Ключевые точки повышения эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры

1065
Настоящая статья будет полезна руководителям учреждений культуры, стремящимся к созданию эффективной системы распределения финансовых ресурсов и имущества и упорядочиванию системы закупок товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных нужд).

Козлова Т.В.,

кандидат культурологии, зав. кафедры управления, социально-культурной деятельности и туризма ФГБОУ ДПО «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма»,

Новикова Г.Н.,

советник Управления экономики отраслей социальной сферы Департамента экономической политики и развития города Москвы

Настоящая статья будет полезна руководителям учреждений культуры, стремящимся к созданию эффективной системы распределения финансовых ресурсов и имущества и упорядочиванию системы закупок товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных нужд). 

Начиная с 2010 г. в стране взят курс на модернизацию экономической и социокультурной сфер. Это напрямую касается сферы культуры: на передний план выходят вопросы повышения эффективности деятельности учреждения культуры в части оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей деятельности и вопросы совершенствования системы оплаты труда, включая мероприятия по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников. Соответственно, создание плана оптимизационных мер по реализации этих мероприятий и принятие таких мер становится приоритетной задачей для каждого учреждения.

Министерство культуры РФ, опираясь на Указ Президента РФ от 07.09.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012–2018 годы, и план мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвердило Методические рекомендации по разработке планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры» органами исполнительной власти субъектов РФ и Методические рекомендации по разработке плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждений в части оказания государственных услуг (выполнения работ) федеральным государственным учреждением культуры, находящегося в ведении Министерства культуры РФ.

В подпункте «к» пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ № 597) сказано, что Правительство РФ вместе с общественными организациями должно до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности. В подкрепление этой нормы были изданы постановление Правительства РФ от 30.03.2013 № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» и распоряжение Правительства РФ от 30.03.2013 № 487-р об утверждении Плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 гг. Как создать независимую систему оценки качества работы учреждения, Министерство культуры РФ разъяснило в методических рекомендациях по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сфере культуры.

Целевые показатели результативности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры РФ, и критерии оценки работы их руководителей были утверждены несколько раньше приказом Минкультуры РФ от 06.07.2009 № 380.

Кроме того, свои целевые показатели (индикаторы) развития учреждений культуры устанавливают отраслевые департаменты Минкультуры России в соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2567-р. 

Согласно указанным документам можно выделить меры, обеспечивающие достижение целевых показателей (индикаторов) развития учреждений культуры:

1) создание механизма стимулирования работников учреждения культуры, оказывающих услуги (выполняющих работы) различной сложности. В эти меры включены:

■ установление более высокого уровня заработной платы;

■ обеспечение выполнения требований к качеству оказания услуг;

■ прозрачное формирование оплаты труда, внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг;

2) поэтапный рост оплаты труда работников учреждения культуры, достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда (средней заработной платы) работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионах Российской Федерации в соответствии с Указом № 597;

3) обновление квалификационных требований к работникам, переобучение, повышение квалификации, обеспечение притока квалифицированных кадров, создание предпосылок для появления в бюджетном секторе конкурентоспособных специалистов и менеджеров, сохранение и развитие кадрового потенциала работников сферы культуры.

Проблема заключается в том, что почти повсеместно сложилась практика, когда текущий (в т. ч. и внешний) мониторинг деятельности учреждений культуры в большей мере направлен на контроль качества предоставления услуг и практически не ориентирован на выстраивание оптимальных и рациональных подходов к ведению финансово-хозяйственной деятельности. Между тем, проблема повышения эффективности бюджетных расходов остается очень актуальной.

Рассмотрим, как создать эффективно работающую систему распределения финансовых ресурсов и имущества и упорядочить систему закупок товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд. 

Работа с эффективностью: порядок действий

Для анализа эффективности деятельности учреждения культуры в плане управления ресурсами представим, что все учреждения культуры оказывают государственные (муниципальные) услуги населению одинакового требуемого качества. Для того чтобы рекомендации были применимы для всех типов учреждений культуры, при определении показателей качества деятельности мы сознательно не будем учитывать показатели, отражающие содержание деятельности учреждения (так называемые отраслевые показатели).

Правовой базой, определяющей качество управления ресурсами в учреждении культуры, являются текущие нормативно-правовые акты, определяющие основные положения ведения финансово-хозяйственной деятельности, деятельности, приносящей доход, управления персоналом в учреждениях.

 Выделяя область деятельности, определим показатели качества управления ресурсами в государственных (муниципальных) учреждениях.  

В приведенной ниже таблице даны ранжированные по направлениям деятельности показатели качества управления ресурсами государственного (муниципального) учреждения культуры. Цифровые значения показателей, разбивку на уровни достижения показателя (там, где это возможно) учреждению необходимо определить совместно со своим учредителем. 

Программа повышения качества управления ресурсами

№ п/п

Показатель

Финансовый/операционный менеджмент

1

План ФХД за отчетный период размещен в ИАС до начала отчетного периода (да/нет)

2

Максимальное отклонение фактического значения суммы по разделу расходов плана ФХД от первоначального планового показателя за отчетный период (%)

3

Частота внесения изменений в план ФХД (количество обновлений (версий) плана ФХД за отчетный период)

4

Удельный вес административных расходов в начисленных расходах учреждения за отчетный период (%)

5

Удельный вес фонда оплаты труда в начисленных расходах учреждения за отчетный период (%)

6

Удельный вес фонда оплаты труда основного персонала в общем начисленном фонде оплаты труда за отчетный период (%)

7

Отношение суммы просроченной дебиторской задолженности к балансовой стоимости активов учреждения на отчетную дату (%)

8

Отношение суммы просроченной кредиторской задолженности к балансовой стоимости активов учреждения на отчетную дату (%)

Управление закупками

9

Доля размещенных заказов в общей сумме планируемых конкурентных процедур закупок за отчетный период (%)

10

Среднее количество заявок на 1 лот за отчетный период по конкурентным процедурам закупок (заявок/лот)

11

Удельный вес суммы закупок, осуществленных через совместные торги, в общей сумме конкурентных процедур закупок отчетного периода (%)

12

Удельный вес суммы закупок, осуществленных у единственного поставщика, в общей сумме закупок отчетного периода (%)

13

Удельный вес суммы контрактов с поставщиками с истекшим сроком действия в общей сумме действующих контрактов на отчетную дату (%)

14

Доля процедур, по которым были представлены обоснованные жалобы, в общем объеме открытых конкурентных процедур закупок за отчетный период (%)

Управление имуществом

15

Начисленные поступления учреждения на 1 кв. м площади объектов недвижимого имущества (руб./кв. м)

16

Доля площади объектов недвижимого имущества, сданного в аренду (%)

17

Оформлены и/или зарегистрированы права на все объекты недвижимости, в т.ч. земельные участки, находящиеся в оперативном управлении у учреждения (да/нет)

18

Сумма начисленных расходов на содержание имущества за отчетный период на 1 кв. м площади недвижимого имущества, (руб./кв. м)

19

Доля начисленных коммунальных расходов в сумме начисленных расходов за отчетный период (%)

Управление персоналом

20

Отношение среднемесячной заработной платы по категориям основного персонала к среднемесячной заработной плате в регионе по отрасли в соответствующей категории персонала за отчетный период (%)

21

Отношение роста средней заработной платы основного персонала к уровню инфляции за отчетный период (%)

22

Отношение среднемесячной заработной платы административно-управленческого персонала учреждения к среднемесячной заработной плате основного персонала в среднем за отчетный период (%)

23

Доля стимулирующих выплат в составе общего фонда оплаты труда основного персонала за отчетный период (%)

24

Отношение количества уволившихся сотрудников к среднесписочной численности сотрудников за отчетный период (%)

25

Доля основного персонала в общей численности персонала за отчетный период (%)

Раскрытие информации

26

Наличие плана ФХД за отчетный год /отчета об исполнении плана ФХД/ бухгалтерской отчетности за предшествующий отчетному год на общегородском ресурсе открытых данных (число выполненных требований)

27

Наличие интернет-сайта общегородского типового решения, подключенного к общей системе

Деятельность, приносящая доход, и другие негосударственные источники доходов

28

Доля поступлений из негосударственных источников в общем объеме начисленных поступлений за отчетный период (%)

Приведем некоторые рекомендации и комментарии по определению эффективности деятельности учреждения культуры. Для удобства рассмотрения разместим их в том же порядке, что и показатели, в табличном виде, с указанием области управления ресурсами и фактора эффективности. Все рекомендации даны исходя из практической финансово-хозяйственной деятельности учреждения культуры.  

Финансовый/операционный менеджмент

Качество планирования финансово-хозяйственной деятельности (ФХД)

Показатель № 1 

1. Подготовить и утвердить план ФХД (далее – План).

План должен состоять из текстовой и табличной части.

В текстовой части должна быть указана следующая информация:

■ цели, виды деятельности учреждения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом учреждения;

■ перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом (положением подразделения) к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;

■ общая балансовая стоимость недвижимого государственного имущества на дату составления Плана (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);

■ общая балансовая стоимость движимого государственного имущества на дату составления Плана, в т. ч. балансовая стоимость особо ценного движимого имущества.

Табличная часть Плана должна содержать следующую информацию:

■ показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана);

■ плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.

План должен быть утвержден органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя до начала отчетного периода. Форму плана ФХД устанавливает финансовый орган.

Формы представления информации и содержание Плана должны соответствовать требованиям приказа Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». 

