Центральный фондовый каталог – информационная система архивной отрасли

758
11 января 2014 г. исполнилось два года с момента размещения в сети Интернет на портале «Архивы России» тестовой версии программного комплекса «Центральный фондовый каталог». Этот программный комплекс разработан по заказу Федерального архивного агентства и представляет собой третью, обобщающую часть...

Ю.Ю. Юмашева,

И. о. заместителя директора Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела, кандидат исторических наук

Центральный фондовый каталог – информационная система архивной отрасли

WWW+

Состав и характеристика 

11 января 2014 г. исполнилось два года с момента размещения в сети Интернет на портале «Архивы России» тестовой версии программного комплекса «Центральный фондовый каталог». Этот программный комплекс разработан по заказу Федерального архивного агентства и представляет собой третью, обобщающую часть единой автоматизированной информационной системы по учету документов Архивного фонда (ЕАИС). Ее полное описание впервые было дано в «Программе информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011-2020 гг.», утвержденной приказом Росархива от 02.12.2011 № 104.

ЕАИС состоит из трех самостоятельных программных комплексов. 

ЕАИС состоит из трех самостоятельных программных комплексов: «Архивного фонда», «Фондового каталога» и Центрального фондового каталога. 

На базовом уровне непосредственно в архивах применяется программный комплекс «Архивный фонд» (ПК АФ). В него вносится информация обо всех фондах, описях и делах (единицах хранения) архива. Этот программный комплекс является основным; на нем базируются два последующих комплекса, входящих в ЕАИС, и с ним же должны быть интегрированы прочие системы автоматизации внутриархивной деятельности («Контроль движения дел», «Автоматизированный читальный зал» и т. п.).  

В настоящее время ПК АФ используют 14 федеральных архивов, государственные и муниципальные архивы 83 субъектов Федерации (около 2000 архивных учреждений), что обеспечивает единство учета документов Архивного фонда РФ на всей территории страны независимо от прав собственности на данные документы.

Для второго уровня ЕАИС разработан, внедрен и применяется отделами (управлениями, агентствами) по делам архивов регионального уровня программный комплекс «Фондовый каталог» (ПК ФК). В нем происходит аккумулирование массивов данных, выгруженных из ПК АФ и используемых в конкретных архивах. С начала 2012 г. Росархив получает в формате этого ПК информацию о документах Архивного фонда из субъектов Федерации для дальнейшей ее интеграции в рамках единой автоматизированной системы. 

И, наконец, третий уровень ЕАИС – федеральная государственная информационная система программный комплекс «Центральный фондовый каталог» (ПК ЦФК), который используется непосредственно в Федеральном архивном агентстве и в который «собираются» сведения обо всех фондах Архивного фонда РФ. Как отмечалось в докладе заместителя руководителя Росархива О.В. Наумова на VII заседании Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве, реализуя проект ЕАИС, и особенно ПК ЦФК, архивная отрасль выходит «на создание автоматизированного информационного ресурса, позволяющего в электронном виде реализовать одну из основных архивных услуг – предоставление сведений о составе и содержании документов Архивного фонда и месте их хранения. В перспективе предусматривается организация доступа в ПК ЦФК через портал «Государственные услуги» простым гражданам, а посредством специального веб-сервиса через СМЭВ и федеральным органам исполнительной власти».

Центральный фондовый каталог задуман как ресурс, не имеющий аналогов в России и за рубежом, т. к. впервые в мировой практике он должен представить широкому кругу пользователей информацию обо всех документах Архивного фонда, отразившуюся в учетной архивной документации до уровня описания единиц хранения включительно.

В этой связи напомним, что по состоянию на 1 января 2014 г. состав Архивного фонда приблизился к 500 млн единиц хранения, а ежегодный прирост этого объема оценивается примерно в 3 млн единиц хранения.

По состоянию на 1 января 2014 г. состав Архивного фонда РФ приблизился к 500 млн единиц хранения. 

Промежуточные итоги тестовой эксплуатации 

Федеральное архивное агентство разместило ЦФК в тестовом режиме на портале «Архивы России» в январе 2012 г. и проводит его поэтапное наполнение. Так, на первом этапе в ЦФК были представлены данные 10 федеральных архивов (описания 66 029 архивных фондов). Начиная с 2012 г. информация ЦФК постепенно дополняется и обновляется за счет включения в его состав сведений, полученных от остальных федеральных архивов, а также из субъектов Российской Федерации.

На 1 января 2013 г. в ЦФК были загружены описания 343 973 фондов, а к 1 января 2014 г. их количество возросло до 588 044 описаний фондов. Данные для загрузки в формате Программного комплекса «Фондовый каталог» представили 65 субъектов Федерации, из остальных субъектов было получено более чем 40 баз данных в формате ПК «Архивный фонд». 

На 1 января 2014 г. в ЦФК были загружены описания 588 044 фондов.

По оценкам экспертов Росархива, объем записей, загруженных на 1 января 2014 г. и представленных в публичном доступе в сети Интернет на портале «Архивы России», составляет примерно две трети всего объема Архивного Фонда РФ.

Очевидно, что на сегодняшний день ЦФК – единственная активно функционирующая ФГИС в области культуры.

Вместе с тем, два года тестовой эксплуатации ПК Центральный фондовый каталог на портале «Архивы России» выявили целый ряд проблем, от понимания и успешного решения которых во многом зависит судьба и этой системы, и вероятно, других систем, созданных или планируемых к созданию в сфере культуры. Условно эти проблемы можно сгруппировать в три блока: два из них тесно взаимосвязаны между собой и носят содержательный характер, один касается технико-технологических аспектов функционирования каталога. 

Для чего нужен каталог и как он должен работать? 

Первый блок проблем объединяет вопросы, связанные с целями создания подобной системы, ее идеологией, предназначением, нормативно-методическим обоснованием и обеспечением функционирования.

Для того чтобы понять содержание проблем, включенных в этот блок, необходимо кратко напомнить историю автоматизации архивной сферы и разработки программных комплексов, входящих в ЕАИС.

Работы по автоматизации средств поиска архивной информации (как, вероятно, и в музейной и библиотечной сферах) начались в архивных учреждениях СССР в конце 70-х гг. XX в. Уже в те годы была разработана концепция, обозначившая цель создания системы компьютеризированного поиска архивных документов, относящихся к избранным тематическим комплексам, имеющим особо важное общественно-политическое и народнохозяйственное значение, а также наиболее востребованных у исследователей. В соответствии с этой концепцией активно велись работы по проектированию и разработке Автоматизированной системы научно-технической информации (АСНТИ), предназначенной для оперативного справочно-информационного обслуживания пользователей, а также для подготовки автоматизированным способом архивных справочников. С целью максимального ускорения процесса обработки информации и внесения ее в программную среду были разработаны специальные карточки, унифицировавшие описания архивных фондов, созданы правила их заполнения, что позволило заложить основы прикладной (архивной) лингвистики отраслевых автоматизированных систем.

К концу 1980-х гг. система была реализована и функционировала на ЕС ЭВМ. В нее вошли около 70 тыс. описаний архивных фондов.

С начала 1990-х гг. в связи с активным внедрением и использованием персональной компьютерной техники в центре внимания Главного архивного управления оказалась задача создания полномасштабной автоматизированной системы централизованного государственного учета архивных документов, предназначенной для учета всех уровней архивной документации. 

Официальное решение о разработке автоматизированной системы учета документов Архивного фонда было зафиксировано в принятой Росархивом в 1995 г. Концепции информатизации архивного дела России, а общие контуры создаваемой системы были намечены в первой отраслевой Программе информатизации архивного дела России (1997-2000 гг.), разработанной в 1996 г. Уже тогда предполагалось, что система будет представлять собой сложную иерархическую трехуровневую структуру, состоящую из типовых программных комплексов «Архивный фонд» — «Фондовый каталог» — «Центральный Фондовый каталог».

Стратегическими целями создания автоматизированной системы централизованного государственного учета были: 

1) полный охват архивов всех уровней и органов управления архивным делом;

2) учет всех видов документации;

3) полный учет архивных документов на уровнях фонд — опись — единица хранения;

4) автоматизированное формирование архивных учетных документов.

Особое внимание в создаваемой системе уделялось автоматизированному формированию статистических отчетов, в которых отражались количественные («объемные») показатели для всех уровней архивной документации от единиц хранения до паспорта архива.

Создаваемая система на уровне ЦФК позиционировалась как инструмент внутренней работы Росархива, а результаты аккумулирования и обработки информации в ЦФК не предполагалось публиковать в открытом доступе в сети Интернет. 

