Академия театрального зрителя

122
В Москве действует проект, объединяющий театральную сферу и образовательные организации. Академия театрального зрителя нацелена на решение важной задачи – научить детей воспринимать театральные постановки. Это долгосрочная инвестиция в посещаемость и «качество» зрителя.

Е.А. Худяков,

продюсер Дирекции проекта «Открытая сцена» 

В Москве действует проект, объединяющий театральную сферу и образовательные организации. Академия театрального зрителя нацелена на решение важной задачи – научить детей воспринимать театральные постановки. Это долгосрочная инвестиция в посещаемость и «качество» зрителя.  

Проект «Академия театрального зрителя» создан дирекцией проекта «Открытая сцена» в рамках одноименного гранта Департамента культуры города Москвы. Автор Академии – театральный режиссер Арсений Эпельбаум, режиссер и педагог в области театра для детей.

Официальное торжественное открытие Академии театрального зрителя состоялось 1 сентября 2013 г. в здании «Открытой сцены» на Поварской, а фактически проект стартовал с мероприятий 3 и 4 февраля 2014 г. в школе № 91 Центрального округа столицы. Для учащихся начальный классов показали интерактивный спектакль-лекцию, на которой детям рассказали о том, какие бывают театральные жанры, чем они отличаются друг от друга, какие правила существуют при походе в театр.

Проект направлен на воспитание нового театрального зрителя и прививает молодому поколению любовь к театру. По идее проекта, в качестве дополнительного образования дошкольников и школьников будут учить не только правильно смотреть спектакли, но и отличать хорошее от плохого в жизни, видеть в людях особенное и стремиться нести в мир красивое и доброе. В рамках программы дети получат опыт восприятия этого вида искусства.

Идея проекта – в рамках дополнительного образования учить дошкольников и школьников правильно смотреть спектакли. 

В качестве основного формата работы были выбраны театральные лекции, поход по закулисью московских театров и театральные показы в школах. Проводить их будут артисты московских театров. В настоящее время в Академии театрального зрителя задействовано около десяти человек, которые в основном отвечают за менеджмент и организационные вопросы.

Интерактивные лекции будут проходить в московских школах и образовательных центрах, в планах на 2014 г. – охватить более 50 учебных заведений Москвы. В настоящее время проект рассчитан только на Москву, но, возможно, в будущем он выйдет и в другие города России. Рассмотрим Академию театрального зрителя как самостоятельный проект и разберемся в механике ее работы.

Работа с аудиторией 

Сама идея создания Академии зародилась летом 2013 г., когда по результатам программы «Театр в школу» (в рамках программы в летних лагерях при двадцати московских учебных заведениях было проведено 40 спектаклей) была выявлена проблема – большинство учащихся младших классов никогда не были в театре, а значит, не понимают, по каким законам нужно воспринимать происходящее в нем.

Большинство учащихся младших классов никогда не были в театре, а значит, не понимают, по каким законам нужно воспринимать происходящее в нем.

Именно в тот момент режиссер проекта Арсений Эпельбаум придумал идею спектакля в форме интерактивной лекции, в ходе которой в доступной форме ученикам начальной школы будет рассказываться о театре, его атмосфере и духе, жанрах и направлениях, о спектаклях и актерах, а также о правилах поведения и восприятии.

Вскоре была подана заявка в проект «Открытая сцена» на получение гранта, который бы позволил реализовать задуманный проект «Академия театрального зрителя». Экспертный совет конкурса одобрил заявку. В результате Академия получила от Департамента культуры г. Москвы 800 тысяч рублей и начала готовиться к запуску проекта в школах Москвы.

Ресурсная база 

Для реализации проекта не потребовалось значительных материальных вложений. Основные траты пришлись на закупку следующих необходимых вещей:

■ небольшой сборно-разборной сцены с занавесом. За такой сценой быстро меняются декорации, показывающие характерные особенности того или иного театрального замысла, а актеры в перерывах легко принимают все новые и новые образы;

■ театральных костюмов артистов балета, оперных солистов и драматических актеров;

■ театрального реквизита, который раздают юным зрителям в ходе занятий (веера, боа, программки спектакля).

Кадры. Для того чтобы Академия театрального зрителя могла проводить свои уроки в московских школах, была сформирована небольшая команда. С целью максимально эффективной работы задействованы следующие сотрудники:

■ руководитель проекта, который занимается поисками учебных учреждений, желающих внести в свое школьное расписание дополнительные уроки по театральному искусству, и исполнителей. Также в его должностные обязанности входят управление ресурсами, планирование работ, контроль над соблюдением договоренностей;

■ режиссер, осуществляющий постановку музыкально-драматической составляющей интерактивного спектакля-лекции;

■ два актера, исполняющие роли в постановке;

■ осветитель, который заведует освещением спектакля и создает световые эффекты;

■ звукорежиссер, в чьи должностные обязанности входит создание звуковых художественных образов, формирование драматургии звука и концепции;

■ монтировщик. Именно от работы этого сотрудника зависит безопасность не только актеров, но и юных зрителей.

Их труд оплачивается из средств гранта, полученного от Департамента культуры г. Москвы в полном соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Информация. Среди информационных партнеров Академии можно выделить два основных издания, которые поддерживают проект:

■ «Справочник руководителя учреждения культуры» – ежемесячный журнал, признанный ведущим периодическим изданием для менеджеров культуры. В нем публикуются материалы о финансово-экономической и управленческой деятельности, особенностях бухгалтерского учета, механизмах привлечения внебюджетных средств, PR, рыночных и информационных технологиях;

■ «Здоровье школьника» – журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни.

Партнеры проекта выполняют информационную функцию, т. к. в процессе становления Академии, в первую очередь, необходимо информирование аудитории, педагогов, директоров школ о ее назначении и направлениях деятельности.

Организация работы

Как уже говорилось выше, театральный урок проходит в форме интерактивной лекции. Еще до входа в зал педагог рассказывает детям о том, что есть театральный зритель – это важная, хотя и не очень заметная на первый взгляд профессия. И начать свое профессиональное обучение этому непростому ремеслу они могут уже сейчас.

Театральный урок длится один час. В течение всего урока-спектакля артисты открывают детям секреты зрительского мастерства, а именно:

■ с помощью видеопроекций показывают различные здания и учат безошибочно определять, какое здание театр, а какое – нет;

■ в интерактивной форме учат, как правильно покупать билеты в театральной кассе, выбирать себе место, рассказывают о структуре зала – что такое партер, ложи и амфитеатр;

■ рассказывают о правилах поведения и светском театральном этикете. Также юные ученики получают различные зрительские атрибуты: веера, бинокли, боа, программки – и только после этого все заходят в зал;

■ рассказывают о системе трех театральных звонков перед началом спектакля.

После подготовительной части актеры на примере коротеньких отрывков объясняют и демонстрируют ученикам, что такое классический театр (драма, опера и балет).

Это выглядит следующим образом:

■ балет: на сцену выходят балерина и артист балета. Ведущий рассказывает об особенностях их костюмов и о том, какие законы существуют в этом театральном жанре, почему артисты не разговаривают, как правильно читать либретто, в какой момент принято хлопать, дарить цветы и т. д. В завершение отрывка артисты танцуют отрывок из балета «Лебединое озеро»;

■ опера: ведущий рассказывает о различиях между оперой и балетом, об оперных декорациях, особой постановке голоса певца, а также о жизни «закулисья», например, о работе закулисных рабочих на примере монтировщиков и др.;

■ драма: на примере отрывка из пьесы «Ромео и Джульетта» детям рассказывают о режиссерской профессии и о том, что такое режиссерская интерпретация и как ее понимать.

В конце урока всех учат правильно кричать браво и дарить цветы, а затем угощают в театральном буфете.

Развитие проекта

Академия театрального зрителя активно ищет школы, которые хотели бы сотрудничать и провести на своей базе театральный урок. Любая школа может стать партнером Академии. Для этого ее представителю нужно обратиться в Дирекцию проекта «Открытая сцена» (контактная информация представлена на сайте www.o-stage.ru). Нам интересны не только общеобразовательные школы, но и учреждения дополнительного образования детей, например детские школы искусств.

На данный момент авторы спектакля хотели бы расширить формат Академии. В ближайшем будущем для юных любителей театра планируется:

■ показ лучших детских спектаклей московских независимых театров на площадке проекта «Открытая сцена»;

■ создание цикла лекций для желающих, на которых в формате еженедельных занятий можно будет детально познакомиться с особенностями разных театральных жанров;

■ экскурсии по московским театрам для учащихся начальных школ.

Проект предполагает интенсивный показ в 2014-2015 учебном году, и мы будем считать успехом, если он пройдет как минимум в 50 школах Москвы. И также результат для нас станет успешным, если мы не только сможем рассказать детям, что такое театр, а мотивировать их на самостоятельные походы в московские театры.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×