Работа со счетами учреждений культуры и договорная работа: музейные предметы, угощение посетителей, дарение или жертвование

614
Эксперт электронной системы «Культура» отвечает на вопросы подписчиков по наиболее востребованным темам.
Абидуева Е.В.,
ведущий консультант отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения Министерства культуры и архивов Иркутской областиРабота со счетами учреждений культуры и договорная работа: музейные предметы, угощение посетителей, дарение или жертвование

Эксперт электронной системы «Культура» отвечает на вопросы подписчиков по наиболее востребованным темам. Вправе ли бюджетное учреждение культуры открывать отдельный расчетный счет в кредитной организации?

Этот вопрос раскрывается в приказе Минфина РФ от 23.04.2009 № 36н «Об утверждении Порядка направления Федеральным казначейством и его территориальными органами представлений о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым участникам бюджетного процесса и бюджетным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» (далее – Приказ № 36н). В приказе определено, что территориальные органы Федерального казначейства во взаимодействии с подразделениями расчетной сети Центрального банка РФ и кредитными организациями приостанавливают операции по открытым счетам в учреждениях банков:  

1) федеральным бюджетным учреждениям в валюте Российской Федерации для учета операций со средствами, поступившими им в соответствии с законодательством Российской Федерации, на балансовом счете № 40501 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации» (далее – счет № 40501);

2) казенным и бюджетным учреждениям субъектов РФ в валюте Российской Федерации для учета операций со средствами:

■ бюджетов субъектов Российской Федерации – на балансовых счетах № 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации», 40202 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, выделенные государственным организациям» и 40203 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, выделенные негосударственным организациям»;

■ полученными от приносящей доход деятельности – на балансовом счете № 40603 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации»;  

3) муниципальным казенным и бюджетным учреждениям в валюте Российской Федерации для учета операций со средствами:

■ местных бюджетов на балансовых счетах № 40204 «Средства местных бюджетов», 40205 «Средства местных бюджетов, выделенные государственным организациям» и 40206 «Средства местных бюджетов, выделенные негосударственным организациям»;

■ полученными от приносящей доход деятельности – на балансовом счете № 40703 «Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации».

Кроме того, после получения информации от подразделения расчетной сети Центрального банка РФ о счетах, указанных выше, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства оформляет Уведомление о необходимости закрытия счета по форме согласно приложению № 1 к Приказу № 36н с учетом требований Порядка отдельно по каждому счету, открытому учреждению.

Таким образом, уже открытые счета бюджетных учреждений подлежат закрытию.

В п. 3 Приказа № 36н предусмотрены два исключения из установленного Порядка. К ним относятся случаи, когда счета, открытые в учреждениях банков, открываются:

■ учреждениям, находящимся за пределами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, имеющим право осуществлять операции со средствами на счетах, открытых им в учреждениях банков, в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления (т. е. на основании прямого указания представительного или исполнительного органа власти);

■ учреждениям и финансовым органам, осуществляющим операции в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. 

Может ли музей (музейно-выставочный центр) организовать в своих помещениях угощение посетителей при проведении открытий выставок, дней рождений, встреч, свадеб и других мероприятий? В нашем случае речь идет об использовании шоколадного фонтана.

Предоставление услуг, связанных с угощением посетителей музея при проведении открытий выставок и других мероприятий, всегда сопряжено с решением сложных вопросов защиты коллекции и несет в себе опасность вызвать недовольство со стороны «бдительных» клиентов как по действительным, так и по надуманным основаниям.

Кроме того, кодекс музейной этики прямо указывает на то, что музеи работают на юридической основе, т. е. должны полностью подчиняться международному, региональному, национальному и местному законодательству, а также договорным обязательствам. Руководящий орган также должен выполнять все юридические обязательства и условия, относящиеся ко всем аспектам музея, его коллекциям и деятельности.

К сожалению, очень часто наблюдается ситуация, когда учреждение культуры не в состоянии выполнить формальные требования неотраслевого законодательства в силу их сложности, многоаспектности и юридической неясности.

В указанной ситуации начинать соблюдать законодательство необходимо с упорядочивания сведений об учреждении в налоговом органе, осуществившем его регистрацию и постановку на учет. 

Перечислим, какие сведения нужно уточнить и в каком порядке.

1. Сведения о кодах по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД), утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 6.11.2001 № 454-ст.

Указание кодов по ОКВЭД используется для определения основного и сопутствующего видов деятельности учреждения, позволяет вести статистическое наблюдение за его деятельностью, учитывается в хозяйственном обороте при определении правоспособности учреждения (способности предоставлять те или иные виды услуг). Как правило, при регистрации учреждения культуры указываются коды по ОКВЭД, предусмотренные разделом «О» класса 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта».

Если учреждение культуры само изготавливает напитки, закуски и десерты для употребления, предлагая их гостям проводимых учреждением мероприятий, то кодом ОКВЭД такой (сопутствующей) деятельности может стать 55.40 «Деятельность баров». При этом в уставе бюджетного или автономного учреждения культуры в перечне иных (не относимых к основной) видов деятельности предварительно должна быть указана деятельность по организации питания и обслуживания участников конференций, семинаров, совещаний, культурно-массовых мероприятий (код по Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163 − 122304, контрольное число 3).

Данный вид деятельности не лицензируется. На основании постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» в случае, если код по ОКВЭД соответствует цифре 55.40, уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности не требуется.

При определении иных кодов по ОКВЭД может понадобиться лицензирование, поэтому руководителю учреждения необходимо иметь в виду требования постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

В этом случае учреждение будет способно являться полноправным участником гражданского оборота, заключать договоры на оказание соответствующих услуг и исполнять их без опасений, что сделка может быть признана недействительной в порядке ст. 173 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Осуществление организацией культуры дополнительного (самостоятельного) вида деятельности относит его к предприятиям питания, которыми считаются объекты хозяйственной деятельности, предназначенные для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в т. ч. по организации досуга потребителей (см. ГОСТ Р 50647-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Термины и определения (утвержден приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 576-ст)).

Руководителю учреждения культуры необходимо понимать, что указанное направление становится отдельной услугой и не обуславливается необходимостью оказания иных услуг клиенту. Иными словами, посетитель в данном случае будет иметь право обратиться в учреждение культуры исключительно с целью полакомиться шоколадом. 

2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ).

В соответствии со ст. 17 Закона № 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в т. ч. при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования. Требования установлены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001, далее – Правила).

Правила устанавливают микробиологические нормативы продукции, вырабатываемой организациями общественного питания, в т. ч. для шоколадных соусов и глазури, требования к хранению готовых блюд и их подаче, включая температурный режим. Требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре установлены разделом VI Правил.

Учреждению культуры необходимо хранить документы, определяющие назначение оборудования (шоколадного фонтана), в т. ч. возможность использования его не для личных нужд, материал изготовления, требования к очистке. 

Таким образом, в данной ситуации можно рекомендовать руководителю учреждения оформить возникающие правоотношения не как угощение, а как предоставление шоколадного фонтана в аренду на определенное время с обязательным обеспечением контроля за его использованием. Кроме того, руководитель учреждения может рассмотреть вариант сотрудничества с положительно зарекомендовавшей себя специализированной организацией общественного питания. 

В настоящее время большую популярность в нашей стране и за рубежом приобретают военно-исторические реконструкции. Большинство организаторов таких мероприятий привлекают к участию в них музеи различного уровня и подчиненности – от частных до государственных, от казенных до автономных. Поясните, какими нормативно-правовыми актами или иными документами регламентируется участие экспонатов, находящихся на хранении в музее, в подобных мероприятиях?

Порядок выдачи музейных предметов и коллекций, находящихся на хранении в государственных (муниципальных) музеях Российской Федерации, регламентируется приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985 № 290 «Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», которая применяется в части, не противоречащей действующему законодательству и с учетом компетенции должностных лиц, органов и учреждений им установленной, правопреемством указанных лиц и организаций. Инструкция применяется вне зависимости от включения конкретного музейного предмета (коллекции) в состав Музейного фонда РФ ко всем музейным предметам, имеющимся в фондах музея.

В соответствии с п. 95 Инструкции, выдача музейных предметов (коллекций), находящихся на постоянном хранении в фондах музеев, во временное пользование другим музеям или учреждениям производится по специальному письменному разрешению:

■ министра культуры или его заместителя – для музеев федерального подчинения;

■ министра культуры субъекта РФ или его заместителя – для музеев регионального и муниципального подчинения

Также для музеев муниципального подчинения необходимо получить согласование руководителя органа управления культурой, в ведении которого находится музей, предметы (коллекции) которого планируется предоставить во временно пользование.

Выдача предметов (коллекций), находящихся во временном хранении, в музеях допускается только с согласия собственника таких предметов (коллекций). 

Помимо оформления актов приема и выдачи музейных предметов (коллекций), стороны: музей и заинтересованная организация – подписывают соответствующие соглашения о безвозмездном пользовании или аренде музейных предметов (коллекций). При этом следует учитывать положения ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», определяющие случаи, когда государственное (муниципальное) имущество передается для использования третьим лицам без проведения торгов (например, для целей краткосрочного использования (п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ) или на основании государственного (муниципального) контракта (п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ), который может быть заключен с организацией по итогам торгов на проведение мероприятия, требующего предоставления музейных предметов (коллекций)).  

Если музейный предмет (коллекция) включен в установленном порядке в состав Музейного фонда РФ, передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда, производятся только после регистрации соответствующих сделок в Государственном каталоге Музейного фонда РФ в порядке, установленном Положением о Государственном каталоге Музейного фонда РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 № 179. Пунктом 8 Положения о Государственном каталоге музейного фонда РФ предусмотрена обязательная регистрация сделок с музейными предметами (коллекциями) по передаче указанных предметов (коллекций) во временное пользование (владение), которую производит Минкультуры РФ.