По результатам выполнения этого этапа учреждение должно представить разработанный план ФХД на утверждение органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя.

План ФХД на год должен строиться по принципу «снизу вверх», включая бюджетирование расходов по основным направлениям деятельности (специализация, отделения). 

Для прозрачного и обоснованного бюджетирования, планирования и последующего контроля доходов и расходов в учреждении рекомендуется ввести управленческий учет. 

Наличие долгосрочного планирования позволит вам более эффективно распределять финансовые ресурсы в рамках отчетного года за счет большей последовательности и учета долгосрочных тенденций: своевременно формировать необходимые резервы, запрашивать необходимую информацию и поддержку, максимизировать эффект от участия в программах развития сети учреждений в целом.

2. Разместить план ФХД в ИАС не позднее начала отчетного периода, за который подготовлен план ФХД.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, план ФХД, выгруженный из системы ИАС.

3. Разработать долгосрочный план (3 года), включая бюджетирование расходов по основным направлениям (специализации).

Помимо годового плана можно рекомендовать разрабатывать более общий долгосрочный план (на три и более года) на основе ключевых решений по направлениям развития учреждения, принятых на основе комплексного анализа ключевых ресурсов, задач, рисков и возможностей.
Управленческие решения в учреждении должны быть обоснованы, последовательны и прозрачны. Для этого учреждение должно иметь систему управления и принятия решений, включающую в себя: основные этапы принятия решений, ключевых участников, описание сфер их взаимодействия и ответственности в зависимости от задач.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, на утверждение долгосрочный план ФХД. 

Показатель №2

1. Проводить анализ причин отклонения фактических значений доходов и расходов от запланированных показателей на ежеквартальной основе по такому же принципу, как это делается в бизнес-структурах.

2. Уточнить показатели плана ФХД на отчетный год на основе проведенного анализа и опубликовать новый план ФХД.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить на утверждение органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, внесение изменений в план ФХД учреждения; после утверждения – план ФХД учреждения с внесенными изменениями, выгруженный из системы ИАС.

3. Составить план корректирующих мероприятий, необходимых для устранения отклонений по результатам финансового года не позднее 10 рабочих дней после окончания месяца.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, внутренний приказ учреждения об утверждении плана корректирующих мероприятий, необходимых для устранения отклонений по результатам финансового года.

Показатель №3

1. Установить причины отклонения фактических значений плана ФХД от запланированных показателей.

2. Принять меры по сокращению частоты вносимых изменений в план ФХД до 4 в год. При этом следует опираться на выявленные с помощью анализа и уже устраненные отклонения фактических значений плана ФХД от запланированных показателей.

По окончании отчетного периода (год) и во исполнение этапа учреждение должно представить органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, план ФХД на начало отчетного периода (год), на конец отчетного периода (год), а также не более 4 приказов учредителя о внесении изменений в план ФХД учреждения за отчетный период.

3. Принять меры по сокращению частоты изменений до 2 в год. При этом следует опираться на уже устраненные причины отклонения фактических значений плана ФХД от запланированных показателей.

По окончании отчетного периода (год) и во исполнение этапа учреждение должно представить органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, план ФХД на начало отчетного периода (год), на конец отчетного периода (год), а также не более 2 приказов учредителя о внесении изменений в план ФХД учреждения за отчетный период.

4. Не проводить изменения в течение года, если план ФХД соответствует принятому на весь период.

По окончании отчетного периода (год) и во исполнение этапа учреждение должно представить органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, план ФХД без внесенных изменений в течение отчетного периода (год).

Рациональность использования финансовых средств

Показатель № 4

1. Ежеквартально производить расчет и анализ данного показателя согласно утвержденной методике.

В качестве базиса для распределения косвенных расходов предлагается использовать удельный вес фонда оплаты труда (ФОТ) административного персонала в общем ФОТ учреждения.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежеквартально представлять органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значение данного показателя и его динамику.

2. Сравнивать полученный результат с целевым показателем и проанализировать причины отклонений.

3. На основе проведенного анализа подготовить план достижения целевого показателя в следующем отчетном периоде и утвердить его внутренним приказом учреждения. 

План мероприятий по достижению целевого значения может включать:

■ оптимизацию численности административного персонала за счет внедрения информационных систем управления либо передачи части административных функций в единые структуры (центры), осуществляющие подобные услуги;

■ сокращение издержек через использование сервисных организаций для выполнения отдельных видов административных работ

Можно рекомендовать проводить анализ состава административно-управленческих расходов, возможностей для оптимизации за счет совмещения функций, объединения администрирования малоразвитых отделений, оптимизации управленческого состава учреждений, входящих в один комплекс.

Необходимо вести управленческий учет административных расходов. В их составе следует учитывать прямые и косвенные административные расходы. 

