Авторское право музеев

1096
Какие авторские права и в отношении каких объектов на самом деле возникают у музея? Эксперт электронной системы «Культура» комментирует одну из наиболее востребованных тем.

Климова Т.В.,

эксперт ЗАО «МЦФЭФ», эксперт электронной системы «Культура» в сфере авторского права, руководитель службы по связям с общественностью и СМИ

Авторское право музеев

Какие авторские права и в отношении каких объектов на самом деле возникают у музея? Эксперт электронной системы «Культура» комментирует одну из наиболее востребованных тем. 

Комментируя комплекс авторских прав в отношении музейных объектов, остановимся в первую очередь на перечне художественных ценностей в том виде, как их описывает закон:

■ …картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

■ оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в т. ч. рельефы;

■ оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

■  художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

■ гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

■ произведения декоративно-прикладного искусства, в т. ч. художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

■ изделия традиционных народных художественных промыслов;

■ составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

■ старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

■ редкие рукописи и документальные памятники;

■ архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы.

Совершенно очевидно, что любой из перечисленных выше объектов, являясь, по сути, произведением, выраженным в материальной форме, имеет автора (авторов), создателя. А посему начинать  разговор о комплексе авторских прав в отношении любого из указанных объектов следует с личных неимущественных авторских прав, обозначенных в ст. 1265-1268 части IV Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Неимущественные авторские права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения)  охраняются бессрочно.  

Пример

Музей или галерея не могут замалчивать или искажать имя автора выставляемого в музее или на выставке художественного произведения (за исключением случаев, когда автор разрешает использовать произведение под псевдонимом или анонимно, ст. 1265 ГК РФ). Музей обязан информировать посетителя о том, что автором картины является художник N.  

Однако к комплексу авторских прав относится и имущественное – исключительное право (ст. 1270 ГК РФ). В случае с музейными объектами это право чаще всего уже не принадлежит автору: сам автор или другие правообладатели (наследники, агент и др.) передают предмет в музей.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ), «…от имени Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено государственное регулирование в области культуры»,  а «…музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности» (ст. 6 того же закона).

Таким образом, обладателем исключительного права на музейный объект (он же – произведение, выраженное в материальной форме) может быть само государство в лице уполномоченного органа, а также муниципальное образование или даже частное лицо – в случае, если музей частный.

Исключительное право на произведение (в нашем случае – музейный объект) позволяет правообладателю использовать произведение любым не противоречащим закону способом:  воспроизводить,  распространять, публично показывать, осуществлять прокат оригинала и др. (в соответствии со ст. 1270 ГК РФ).

Эта норма прямо перекликается со ст. 3 Закона № 54-ФЗ, декларирующей, что «публикация – одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей» – по сути, это и есть осуществление исключительных прав на произведение.  Добавим, что ст. 16 того же закона разрешает «…использование музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных, творческо-производственных целях». Эти цели являются основанием для свободного использования произведений, являющихся культурными ценностями.

Цели создания музеев в Российской Федерации четко определены в ст. 27 Закона № 54-ФЗ. К ним относятся осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также изучение музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций. В соответствии со ст. 1274 ГК РФ свободное использование произведения в информационных, научных, учебных и культурных целях допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется. Легко видеть, как целевое предназначение музеев коррелирует с нормами гражданского права об использовании авторских произведений.

Интересно, что и «свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения» (ст. 1276 ГК РФ) допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения.

Известные правоведы-цивилисты Э. Гаврилов и В. Еременко в комментариях к указанной статье ГК РФ прямо утверждают: «…помещение картины в магазине с целью продажи не может рассматриваться как постоянное, даже если картина длительное время не находит покупателя; напротив, периодическое экспонирование в открытой экспозиции музея картины, обычно находящейся в запаснике, подпадает под комментируемую статью. Помещение фотографии на выставке, продолжающейся один месяц, – постоянное нахождение.

Названные произведения, воплощенные в материальных объектах, могут свободно использоваться, если они “находятся в месте, открытом для свободного посещения” (здание на улице города, городской парк, картина, экспонируемая в музее или на выставке, художественное панно в метро, фотография в витрине магазина или на уличном стенде)». Отметим, что выше речь шла о возможности свободного использования произведений, которые музеи реализуют в полной мере.

Статья 36 Закона № 54-ФЗ закрепляет за музеями право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, а также возможность передачи прав на использование в коммерческих целях воспроизведений предметов и коллекций, на производство рекламной и сувенирной продукции с использованием музейных предметов.

Иными словами, закон тем самым позволяет музею коммерчески использовать произведение, являющееся музейным объектом, и это нисколько не противоречит сути музейного процесса. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль