человека разделяются.

Все страны-участники СНГ делят информацию по категориям доступа на общедоступную и ограниченного доступа. Так как определения термина «общедоступная информация» в законодательствах этих стран по содержанию схожи, то проблем с этим критерием не возникает.

Отсутствие в законодательстве определений терминов «личная тайна», «личная жизнь», «семейная тайна», «семейная жизнь», «частная жизнь», «интимная жизнь» вызывают определенную сложность и путаницу в этих определениях. Единственный закон, который определяет, какие архивные документы относятся к тайне личной и семейной жизни человека, – это Закон Республики Армения «Об архивном деле». В законе «Об информации, информатизации и защите информации» Республики Беларусь к информации о частной жизни относятся сведения, составляющие личную и семейную тайны. В законе «Об архивном деле» Республики Узбекистан к категории конфиденциальной относятся не только сведения о личной жизни граждан, но и сведения, создающие угрозу для их жизни и безопасности, а в аналогичном законе Украины – кроме личной жизни, указывается неприкосновенность жилища.

Срок ограничения доступа к документам о человеке, содержащим сведения о личной и семейной тайне, почти во всех странах-участниках СНГ одинаков – 75 лет со дня создания таких документов. Исключение составляют закон Республики Армении «Об архивном деле» – на срок 100 лет со времени их создания, если законом не предусмотрено иное, закон «О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики» – 75 лет с момента передачи документов в государственный архив, закон Туркменистана, определивший такой срок в 75 лет со дня смерти лица.

Анализ законодательной базы стран-участников СНГ по проблеме убедительно показывает, что существуют общие для всех стран нерешенные вопросы в области терминологии, в определении персональных данных, периода времени, в течение которого ограничивается доступ к определенным группам документов, и категорий пользователей, которым разрешен доступ к таким документам до окончания периода ограниченного доступа.

Кроме того, учитывая требование времени о необходимости вхождения всех государств стран-участников СНГ в единое информационное пространство, целесообразность разработки перечня тематических групп конфиденциальных персональных данных, содержащихся в архивных документах, совершенно очевидна. В вопросах доступа к персональным данным не следует забывать о Международном этическом кодексе архивистов, принятом на Пекинском конгрессе МСА в 1996 г. В частности, в нем говорится, что «архивисты должны уважать интересы как доступа, так и защиты тайны частной жизни и действовать в границах соответствующего законодательства».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×