К прямым административным расходам относятся:

1) расходы на оплату труда и социальные начисления работников аппарата управления (включая компенсационный пакет для руководителя – личный транспорт, мобильная связь, аренда квартиры и т. д.);

2) представительские расходы административно-управленческого персонала, обучение административно-управленческого персонала. 

К косвенным административным расходам относятся:

1) расходы на содержание и эксплуатацию зданий и помещений административного назначения;

2) расходы на услуги связи, пожарную и сторожевую охрану административных зданий;

3) расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники и оргтехники, средств сигнализации, а также других технических средств управления;

4) расходы на оплату услуг банков по обслуживанию счетов учреждения, затраты на оплату информационных, аудиторских, а также консультативных услуг;

5) прочие. 

В качестве базиса для распределения косвенных расходов предлагается использовать удельный вес ФОТ административного персонала в общем ФОТ учреждения. Составление такого плана необходимо руководителю учреждения для четкого контроля и анализа движения финансовых средств.

По окончании отчетного периода (год) и во исполнение этапа учреждение должно представить органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, приказ об утверждении плана достижения целевого показателя в следующем отчетном периоде.

Показатель № 5 

1. Ежеквартально производить расчет и анализ данного показателя согласно утвержденной методике.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежеквартально представлять органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значение данного показателя и его динамику.

2. Сравнивать полученный результат с целевым показателем и анализировать причины отклонений.

3. Разработать план нормализации показателя на основе обеспечения выполнения обязательств перед сотрудниками и соблюдения необходимого уровня текущей деятельности и основных фондов и утвердить его внутренним приказом учреждения.

По окончании отчетного периода (год) и во исполнение этапа учреждение должно представить органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, приказ об утверждении плана нормализации показателя в следующем отчетном периоде.

Показатель № 6

1. Ежеквартально производить расчет и анализ данного показателя согласно утвержденной методике.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежеквартально представлять органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значение данного показателя и его динамику.

2. Сравнивать полученный результат с целевым показателем и анализировать причины отклонений.

3. На основе проведенного анализа подготовить план достижения целевого показателя в следующем отчетном периоде и утвердить его внутренним приказом учреждения.  

План мероприятий по достижению целевого значения может включать:

■ оптимизацию численности основного персонала с учетом планируемого объема оказанных услуг;

■ пересмотр должностных окладов;

■ пересмотр системы вознаграждения в сторону повышения удельного веса премиальной составляющей либо изменение показателей, включенных в систему расчета премиальных выплат.

По окончании отчетного периода (год) и во исполнение этапа учреждение должно представить органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, приказ об утверждении плана достижения целевого показателя в следующем отчетном периоде. Качество работы с задолженностью

Показатель № 7

1. Проводить мониторинг структуры дебиторской задолженности на ежемесячнойоснове.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежеквартальнопредставлять органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значениеданного показателя и его динамику.

2. Разработать и утвердить внутренним приказом учреждения стандартныеусловия расчетов с контрагентами для применения во всех заключаемых договорах.Исключения должны быть одобрены руководителем учреждения.

При выявлении дебиторской задолженности со сроком возникновения более 30дней предпринять необходимый комплекс мероприятий (обзвон, встреча, официальныйзапрос) для ее взыскания.

При управлении риском возникновения просроченной дебиторской задолженности целесообразноучитывать то, что с 1 января 2014 г. вступил в силу Закон № 44-ФЗ, а также то,что учреждения самостоятельно ведут закупочную деятельность. Это стоит делатьследующим образом:

■ на регулярной основе отслеживатьисполнение контрагентами своих обязательств по оплате;

■ осуществлять проверку платежеспособности контрагентов(при необходимости);

■ вводить в состав конкурсных документацийусловия, обеспечивающие своевременность оплаты.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, приказ об утверждениистандартных условий расчетов с контрагентами.

3. Ужесточить положения документации о торгах, размещаемых учреждением, вотношении условий, гарантирующих оплату услуг либо поставку товаров/оказаниеуслуг (для договоров, предусматривающих выдачу авансов поставщикам).

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, типовой проектгосударственного контракта с включенными условиями и штрафными санкциями занарушение сроков оплаты услуг либо поставки товаров/оказания услуг.

По окончании отчетного периода (год) и во исполнение этапа учреждениедолжно представить органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя,сведения бухгалтерского баланса учреждения с минимизированной дебиторскойзадолженностью в динамике.

Показатель № 8

1. Проводить мониторинг структуры кредиторской задолженности на ежемесячнойоснове.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежеквартальнопредставлять органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значениеданного показателя и его динамику.

2. Разработать и утвердить внутренним приказом учреждения стандартныеусловия расчетов с контрагентами для применения во всех договорах, заключаемыхучреждением. Исключения должны быть одобрены руководителем учреждения.

При выявлении кредиторской задолженности со сроком возникновения более 30дней предпринять необходимый комплекс мероприятий (поиск возможностей по оплатезадолженности) для ее обнуления.

 Здесь необходимы управление рисками возникновения просроченной кредиторскойзадолженности (недостаток ликвидности и т. п.) и тщательное планированиефинансовых потоков.

Ликвидировать кредиторскую задолженность можно различными способами: отсоставления претензионного письма должнику до инициирования судебных разбирательстви взысканий возникшего долга.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, приказ об утверждениистандартных условий расчетов с контрагентами.

3. При выявлении просроченной кредиторской задолженности проанализироватьпричины ее возникновения и разработать комплекс мероприятий, необходимых для еепогашения.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя приказ об утверждении комплексамероприятий по погашению действительных кредиторских задолженностей.

По окончании отчетного периода (год) и во исполнение этапа учреждениедолжно представить органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя,сведения бухгалтерского баланса учреждения с минимизированной кредиторскойзадолженностью в динамике.

Управление закупками

Качество планирования и дисциплина закупок

Показатель № 9

1. Ежеквартально производить расчет ианализ данного показателя согласно утвержденной методике.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежеквартальнопредставлять органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значениеданного показателя и его динамику.

2. Проанализировать причины отклонений показателя, в том числе на предметдостаточности квалификации персонала, занимающегося закупками, а также ихчисленности.

3. На основе проведенного анализа подготовить и утвердить план мероприятийпо повышению дисциплины закупок.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, приказ об утверждении планамероприятий по повышению дисциплины закупок. 

Конкурентность закупок

Показатель № 10

1. Применять типовую документацию о торгах для закупаемых товаров, работ иуслуг, а также установить внутренним приказом учреждения, что внесениесущественных изменений в типовую документацию о торгах должно одобрятьсяруководителем учреждения и/или органом, осуществляющим функции и полномочияучредителя.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, внутренний приказ учрежденияоб утверждении порядка внесения существенных изменений в типовую документацию оторгах.

2. Утвердить внутренним приказом учреждения ежеквартальное проведениеанализа документации о торгах на предмет выявления излишних требований,необоснованности расчета начальной цены контракта, коррупционных составляющих ит. д.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу, осуществляющемуфункции и полномочия учредителя, внутренний приказ учреждения об утверждениипорядка проведения анализа размещаемой документации о торгах. 

Показатель № 11

1. Согласовать с учредителем график проведения совместных торгови утвердить его внутренним приказом учреждения. Своевременно подготовить заявкина участие в совместных торгах.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, внутренний приказ учрежденияоб утверждении графика участия в совместных торгах.

2. Определить перечень товаров и услуг, закупки которых целесообразноосуществлять через совместные торги, согласовать его с учредителем и утвердитьвнутренним приказом учреждения.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, внутренний приказ учрежденияоб утверждении перечня товаров и услуг, закупки которых целесообразноосуществлять для учреждения через совместные торги.

3. По результатам отчетного года провести анализ эффективности участия всовместных торгах и, при необходимости, пересмотреть перечень товаров и услугдля включения в заявки на проведение совместных торгов следующего отчетногопериода. 

Показатель № 12

1. Утвердить согласованный перечень закупок у единственного поставщика(например, коммунальные услуги).

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, внутренний приказ учрежденияоб утверждении перечня закупок у единственного поставщика.

2. Ежемесячно подготавливать перечень результатов торгов, которыепредполагают закупку у единственного поставщика (за исключением закупоксогласно утвержденному перечню), для проверки руководителем учреждения наотсутствие коррупционной составляющей.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, внутренний приказ учрежденияоб утверждении порядка проверки обоснованности осуществления закупок уединственного поставщика.

3. Ежеквартально осуществлять анализ результатов торгов на выявлениевозможных улучшений качества документации о торгах с целью сокращения долизакупок, осуществленных у единственного поставщика. 

Качество контроля исполнения контрактов

Показатель № 13

1. При выявлении договоров с истекшим сроком действия проанализироватьпричины и разработать комплекс мероприятий, необходимых для исполнения либорасторжения договора.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежеквартально представлятьоргану, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значение данногопоказателя и его динамику.

2. Вести электронный реестр договоров с указанием, как минимум,наименования поставщика, предмета договора, даты заключения договора, датыпоставки товаров или услуг и даты окончания расчетов. Проводить мониторингисполнения договоров учреждения ежемесячно.

По результатам выполнения этапа необходимо представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, внутренний приказ учрежденияоб утверждении порядка проведения ежемесячного мониторинга исполнения договоров.

3. Разработать стандартные условия обеспечения выполнения договорныхусловий с контрагентами для применения во всех договорах, заключаемыхучреждением. Исключения должны быть одобрены руководителем учреждения.