Если музейный предмет (коллекция) не включен в состав Музейного фонда, то регистрация таких сделок в Государственном каталоге Музейного фонда РФ не требуется.

Согласно п. 96 Инструкции и по ее общему смыслу, выдача во временное пользование предметов (коллекций), находящихся на постоянном или временном хранении в музеях, иным учреждениям допускается только в целях организации выставок (экспонирования). 

Случаи иного использования музейных предметов (коллекций) должны соответствовать общим требованиям к охране и сохранности музейных предметов (коллекций), установленным Инструкцией, что делает невозможным их использование при проведении мероприятий, при которых может быть причинен вред предмету (коллекции) или предмет может быть похищен.

В каждом конкретном случае вопрос должен решаться министерством или иным ведомством культуры, осуществляющим полномочия собственника музейного предмета (коллекции), включенного в состав Музейного фонда РФ, либо министерством или иным ведомством культуры, осуществляющим полномочия собственника публично-правового образования, на праве собственности у которого находится музейный предмет (коллекция), не включенный в состав Музейного фонда РФ (либо частным собственником предмета (коллекции), находящегося на временном хранении в музее).

Как правило, такое согласование министерства (иного ведомства) культуры и министерства (иного ведомства) по управлению собственностью оформляется изданием распорядительных актов (министерства или иные ведомства культуры при издании руководствуются п. 95 Инструкции), министерства (иные ведомства) по управлению собственностью руководствуются законодательством о порядке управления и распоряжения собственностью, принятым в публично-правовом образовании; кроме того, на соответствующем договоре музея и третьего лица должностные лица, возглавляющие указанные ведомства, делают отметки о согласовании договора.

Если предмет (коллекция) включен в состав Музейного фонда РФ, то орган по управлению собственностью не привлекается к принятию решения и согласованию договоров! 

В случае если использование предмета (коллекции) осуществляется на территории музея (без выдачи третьим лицам и без перехода к ним каких-либо юридических прав пользования и фактического владения предметом или коллекцией), то решение вопроса о возможности использования предмета (коллекции) в иных целях и ответственность за обеспечение сохранности предмета (коллекции) возложены на руководителя музея. При принятии решения руководитель должен руководствоваться требованиями Инструкции и внутримузейных инструкций, определяющих порядок обеспечения сохранности, учета и хранения находящихся в музее предметов (коллекций). 

Учреждению поступили в дар от издательства книги, которые в дальнейшем хотелось бы передать детским библиотекам Ростовской области. Как правильно оформить передачу книг: договором пожертвования или договором поручения? В чем их различия?

Можно ли в договоре пожертвования указать на дальнейшую передачу книг детским библиотекам области (издательство настаивает на исключении этой фразы)? Или в данной ситуации правильнее будет заключить договор поручения?  

Частью 2 ГК РФ определены требования к заключению и исполнению договоров дарения (гл. 32 ГК РФ) и поручения (гл. 49 ГК РФ).

В соответствии с законодательством, договором поручения оформляются такие правоотношения сторон, при которых одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Согласно ст. 971 ГК РФ, права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. 

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность (либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом) (ст. 572 ГК РФ).

Частным случаем дарения является пожертвование – дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права (ст. 582 ГК РФ). На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (ч. 2 ст. 582 ГК РФ). 

Пожертвование юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. 

Учитывая приведенные нормы, можно сделать следующие выводы:

1) договор поручения не может быть применен к отношениям, возникшим между издательством и учреждением, т. к. вряд ли издательство имеет намерения создавать себе дополнительные права и обязанности перед третьими лицами, связанные с дарением книг. Отношений поручения не возникает;

2) правом юридического лица, делающего пожертвование, является определение цели использования передаваемого имущества (в случае, если, как в нашем примере, издательство своим правом не воспользовалось, учреждение вправе использовать книги в соответствии с их назначением – в т. ч. предоставлять их посетителям во временное пользование).

Кроме того, учреждению следует обратить внимание на соблюдение порядка принятия решения о безвозмездной передаче книг детским библиотекам области. В настоящее время многие областные библиотеки осуществляют так называемое «централизованное комплектование» в условиях значительного изменения законодательства.

Поскольку многие библиотеки приобрели статус юридических лиц и финансируются бюджетами разных уровней, безвозмездная передача имущества с одного (регионального) уровня на другой (муниципальный) может осуществляться только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством соответствующего региона.

Практически повсеместно практика идет по пути предоставления межбюджетных трансфертов на приобретение литературы.

Возможность безвозмездной передачи книг библиотекой одного уровня библиотекам другого уровня в обязательном порядке требует согласия учредителя (собственника имущества). Следовательно, в заключаемом с издательством договоре дарения (пожертвования) учреждение не может взять на себя обязательство по безвозмездному распространению книг среди муниципальных библиотек без получения согласия собственника и соблюдения установленной в конкретном (вашем) регионе процедуры (случаев) передачи государственной собственности в муниципальную.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×