Договор о закупках: объем размещаемой информации, договор с единственным поставщиком

217
Эксперт электронной системы «Культура» отвечает на вопросы подписчиков по наиболее востребованным темам.

Горошков С.В.,

эксперт ЗАО МЦФЭР, специалист по государственными и муниципальным торгам

Эксперт электронной системы «Культура» отвечает на вопросы подписчиков по наиболее востребованным темам.

Договор о закупках: объем размещаемой информации, договор с единственным поставщиком 

Нужно ли бюджетному учреждению культуры размещать положение о закупках на сайт закупок, если уполномоченным органом является учредитель, в частности, отдел муниципального заказа администрации города, и не противоречит ли это федеральному закону? Какую информацию по закупкам вообще нужно размещать на сайте закупок в этом случае?

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в порядке, определенном Законом № 44-ФЗ. Вместе с тем, из положений ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ следует, что в случае, если источником финансирования закупок являются поступления от приносящей доход деятельности, средства грантов, а также в случае, если бюджетное учреждение в ходе исполнения ранее заключенного им контракта привлекает иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения, на основании соответствующего договора, то такого рода закупки товаров, работ и услуг могут осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Нормы этого закона применяются при условии, что у бюджетного учреждения есть соответствующий правовой акт, регулирующий закупочную деятельность учреждения, а именно – положение о закупках, принятое в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенное в единой информационной системе в предусмотренные Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ сроки.

Как установлено частью 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ и п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, положение о закупках необходимо разместить в единой информационной системе до начала года, в течение которого бюджетное учреждение будет осуществлять закупки в порядке, определенном таким положением. Для осуществления закупок в предусмотренном Законом № 223-ФЗ порядке в 2014 г. бюджетные учреждения вправе, согласно ч. 25 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, разработать положение о закупках и разместить его на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – Официальный сайт) до 1 апреля 2014 г. Положение о закупках, разрабатываемое бюджетным учреждением и размещаемое им в единой информационной системе, должно быть утверждено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя такого учреждения (п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Если положение о закупках не будет размещено учреждением в указанные сроки, то закупка товаров, работ и услуг должна осуществляться учреждением в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, в случае если бюджетное учреждение принимает решение применять в установленных Законами № 44-ФЗ и 223-ФЗ случаях предусмотренный Законом № 44-ФЗ порядок осуществления закупочной деятельности, то положение о закупках, разработанное и утвержденное органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя такого учреждения, подлежит размещению в единой информационной системе (на Официальном сайте).

В отличие от Закона № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ не предусматривает возможность передачи функций и полномочий заказчика, осуществляющего закупку, в полном объеме уполномоченным органам или уполномоченным учреждениям. Таким образом, если бюджетное учреждение принимает решение применять нормы Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупок в случаях, определенных п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ и ч. 2 ст. 15 Закона 44-ФЗ, то формирование, утверждение и размещение положения о закупках в единой информационной системе (на Официальном сайте) является обязательным.

Вместе с тем, Закон № 223-ФЗ не запрещает передавать часть полномочий заказчика при осуществлении им закупочной деятельности иным лицам, в т. ч. специализированным организациям, уполномоченным органам, учреждениям.

Возможность осуществления такими лицами ряда функций, связанных с обеспечением процедур закупок товаров, работ и услуг, от имени заказчика может быть предусмотрена разрабатываемым положением о закупках, являющимся основным документом, регламентирующим закупочную деятельность бюджетного учреждения в сфере, относящейся к предмету регулирования Закона о закупках, и размещаемом бюджетным учреждением в единой информационной системе (на Официальном сайте) и утверждаемом органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя такого учреждения.

Кто может быть экспертом по договору, заключенному с единственным поставщиком (п. 14 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) по исключительным правам? Может ли другая библиотека провести экспертизу и написать экспертное заключение, или это неправомерно? 

В соответствии с положениями п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчики вправе осуществлять закупку у единственного поставщика печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций. В ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ определены случаи, когда привлечение экспертов, экспертных организаций для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта при проведении закупок у единственного поставщика является для заказчиков обязательным. К такого рода случаям отнесены и закупки, осуществляемые по основаниям, предусмотренным п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ эксперт или экспертная организация – это физические лица, в т. ч. индивидуальные предприниматели, либо юридические лица, которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком или участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Такие физические лица, индивидуальные предприниматели, а также работники упомянутых юридических лиц должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, необходимыми для проведения экспертизы. Обстоятельства, обусловливающие невозможность привлечения отдельных физических или юридических лиц к проведению экспертизы, определены в ст. 41 Закона № 223-ФЗ. Так, к проведению экспертизы не могут быть привлечены следующие физические лица: 

■ являющиеся сейчас либо являвшиеся в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

■ имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

■ являющиеся близкими родственниками:

- родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии: родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками;

- полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

- усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке.

Юридические лица не допускаются к проведению экспертизы случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц.

Кроме того, наличие у заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) возможности прямо и (или) косвенно (через третье лицо) оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы исключает возможность привлечения физического или юридического лица к проведению экспертизы.

Как установлено ч. 8 ст. 41 Закона № 44-ФЗ, в случае, если для проведения экспертизы необходимо провести исследования, испытания, выполнить работы или оказать услуги и в отношении лиц, их осуществляющих, то в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо выполнить обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), а отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям. Часть 6 ст. 41 Закона № 44-ФЗ предусматривает возможность установления дополнительных требований к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственному оборонному заказу. Закон № 44-ФЗ не содержит иных ограничений в части привлечения экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы результатов исполнения контракта, заключенного заказчиком с единственным поставщиком.

Таким образом, библиотека, являющаяся юридическим лицом, работники которого обладают познаниями, опытом, квалификацией, необходимыми и достаточными для проведения экспертизы результатов исполнения контрагентом заказчика обязательств по контракту, может быть привлечена заказчиком в качестве экспертной организации при условии соответствия такой библиотеки и участвующих в проведении экспертизы работников такой библиотеки требованиям, установленным ст. 41 Закона № 223-ФЗ.

Необходимо отметить, что проведение экспертизы должно осуществляться на основании заключаемого заказчиком и экспертной организацией договора. Этот договор должен быть заключен в установленном Законом № 44-ФЗ порядке. При этом Закон № 223-ФЗ не содержит ограничений на привлечение заказчиком экспертной организации на безвозмездной основе.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×