По результатам выполнения этапа необходимо представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, внутренний приказ учрежденияоб утверждении условий обеспечения выполнения договорных условий сконтрагентами для применения во всех договорах, заключаемых учреждением. 

Показатель № 14

1. Осуществлять ежеквартальный мониторинг всех обоснованных жалоб.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежеквартальнопредставлять органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значениеданного показателя и его динамику.

2. Ежемесячно проводить анализ причин обжалования конкурсных процедур и,при необходимости, вносить изменения в типовую конкурсную документацию. Такиеизменения должны утверждаться руководителем учреждения.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, внутренний приказ учрежденияоб утверждении порядка проведения ежемесячного мониторинга обжалованияконкурентных процедур.

3. Ввести дисциплинарные меры ответственности к сотрудникам в связи сналичием обоснованных жалоб.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежеквартальнопредставлять органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значениеданного показателя и его динамику, а также представить внутренний приказучреждения об информировании сотрудников о недопустимости нарушениязаконодательства о размещении заказов. 

Управлениеимуществом

Эффективностьиспользования основных средств

Показатель № 15

1. Проводить ежегоднуюинвентаризацию используемой полезной площади и проанализировать возможностьвведения в оборот дополнительной площади или увеличения интенсивностииспользования занятых площадей с учетом отраслевых норм и стандартов оказанияуслуг.

По результатамвыполнения этапа учреждение должно представить органу, осуществляющему функциии полномочия учредителя, внутренний приказ учреждения об утверждении порядкапроведения инвентаризации недвижимости учреждения, а также информацию орезультатах проведенного мониторинга.

2. Проанализироватьструктуру предоставляемых услуг в разрезе доходов и рентабельности и сопоставитьее с используемой площадью объектов недвижимого имущества.

3. Разработать иутвердить план повышения доли услуг с наибольшей доходностью и рентабельностьюв расчете на 1 кв. м площади объектов недвижимого имущества.

По результатамвыполнения этапа учреждение должно представить органу, осуществляющему функциии полномочия учредителя, внутренний приказ учреждения об утверждении планаповышения доли услуг с наибольшей доходность и рентабельностью в расчете на 1кв. м площади объектов недвижимого имущества. 

Показатель № 16

1. Проанализироватьвозможность выделения площадей для сдачи в аренду.

Для этого произвестирасчет полезной площади с учетом нормативов и выявить разницу по сравнению сфактическим размером используемой площади и предоставить план использованияизбыточной площади. Провести сравнительный анализ рентабельностиальтернативного использования этой площади.

По результатамвыполнения этапа учреждение должно представить органу, осуществляющему функциии полномочия учредителя, информацию о возможностях предоставлениянеиспользуемой учреждением площади в аренду.

2. Утвердить видыдеятельности, которые разрешено вести на сдаваемой в аренду площади.

По результатамвыполнения этапа учреждение должно представить органу, осуществляющему функциии полномочия учредителя, внутренний приказ учреждения об утверждении допустимыхвидов деятельности на сдаваемой в аренду площади.

3. Разработать типовойдоговор аренды. Провести конкурсные процедуры по выбору арендатора. Разработатьпроцедуры контроля за деятельностью арендатора на арендованных площадях.

По результатамвыполнения этапа учреждение должно представить органу, осуществляющему функциии полномочия учредителя, внутренний приказ учреждения об утверждении типовогодоговора аренды, довести информацию о проведении процедур по выбору арендатора,а также представить внутренний приказ о порядке проведении процедуры контроляза деятельностью арендатора. 

Качество содержания основных средств

Показатель № 17

1. Провести мониторинг всех объектов недвижимости, включая земельныеучастки, находящиеся в распоряжении учреждения, на предмет наличия оформленныхи/или зарегистрированных прав.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, информацию о доли оформленныхи/или зарегистрированных прав на объекты недвижимости, находящиеся враспоряжении учреждения.

2. Если в результате проверки будут выявлены неоформленные и/или незарегистрированныеправа, руководителю учреждения необходимо обратиться в уполномоченный органисполнительной власти и/или управление Федеральной службы государственнойрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр) с соответствующими заявлениями.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, информацию об оформлении и/илирегистрации прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся в егораспоряжении.

3. Разработать и утвердить план мероприятий по ремонту и содержаниюимущества на отчетный период.

Мероприятия должны быть обоснованы с точки зрения поддержания/улучшенияопределенных характеристик помещений.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, внутренний приказ учрежденияоб утверждении плана мероприятий по ремонту и содержанию имущества на отчетныйпериод.

4. Составить смету расходов и разработать процедуры контроля за качествомвыполненных работ. Провести конкурс по выбору подрядчика.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, информацию о проведенныхмероприятиях по данному показателю.