Именно для решения статистических задач, предназначенных для обеспечения аналитической работы архивов, органов управления архивным делом и Росархива, и была разработана первая версия базового программного комплекса «Архивный фонд», введенная в эксплуатацию в 1998 г.

При этом необходимо отметить, что инфологическая (логическая) модель, положенная в основу этого ПК и полностью воспроизведенная в программных комплексах следующих уровней – ПК ФК и ЦФК, долгое время не отражала всей специфики учетной документации, существующей в отрасли. Так, на протяжении 15 лет ПК АФ позволял вести автоматизированный учет только «бумажных» документов, который осуществляется по «классической» схеме архивной документации: фонд – опись – единица хранения – [документ]. Но, как известно, в Архивный фонд включены также и другие виды архивных документов, в частности, кино-видео-фото-фоно и электронные документы, учет и описание которых ведется несколько иначе. К сожалению, структура полей ПК АФ до конца 2012 г. не позволяла вести автоматизированный учет этих видов документной информации.

Кроме того, набор полей базового ПК АФ, полностью воспроизводившийся и в ПК ФК, и в ЦФК, был смакетирован на основе формуляров архивной учетной документации, использовавшихся во второй половине XX в. (в частности, в середине 1990-х гг.), и не отражал все когда-либо существовавшие в архивном деле России (с середины XVII в.) и актуальные до сих пор разные виды формуляров архивных описей и варианты заполнения их граф. При внесении сведений из этих описей в ПК АФ допускались определенные отступления и неточности при заполнении, но количественные характеристики и объемные показатели должны были быть абсолютно верными, поскольку именно на их основе проводились аналитические процедуры и формировались сводные учетные данные. Это положение связано также и с тем, что автоматизированный учет документов архивного фонда воспринимался как вторичный (по отношению к ведению учета в традиционной бумажной форме) и необязательный вариант учетных процедур.

Служебный статус ПК «Центральный фондовый каталог» был зафиксирован во «Временном порядке автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах». В документе нет ни слова о предоставлении данных ЦФК для публичного доступа в сети Интернет. 

Однако бурное развитие средств телекоммуникации и информации в середине и конце первого десятилетия XXI в. и принятый в России стратегический курс на развитие информационного общества и оказание государственных услуг в электронной форме заставили пересмотреть статус и предназначение Программного комплекса «Центральный фондовый каталог».

В результате в 2010 г. в ходе очередной модернизации программных комплексов была также сформулирована задача разработки «прототипа (макета) БД «Центральный фондовый каталог», размещаемой в открытом доступе в сети Интернет». Только в 2010 г. характер Центрального фондового каталога был изменен с чисто служебного до открытого всем пользователям сети Интернет. 

В 2011 г. ЦФК был реализован в виде двух подсистем: административного веб-приложения и публичной поисковой веб-страницы. Административное веб-приложение позволяет осуществлять импорт данных, контролировать содержание базы данных ЦФК, управлять правами пользователей, а публичная поисковая веб-страница предоставляет доступ интернет-пользователям к данным ЦФК с помощью механизма полнотекстового поиска.

Эти технические изменения позволили позиционировать ПК ЦФК в Программе информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011—2020 гг. (п. 2.1., 2.2.) как инструмент оказания государственных услуг в электронной форме, в частности – для «организации доступа к информации о документах Архивного фонда Российской Федерации через портал «Архивы России» (с использованием программного комплекса «Центральный фондовый каталог»)».

К сожалению, это изменение статуса программного комплекса пока не повлекло за собой пересмотра нормативно-методической базы, регулирующей вопросы его функционирования, а также необходимую существенную модернизацию общей идеологии и программной оболочки под задачи публичной информационной системы.

К примеру, в ходе тестовой эксплуатации ПК была выявлена проблема представления описаний фондов, имеющих гриф секретности, или частично секретную учетную документацию. Очевидно, что в программных комплексах ЕАИС (и ЦФК — как «информационной модели АФ РФ»), предназначенных для осуществления учетных функций и внутреннего пользования Росархива, необходимо отражать сведения о подобных фондах, но представление этих сведений в открытом доступе в рамках отраслевой информационной системы, размещенной в сети Интернет, противоречит положениям соответствующего федерального законодательства и разделу «Учет секретных и рассекреченных архивных документов. Оформление рассекреченных дел» Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (М., 2007 г.).

В программных комплексах ЕАИС необходимо отражать информацию о фондах с секретной документацией, но до сих пор непонятно, в каком объеме и виде это делать.

Приведенный пример является частным по отношению к задачам пересмотра места и роли систем автоматизированного архивного учета в общей системе учета документов Архивного фонда, разработки самостоятельного Положения о Центральном фондовом каталоге (с одной стороны — элементе автоматизированного государственного учета, а с другой — публичной информационной системе), принятия Регламента ведения ЦФК.

Наибольшие трудности в этом вопросе представляют, с одной стороны, выработка требований к ЦФК как к публичной информационной системе, а с другой — определение ее взаимоотношений с другими публичными информационными системами, носящими статус федеральных информационных систем и действующих в области культуры, в которых также должны отражаться сведения о документах Архивного фонда.

В статьях 13 и 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определены требования общего характера к государственным информационным системам. Кроме этих общих требований любая отраслевая информационная система должна отражать специфику собственной предметной области. Именно в этом вопросе возникают самые серьезные разногласия между реалиями учетной документации, на которой должна быть основана данная информационная система, взглядами профессионалов-архивистов (и специалистов других предметных областей) на то, что и в какой форме должна представлять отраслевая система, и ожиданиями пользователей, которые хотят видеть в режиме on-line «архивные документы», «музейные предметы» и «редкие книги».

Вопрос взаимоотношений трех федеральных государственных информационных систем, разрабатываемых и функционирующих в области культуры, к сожалению, до настоящего времени активно не поднимается и не обсуждается. Последствия этого «заговора молчания» нетрудно спрогнозировать: они выразятся либо в дублировании информации об одних и тех же объектах историко-культурного наследия в нескольких системах, либо в полном отсутствии сведений об этих объектах во всех трех системах одновременно, либо в тотальном нарушении действующих инструкций по учету объектов историко-культурного наследия.

Вопрос о том, как согласовывать отражение информации в трех ФГИС, не урегулирован. В результате информация может оказаться либо продублированной, либо потерянной.

Как заполнять? 

Второй блок проблем, выявленных в ходе тестовой эксплуатации ПК ЦФК, объединяет вопросы, связанные с принципами и механизмами заполнения информационных полей системы, представлением текстовой (описательной) информации, выявлением и исправлением ошибок. К сожалению, подобные проблемы являются типичными для всех компьютерных информационных систем, предназначенных для отражения сведений из учетной или иной носящей статус официальной документации, которая создавалась в течение продолжительного времени без жестких требований по унификации данных, а переработка («усовершенствование» – термин, принятый у архивистов) которой либо вовсе невозможна (как это принято в музейной практике), либо чрезвычайно затруднена в силу объемов хранения (как у архивистов).

Попытки внедрения заимствованных за рубежом стандартов априори обречены на провал, т. к. подобные разработки, как правило, не учитывают российской специфики предметных областей, практики ведения документации, терминологии и прикладной эвристики. Последнее особо важно, т. к. в отличие от библиотечного сообщества, давно и успешно использующего в качестве поисковых механизмов разнообразные каталоги, в отечественных архивистике и музейном деле существуют более сложные методы организации, представления и поиска информации, адаптированные к особенностям документации, на которую возложены функции научно-справочного аппарата и преобразование которой в форму каталогов ведет к утрате возможности осуществления эффективного поиска.

Например, для архивных описаний характерна очень высокая степень иерархичности. Эта специфика архивного дела отражена и в международных руководствах, и в национальных регламентирующих документах. Однако подобная структура не свойственна ни стандартам библиографических описаний, представляющих собой модель так называемой «плоской таблицы», описывающей отдельно каждый из уровней вне связи с вышестоящими или нижестоящими уровнями описания и не дающей возможности отражения обширных текстовых фреймов, ни стандартам типа LIDO. Модель функционирования данных стандартов является отражением идеологии карточного каталога, где все карточки равнозначны, независимо от того, описывают ли они фонд или документ. В этой системе связь с карточками, представляющими описание вышестоящих или нижестоящих уровней, может быть реализована методом ссылки на соответствующую карточку, а установление порядка следования документов становится довольно проблематичным, поскольку карточки могут быть пересортированы в зависимости от избранного принципа организации их последовательности. Но документ (в отличие от тиражной продукции) всегда включен как минимум в две системы: первая – это исторический процесс (документы создаются по поводу, в связи, т. е. имеют предшественников, последователей и т. п.), вторая – это система архивного хранения, в которой осуществлена определенная систематизация и оптимизация хранения, описания и представления архивных документов, и которая (до определенной степени) моделирует исторический процесс в его документной основе, где разработан разветвленный научно-справочный аппарат – аннотации, исторические справки, указатели и т. п., позволяющий достаточно легко ориентироваться в этой вселенной информации.

Учитывая все это, Федеральное архивное агентство пошло по пути создания нормативно-методических актов, регулирующих вопросы заполнения полей программных комплексов, входящих в Единую автоматизированную информационную систему архивной отрасли.

«Единый порядок заполнения полей Единой автоматизированной информационной системы, состоящей из программных комплексов “Архивный фонд”, “Фондовый каталог”, “Центральный фондовый каталог”», опубликованный в феврале 2014 г., не является отраслевым стандартом, однако его можно рассматривать как основу для разработки подобного нормативного акта.

Другой проблемой ЦФК является неравномерность информации, представленная в системе. Эта проблема выражается в нескольких вариантах.

Во-первых, неравномерность представления сведений об архивных фондах, хранящихся у различных фондодержателей. В настоящий момент в ЦФК импортированы (и планируются к импортированию) описания архивных фондов, хранящиеся в федеральных архивах, государственных и муниципальных архивах субъектов Федерации. Согласно данным, приведенным в докладе руководителя Федерального архивного агентства А.Н. Артизова на расширенном заседании коллегии Росархива, эти фондодержатели хранят чуть более половины (51,3%) общего объема документов Архивного фонда. Другая часть (49,7%) находится на хранении в федеральных и государственных музеях и библиотеках, в ведомственных архивах и на депозитарном хранении. Перспективы поступления информации об этих фондах в ЦФК не определены, что, безусловно, обедняет систему.

Во-вторых, в неравномерности в объемах представления собственно описательной информации: у одних архивных учреждений введены только названия фондов, у других — заполнены все текстовые поля на всех уровнях «фонд» — «опись» — «единица хранения» (включая исторические справки и аннотации). Это объясняется выбранной еще в конце 1990-х гг. общеотраслевой «послойно-горизонтальной» стратегией заполнения ПК АФ, в которой предполагалось, что первоначально во всех архивах страны в ПК из архивной учетной документации будут внесены полные описания всех фондов, затем – описания всех описей, и на заключительном этапе — описания всех единиц хранения.

На практике эта стратегия не учитывала дифференциацию в объемах хранения документов архивного фонда в архивах муниципального и государственного (и тем более федерального) уровней, а также факторы времени и объемов необходимых средств (в том числе и финансовых) для синхронной реализации подобного подхода.

Результат этой неравномерности представлен на стартовой странице Центрального фондового каталога в строке, отражающей общий объем информации, внесенной в систему: «На ˂дата˃ база данных ЦФК содержит ˂количество˃ фондов».

Продолжить эту фразу, указав имеющиеся в системе описания описей и единиц хранения («дел») – основной единицы учета документов Архивного фонда, – возможно, но нецелесообразно, так как внесенные описания описей и единиц хранения относятся к ничтожно малому проценту загруженных в систему описаний фондов.

Таким образом, строка общей статистики ЦФК является неинформативной, так как не позволяет понять, какой объем информации о документах Архивного фонда содержится в системе.

Очевидно, что преодолеть неравномерность заполнения можно только при условии разработанного и принятого в масштабах архивной сферы страны централизованного плана заполнения программных комплексов, входящих в ЕАИС, и контроля за его выполнением. Думается, что централизация и планирование – единственные механизмы эффективной реализации проектов создания отраслевых информационных систем.

Как представлять? 

В третий блок проблем, выявленных в ходе тестовой эксплуатации ПК ЦФК, объединены вопросы, связанные с формами публичного представления информации ЦФК. Этот блок возвращает нас к началу данной статьи, так как напрямую связан с тем, что изначально и вплоть до 2010 г. ЦФК не рассматривался в качестве информационной системы для публичного представления информации о составе Архивного фонда, а «моделью Архивного фонда» был только в части отражения сводных статистических сведений. Поэтому описанная в Технических заданиях на разработку и реализованная на практике функциональность ПК ЦФК не была ориентирована на удовлетворение запросов широких масс интернет-пользователей.

В качестве доказательства этого вывода — несколько примеров.

Первый — достаточно курьезный — иллюстрирует разницу в понимании значения слова «архивный документ». На стартовой странице ЦФК на портале «Архивы России» дается следующее определение ресурса: «Центральный фондовый каталог (ЦФК) — федеральная государственная информационная система, представляющая сведения о составе Архивного фонда Российской Федерации и предназначенная для информационного обеспечения пользователей архивными документами». 

Для архивистов очевидно, что данная система, основанная на учетной архивной документации, не может предоставлять пользователям ни описаний, ни электронных копий собственно архивных документов. Для пользователей же отсутствие не только самих документов, но даже этого уровня представления информации (т. е. информации о документах) в структуре системы является доказательством ее неработоспособности.

Второй пример связан с отсутствием в ЦФК автоматизированного научно-справочного аппарата, представленного в виде различных предметно-тематических и систематических каталогов, классификаторов, рубрикаторов, указателей, группировок, а также иных сервисов, которыми оснащено большинство информационно-поисковых систем и к наличию которых привыкли пользователи.

Цель, сформулированная в 2008 г., «формирование межархивного НСА регионального и отраслевого масштаба» методом механического импорта в ЦФК информационных массивов из ведущихся на местах баз данных без проведения серьезной редакторской работы на сегодняшний день представляется утопичной. Учитывая лежащий в основе создания научно-справочного аппарата принцип его жесткой привязки к составу и содержанию документных материалов конкретного архива (коллекциям конкретного музея, собранию редких книг конкретной библиотеки и т. п.), механическое объединение автоматизированного НСА разных архивов на уровне ПК ЦФК приведет не к возникновению обоснованных схем классификации, развитых рубрикаторов и указателей по различным признакам в масштабах архивной сферы в целом и возможности формирования на их основе межфондовых и межархивных каталогов, справочников и т. п. форм НСА, а к полной путанице и появлению совершенно неработоспособных разноуровневых перечней и списков.

Между тем, разработка единых рубрикаторов и схем классификации в масштабах всей архивной (равно как и музейной) сферы — задача, решение которой должно осуществляться централизованно, в едином центре, и, возможно, не один год.

Третий пример иллюстрирует разницу между приемлемым для профессионалов предъявлением результатов поиска информации в ПК ЦФК и формой представления тех же результатов, понятной и желательной для неискушенных пользователей.

Для профессионалов – предъявление результатов запроса по модели «сначала все фонды, затем все описи, и только в конце – единицы хранения» представляется привычной и наиболее оптимальной. Для неискушенных пользователей – эта модель непонятна, неудобна и должна быть заменена на иную: «фонд – его описи – их (описей) единицы хранения».

Подводя итоги вышесказанному и аккумулируя результаты тестовой эксплуатации ЦФК, анализируя работу аналогичных информационных систем сферы культуры, рассмотренные в контексте их истории и функционирования, нельзя не констатировать общих для всех для них проблем.

Главная из общих проблем ЦФК и других ФГИС – отсутствие единого, сбалансированного видения предназначения и принципов функционирования отраслевых автоматизированных систем, их внятной и детально проработанной идеологии, а также стратегии и тактики развития АИС, учитывающей как специфику конкретных предметных областей, имеющихся в них документации и бизнес-процессов, так и реалии быстро меняющихся компьютерных технологий.

Негативную роль в вопросе развития информационных систем области культуры сыграла (а иногда и продолжает играть) распространенная иллюзия о «легкости», «быстроте» и «безграничных возможностях» компьютерных технологий. Между тем, успешность реализации любого программного обеспечения на 90% зависит от понимания цели создания системы и специфики той предметной области, для которой она разрабатывается, а также от качества осуществления инфологического (т. е. теоретического) этапа ее проектирования.

Для российских архивистов, которые вместе прошли 16-летний путь автоматизации учета архивных документов, многие проблемы в этой области понятны. В настоящее время намечены способы их решения, и есть уверенность в том, что трудности будут преодолены в силу традиционной сплоченности архивного сообщества.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×