Культура как «Проект номер один»

307
Если бегло изучить практику всех регионов России и крупных городов, то Екатеринбург производит впечатление если не одного из самых активных, то одного из наиболее структурированных. Утверждена ведомственная целевая программа ...

Если бегло изучить практику всех регионов России и крупных городов, то Екатеринбург производит впечатление если не одного из самых активных, то одного из наиболее структурированных. Утверждена ведомственная целевая программа «“Развитие культуры и искусства в муниципальном образовании город Екатеринбург” на 2013–2015 годы». Выполняются четыре стратегических проекта. Город довольно быстро пережил утрату советского прошлого и трансформировался в живой, изменяющийся мегаполис с развивающейся инфраструктурой. Начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна Львовна Ярошевская рассказывает, чего это стоило и какие задачи стоят перед сферой культуры в данный момент. 

Татьяна Львовна, расскажите, пожалуйста, как город пришел к проектной схеме управления сферой культуры? В чем ее преимущество?

У Екатеринбурга есть очень ярко выраженная специфика. Географически это центр России, из одного конца страны в другой удобно добираться, делая пересадку у нас. С исторической точки зрения важно помнить, что город создавался и развивался как город-завод. В XIX веке к индустрии добавилась торговля, процветало купечество. В XX веке Екатеринбург стал Свердловском и вернулся к горно-заводской модели развития. Войны спровоцировали невероятный приток свежих сил: сюда были отправлены заводы, театры, Эрмитаж хранил здесь свою коллекцию. На протяжении целого века сюда по разным причинам отправляли абсолютно различных, но всегда ярких людей, и благодаря этому в городе сформировался сильный пласт интеллигенции. Это была высокообразованная, взыскательная публика. До 90-х годов XX века Свердловск был военной, закрытой, серой территорией. Но в начале 1990-х годов военной промышленности не стало. Городу не оставалось ничего другого, кроме как заново выбирать путь развития. И здесь проявилась роль личности в истории. Мэр города Аркадий Михайлович Чернецкий применил стратегию создания долгосрочных планов. В условиях полной неопределенности нужно было эту определенность создать – придумать, что будет с городом через десять лет, каким мы хотим его видеть. Эта стратегия была выражена в документе – плане – по каждому направлению. И я горжусь тем, что программа «Библиотека XXI века» стала «проектом № 1». В этом документе мы поставили следующий вопрос: что нужно от библиотек? И дали на него такой ответ: чтобы библиотека была публичным, доступным учреждением, оборудованными всеми необходимыми современными средствами. Все. Больше мы тогда ни на что не претендовали. Казалось бы, что в этом особенного? А вот что: благодаря тому, что эти простые слова были сказаны и регулярно повторялись все эти годы, библиотеки Екатеринбурга стали такими, каким они есть. Доступными, открытыми, оснащенными по последнему слову техники. А в Свердловской области в целом не в каждой библиотеке есть широкополосный интернет и wi-fi, не везде знают о проблемах в области авторского права, возникающих при оцифровке книг. Я считаю, что стратегический проект «Библиотека XXI века» позволил нам развивать екатеринбургские библиотеки в таком ключе. С развитием библиотечной сферы выросла компетенция библиотечных специалистов и руководителей библиотек. На сегодняшний день я считаю их самым подкованным управленческим классом в сфере культуры в Екатеринбурге. Если мне нужно проконсультироваться, получить экспертную оценку или обратную связь, я соберу именно представителей библиотек. Информация – это огромная ценность, а они – щедрые хранители этого богатства.

Конечно, с 2003 года план несколько раз актуализировался. Мы поняли, что этот инструмент работает: им можно аргументировано обосновывать необходимость финансирования, и под детализованный и обоснованный план выделяются деньги. С планом считаются. Если у нас существует долгосрочная стратегия, то становится понятной значимость каждого мероприятия в ней. Значит, в них нужно вкладывать – ведь конечная цель четко определена. Благодаря таким планам и программам нам удалось уйти от остаточного принципа финансирования культуры.

Но мы поняли, что некоторые виды учреждений остались вне проектов, и поэтому стали уязвимыми. И сильно уязвленными этим. Например, это были образовательные организации: детские школы искусств, гимназия «Арт-Этюд» и Екатеринбургская академия современного искусства – парки и, что удивительно, театры, которые, вроде бы, всегда стремились к самостоятельности. Тогда мы «упаковали» эти сегменты в несколько крупных проектов и постарались найти каждому из них место в стратегических планах.

Законодательство предписывает нам иметь местную программу развития сферы культуры. Нам было очень легко писать ее, потому что все уже было спланировано.  

Получается, стратегические программы – это универсальный способ разрешения всех проблем?

Увы, нет. Художественное образование – это боль муниципалитетов. Чем хороша и одновременно сложна Россия – она очень разная. И ситуация в разных ее уголках тоже сильно отличается. Когда мы говорим «муниципалитет», мы подразумеваем маленький город. Но Екатеринбург – тоже муниципалитет, хотя сегодня он по уровню жизни приближается к Москве и Санкт-Петербургу. Тем не менее, есть регион, который формулирует нам задачи. Все муниципалитеты оказались смешанными в одну картину мира, а это некорректно: нас невозможно сравнивать и сопоставлять. Я уверена, что есть муниципалитеты, которые только выиграют от передачи полномочий по управлению теми или иными учреждениями с одного уровня власти на другой. Но Екатеринбург к ним не относится. Объясню, почему так происходит. Вся сфера культуры Екатеринбурга пронизана очень тесными причинно-следственными связями. Все школы работают в тесном партнерстве с музеями и театрами – реализуются крупнейшие комплексные проекты художественного образования: форум юных дарований «Арт-Екатеринбург», конкурс «Юные таланты Екатеринбурга», просветительские абонементы «Открой для себя мир искусства» и «Брависсимо!», школы участвуют в общегородских проектах и событиях – Дне Победы, Дне города, работе мобильного культурного центра «Выбирай культуру с детства!» и многих других. В содержательной части стратегических проектов описаны все совместные проекты. Действительно, отдельно взятая детская музыкальная школа в районе должна приложить массу усилий для того, чтобы добиться значимых и видимых результатов. Но если у нее есть совместная учебная программа с общеобразовательной школой, программы с музеями, театрами, культурно-досуговыми учреждениями, и есть качественные и количественные показатели, завязанные на эти программы, то масштаб изменений будет совершенно иным. И результаты обязательно будут иного порядка. Вырвать одного участника этой связки – все равно что отрезать живому человеку руку или ногу.

Но не будем о грустном. Стратегическая программа закрепляет взаимосвязь различных учреждений. Она же дает убедительный аргумент в пользу финансирования. Если сфере культуры теперь и урезают бюджет в случае его дефицита, то пропорционально другим сферам. 

Как производится финансирование по программе?

Централизованно, через Управление культуры. У нас есть централизованная бухгалтерия, которая обрабатывает почти все учреждения, кроме крупных автономных, например, Центра культуры «Урал». Это невероятно оптимизирует расходы! Кроме того, это гарантирует прозрачность учета для учредителя и способствует зарабатыванию собственных средств. В «тучные годы» сфера культуры поправила свою материально-техническую базу. На сегодняшний день только одно учреждение культуры Екатеринбурга нуждается в ремонте, но это особый случай – центр культуры, который находится в памятнике конструктивизма и закрывается на реконструкцию. Хорошая материально-техническая база способствовала продуманной работе с кадрами, повышению качества услуги культуры. Теперь это приносит нам существенный доход. За что я люблю неналоговые поступления в культуре – они добровольные! Это лучшее доказательство того, что тебе честно заплатили за качественно предоставленную услугу. Это правило не всегда работает в других сферах: люди обязаны получать образование – значит, будут оплачивать какую-то часть услуг; люди лечились и будут лечиться… Казалось бы, легко можно прожить без похода в театр или музей. Но ведь ходят! Потому что прожить – можно, а остаться человеком, цельной и развитой личностью – нельзя. Именно рост неналоговых поступлений доказывает, что учреждения оказывают такие услуги, за которые люди готовы платить.

Благодаря стратегическим программам и проектам неналоговые поступления в сфере культуры в бюджете Екатеринбурга выросли в три раза за пять лет. Сейчас мы зарабатываем 600 миллионов рублей. Раньше – только 200 миллионов, и то с трудом. Глядя на такие результаты работы, люди, принимающие решения, понимают, что мы движемся в правильном направлении, и в нас стоит продолжать вкладывать средства. Доля расходов на культуру в Екатеринбурге составляет примерно 3,5% от бюджета города. Это очень высокий показатель: обычно эта цифра не превышает двух процентов.

В ведомственной программе заложены и бюджетные, и внебюджетные источники финансирования. Уточните, пожалуйста, что понимается под последними?

Собственные заработанные средства и средства грантов.

Говоря о неналоговых поступлениях в сфере культуры, надо понимать, что на их примере легко проследить важную тенденцию: общество потребления меняется, и это легко заметить по тому, на какие статьи люди тратят деньги. Питание, безусловно, очень важно, но рано или поздно человек наедается. Тогда в структуре расходов возрастает доля образовательных услуг и всего, что связано с развитием детей. Меня, как родителя, расстраивает реформа системы образования. Но вместе с тем я понимаю, что для сферы дополнительного образования это прекрасный повод проявить себя во всей красе.

В ведении Управления культуры находятся 37 школ искусств, музыкальных и других школ. Прием в них осуществляется на конкурсной основе. Даже если бы их было больше: скажем, не 37, а 50 – я уверена, в них тоже выстраивалась бы очередь. 

Как Управление культуры работает с образовательными организациями? Какой вектор развития отношений Вы считаете наиболее успешным?

Существует вызов времени – мы на него реагируем. Изменился подход к образовательному процессу, произошла смена парадигм в образовании в целом – и это повлекло за собой даже не структурные, а тектонические изменения в системе дополнительного образования.

Мы исходим из того, что принимая любое решение, нужно понимать, зачем мы это делаем, что за этим стоит, чего мы хотим добиться. Сегодня внешкольному, дополнительному образованию удаляется очень мало внимания. Совершенно зря. Оно очень разнородно: помимо художественного образования, существуют кружки моделирования, технические школы, масса других вещей. В Екатеринбурге есть и художественные, и спортивные школы, которые находятся в ведении сферы образования. Финансируются они тоже в рамках системы образования. Управлению культуры приходилось долго беседовать с Управлением образования и доказывать коллегам, что этим учреждениям деньги нужны ничуть не меньше, чем общеобразовательным школам, апеллировать к стоимости услуги, к совместным программам с музеями, театрами и другими учреждениями, чтобы стало понятно, что мы не просим денег на дублирующиеся программы. Все эти долгие переговоры и преобразования привели к пониманию того, что художественное образование нам надо выделять в отдельный стратегический документ. Целевая программа «Талантливые дети – талантливый город» стала гарантией финансовой стабильности таких учреждений.

И потом, на уровне программы стало возможным декларировать принцип обучения – не забрать детей с улицы и занять их во внеучебное время, а подготовить квалифицированные кадры для организаций исполнительского искусства, вырастить культурного зрителя и слушателя.

Сейчас каждый двенадцатый ребенок в Екатеринбурге учится в школах художественного образования. Я рассматриваю это как вклад в будущее города.

А как обстоят дела с творческими инициативами? 

Роль личности по-прежнему никто не отменял. Я вижу некоторый диссонанс: нам присылают много интересных идей. И отдельные люди, и организации научились технологиям создания проектов. Но в культуре одних технологий недостаточно. Очень важный фактор – вдохновение. Без него ничего не получится. Только с ним можно сформулировать цели и задачи проекта, собрать команду единомышленников, заразить энтузиазмом каждого, кому ты рассказываешь о своей идее. Людей, работающих с вдохновением, которым не страшно доверять деньги, очень мало. В Екатеринбурге хватает идей, но наблюдается дефицит убедительных профессионалов. Все-таки грамотный проектный менеджер в сфере культуры – это штучный товар.

Что Вы понимаете под культурным проектом? 

Законченный продукт, от начала до конца: задумали, организовали, провели, получили результат. Проще показать на примерах. Один из наших долгосрочных проектов – это Год культуры в Екатеринбурге. Как учредитель, Управление культуры может формировать муниципальное задание и задавать стратегию развития учреждений, которая, на наш взгляд и по представлению экспертов, отвечает потребностям сегодняшнего дня и «работает» на нашу аудиторию. Стратегия Года культуры такова: мы хотим, чтобы каждый человек, живущий в Екатеринбурге, понял, что в его жизни что-то изменилось к лучшему. Это может быть сложно объяснить, но очень легко понять и почувствовать. Например, в прошлом году город отмечал юбилей – 290 лет. Мы понимали, что не каждый горожанин сможет поучаствовать в праздничных мероприятиях, даже с учетом того, что праздник продолжался два дня. Тогда мы придумали мобильный культурный центр. Это была специально снаряженная и оборудованная машина, которая приезжала в любой район, на месте разворачивалась сцена. Работники музеев показывали некоторые элементы экспозиции, проводили конкурсы. Театралы ставили сценки из узнаваемых спектаклей. Библиотекари организовывали буккроссинг, квесты и викторины. Творческие коллективы пели, танцевали и вовлекали публику… Праздник сам приехал к горожанам.