5. Ежемесячно осуществлять мониторинг соответствия фактических изапланированных расходов, проводить анализ выявленных расхождений.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежемесячно представлятьоргану, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значение данногопоказателя и его динамику, а также представить утвержденный приказом учрежденияпорядок проведения мониторинга соответствия фактических и запланированныхрасходов, проводить анализ выявленных расхождений. 

Показатель № 19

1. На регулярной основе проводить сравнение данного показателя споказателями аналогичных учреждений. Анализировать причины отклонений.Определить целевое значение, исходя из лучших практик. Руководитель учрежденияможет самостоятельно определять, какие практики он посчитает достойнымиприменения.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежеквартальнопредставлять органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значениеданного показателя и его динамику, а также представить утвержденное приказомучреждения целевое значение по данному показателю.

2. Составить и утвердить план потребления коммунальных услуг.Проанализировать возможности для сокращения по отдельным видам услуг,сопоставить с необходимыми для этого затратами.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, утвержденный приказомучреждения план потребления коммунальных услуг.

3. Отслеживать выполнение плана и анализировать отклонения на ежемесячнойоснове.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежемесячно представлятьоргану, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значение данногопоказателя и его динамику. 

Управление персоналом

Эффективность системы вознаграждения персонала

Показатель № 20

1. Ежегодно производить подсчет данного показателя ианализировать расхождения.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежеквартальнопредставлять органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значениеданного показателя и его динамику.

2. В случае если показатель равен или меньше среднемесячной заработнойплате в регионе по отрасли, разработать и утвердить систему мер по еговыравниванию.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, утвержденный приказомучреждения план мероприятий по повышению заработной платы основного персонала. 

Показатель № 21

1. На ежегодной основе производить подсчет данного показателя ианализировать отклонение.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежегодно представлятьоргану, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значение данногопоказателя и его динамику.

2. В случае если показатель равен или меньше инфляции, разработать системумер по его выравниванию.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, утвержденный приказомучреждения план мероприятий по повышению заработной платы основного персонала. 

Показатель № 22

1. Раз в полугодие производить подсчет данного показателя и анализироватьрасхождения по данному показателю.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежеквартальнопредставлять органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значениеданного показателя и его динамику.

2. В случае есливыявлено значительное (более 50%) превышение среднемесячной заработной платыадминистративно-управленческого персонала среднемесячной заработной платыосновного персонала, утвердить план мероприятий по повышению заработной платыосновного персонала.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, утвержденный приказомучреждения план мероприятий по повышению заработной платы основного персонала. 

Показатель № 23

1. Сделать принципы распределения стимулирующих выплат основному персоналупубличными. Иными словами, каждый сотрудник учреждения должен понимать, как ина основании чего в учреждении выплачиваются премии. Для обеспечения публичностина практике рекомендую разработать отраслевую систему мотивации персонала науровне ГРБС с учетом перспектив перехода на эффективный контракт и ростазарплаты в рамках выполнения Указов Президента РФ.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, утвержденный приказомучреждения порядок распределения стимулирующих выплат основному персоналу.

2. Разработать и внедрить систему периодическойоценки персонала, предусматривающей меры поощрения.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, утвержденный приказомучреждения порядок проведения оценки персонала.

3. Оценить результаты внедрения системы с точкизрения повышения эффективности и мотивированности работы персонала.

Показатель отражает «здоровье» коллектива: соотношение заработной платыруководства и основного персонала, соответствие принятым подходам в экономикекрупных компаний. Можно отметить, что повышение зарплат сотрудникам дополнительностимулирует рост выплат руководству. Целесообразно изучать средние показатели поотрасли для введения последующих ограничений по максимальному уровнюсобственных показателей.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, информацию о результатахпроведения оценки персонала. 

Текучесть кадров

Показатель № 24

1. Рассчитать реальный процент текучести кадров в соответствии сутвержденной методикой. Рассчитать и проанализировать текучесть в разрезахвозрастов и категорий.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, утвержденную приказомучреждения методику оценки текучести кадров.

2. Проводить раз в 6 месяцев мониторинг данного показателя, сравнивать егос показателями других учреждений.

Оценку текучести кадров целесообразно осуществлять в связке с параметрами:

■ возраста сотрудников;

■ категорий выбытия персонала (основной,вспомогательный, административно-управленческий);

■ качества состава персонала (наличия высшегообразования, дополнительных сертификатов и т. д.);

■ основных направлений приоритетов политики учредителя

Целесообразно отдельно оценивать текучесть основного персонала как основустабильности оказания услуг по основной деятельности.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежегодно представлятьоргану, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значение данногопоказателя и его динамику.

3. Составить перечень ключевых позиций с точки зрения критичности влиянияна работу учреждения, а также сложности замены, и установить максимальнодопустимые значения текучести по данным позициям.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, утвержденный приказомдопустимый уровень текучести кадров в учреждении. 

Достаточность/избыточность персонала

Показатель № 25

1. В случае значительных несоответствий проанализировать надостаточность/избыточность вспомогательного персонала по функциям (кадроваяслужба, ИТ, финансы и т. п.) исходя из норм численности персонала по даннымфункциям для обслуживания/ поддержания имеющегося основного персонала.

Оптимизация структуры персонала при растущем спросе на услуги, реализацииреорганизационных процессов возможна за счет:

■ исключения дублирующих функций;

■ строго разграничения полномочий;

■ информатизации процессов, в частности бухгалтерского иуправленческого учета.

2. Разработать и утвердить план приведения показателя всоответствие со среднеотраслевыми нормами.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, утвержденный приказом планмероприятий по приведению показателя в соответствие со среднеотраслевыминормами. 

Раскрытие информации

Информационная открытость

Показатель №26

1. Разместить план ФХД на общегородском ресурсе открытых данных.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, план ФХД учреждения,выгруженный из общегородского ресурса открытых данных.

2. Подготовить и утвердить отчет об исполнении плана ФХД.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, приказ учреждения обутверждении отчета об исполнении плана ФХД.

Разместить отчет об исполнении плана ФХД на общегородском ресурсе открытыхданных.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, отчет об исполнении плана ФХДучреждения, выгруженный из общегородского ресурса открытых данных.

Разместить бухгалтерскую отчетность на общегородском ресурсе открытыхданных.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, бухгалтерскую отчетностьучреждения, выгруженную из общегородского ресурса открытых данных. 

Показатель № 27

1. Обратиться в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, заосуществлением координации создания интернет-сайта общегородского типовогорешения.

Под подключением понимается создание веб-страницы и адреса сайтаучреждения.

Учреждение должно заполнить страницы предоставленного им сайта информациейоб учреждении (контактными телефонами, ФИО директора и его заместителей),сведениями о типе учреждения. Кроме того, на интернет-сайте учреждение должноразмещать новости и информацию для потребителей услуг.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, информацию о создании интернет-сайтаобщегородского типового решения.

2. Разработать и утвердить план мероприятий по регулярному обновлению сайта.

По результатам выполнения этапа учреждение должно представить органу,осуществляющему функции и полномочия учредителя, утвержденный приказомучреждения план мероприятий по регулярному обновлению интернет-сайта сустановлением ответственных лиц. 

Деятельность, приносящая доход и другие негосударственные(немуниципальные) источники доходов

Привлечение внебюджетного финансирования

Показатель № 28

1. Ежеквартально проводить анализ доходности услуг на основе данныхбухгалтерского учета по видам доходов и расходов за предыдущий отчетный период.Определить наиболее доходные виды услуг.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежегодно представлятьоргану, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значение данногопоказателя и его динамику.

2. Составить и утвердить план работы на следующий отчетный период с учетомвыполнения государственного задания и использования оставшихся ресурсов напредоставление наиболее доходных видов услуг.

По мере необходимости, провестиисследование платежеспособного спроса населения на услуги, оказываемыеучреждением.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежегодно представлятьоргану, осуществляющему функции и полномочия учредителя, утвержденный приказомучреждения план работы на следующий отчетный период с учетом выполнениягосударственного задания и использования оставшихся ресурсов на предоставлениенаиболее доходных видов услуг.

3. Ежеквартально проводить анализ фактической рентабельности услуг исравнивать с плановой; все существенные отклонения должны быть проанализированыи учтены при составлении/актуализации плана на следующий отчетный период.

По результатам выполнения этапа учреждение должно ежегодно представлятьоргану, осуществляющему функции и полномочия учредителя, значение данногопоказателя и его динамику.

Для приведения вдействие всего механизма повышения эффективности управления ресурсамиучреждения культуры необходимо утвердить методику расчета каждого показателя науровне главного распорядителя бюджетных средств и подготовить программуповышения качества управления ресурсами каждому учреждению с указанием текущегои планируемого состояния, сроков достижения планового состояния показателей иответственных за исполнение намеченных мероприятий. Эту программу необходимоутвердить у учредителя.

Такой подход к управлению учреждением культурыприведет к эффективному расходованию бюджетных средств, сокращению затрат ивысвобождению средств для осуществления содержательной деятельности учрежденияс новыми финансовыми возможностями. Что такое целевыеиндикаторы и целевые показатели?

Показатель –количественное значение, характеризующее деятельность учреждения культуры. Какправило, выражается элементарными единицами измерения (чел, млн. рублей, штук,единиц и пр.).

Индикатор –вычисляемый элемент, формируемый на основе показателей учреждения культуры. Какправило, выражается относительными единицами измерения (доли, проценты) илипроизводными (мероприятия/человек, тыс. руб./человек и пр.).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×