После празднования юбилея города мы не проводили специального исследования, как такие выезды повлияли на посещаемость учреждений. Но сами учреждения подводили такую статистику и проводили опросы, откуда посетители узнали о новых программах. Достаточно часто они получали ответ: «Вы к нам приезжали». Для меня это было и приятной новостью, и одновременно неприятной неожиданностью – до какого же количества человек мы еще «не добрались»!

Мы решили сделать этот проект ежегодным. На мой взгляд, такие акции приносят нечто большее, чем повышение посещаемости учреждений культуры, ведь они повышают социальный оптимизм. Рано или поздно почти каждый екатеринбуржец сетует: почему мне так «повезло» жить в этом городе? У старшего поколения к этим переживаниям добавляется еще и вопрос, за что мне любить Екатеринбург, если я всю жизнь любил Свердловск? Мне кажется, такие проекты и акции помогают горожанину отвечать на эти вопросы. Залы екатеринбургских театров заполнены в среднем на 90%. В акции «Ночь в музее» приняли участие 100 тысяч человек. Индустриальную биеннале посетило 120 тысяч. Меняются люди – им интересны не только пивные вечеринки и концерты «звезд». Меняются запросы населения. Соответственно, появляются творческие мастерские и новые культурные инициативы. Не буду называть их, чтобы не рекламировать и не перехваливать. Но это действительно новый формат мероприятий, который подразумевает участие и творчество.  

То есть творческая составляющая – это и есть то, что делает проект, будь то массовое мероприятие или программа, культурным?

Вершина человеческого развития – это продуктивная самореализация. Когда жизнь соответствует твоим представлениям о человеческом счастье, когда ты имеешь работу, счастлив в личной жизни, востребован, можешь развиваться сам и развивать своих детей и интеллектуально, и эмоционально. Кто-то ищет впечатления в других городах и странах. Кто-то получает весь спектр услуг «дома»: в Екатеринбург приезжают Эрмитаж и Русский музей, Театр оперы и балета привозит всероссийские премьеры – и это потрясающе! В Екатеринбурге показывают спектакли – лауреаты премии «Золотая маска». Детские школы искусств позволяют разнопланово развить ребенка. Так почему я должна отказываться от этого счастья? Я хочу жить и воспитывать здесь своих детей! 

В одном из своих интервью Вы сказали, что в Екатеринбурге действуют храмы всех конфессий, и это, в том числе, помогло городу достаточно быстро перейти из положения города-завода к развивающемуся мегаполису. Управление культуры каким-то образом включается во взаимоотношения учреждений культуры и религиозных организаций?

В нашей стране церковь отделена от государства, и мы не можем влиять на эти процессы. Учреждения культуры работают не с конкретными конфессиями, а с традициями. Задача культуры – развивать человека и делать его толерантным. Мир – разный. Кто-то не любит читать, но любит ходить в кино. Кто-то терпеть не может кинематограф, но обожает театр. Человеку надо учиться считаться с другим человеком. Согласитесь, отличительная особенность сегодняшнего дня – позиция «если ты не со мной, то ты против меня». Почему против? Я за! По этому вопросу наши мнения расходятся, но у нас полное взаимопонимание по другим позициям. Умение договариваться, слышать и понимать друг друга, умение найти в другом человеке, культуре или ее носителе ценность – вот над чем стоит работать всем нам!

Это касается и национального вопроса. В Екатеринбурге много трудовых мигрантов. Например, в районе Сортировка проживают китайцы. Они ходят в местный досуговый центр и изучают там русский язык. Отлично, его двери открыты для них!

Самый действенный способ включить «местных» и «приезжих» в единый процесс – провести праздник. На национальные праздники приходят не только представители этой диаспоры, но и все, кому это интересно. При подготовке Дня города нужно было решить деликатную задачу – включить в празднование национальные общины. Придумали проект под названием «Кухни народов мира». На главной площадке города узбеки, корейцы, китайцы и многие другие представляли блюда своей национальной кухни. Кто же откажется от узбекского плова? А от похода в китайский ресторан – это же так вкусно! Люди приходили целыми семьями, гуляли, пробовали, участвовали в мастер-классах...

После таких проектов или после изучения языка появляются межкультурные связи: общие идеи, творческие коллективы. 

Главная площадка Екатеринбурга – это Центральный парк культуры и отдыха имени Маяковского. Но это не единственный парк в ведении Управления культуры. Что происходит в этом сегменте? Только ли фестивали и праздники?

Мы в Екатеринбурге с легкой завистью смотрим на московских коллег и понимаем, что это путь, по которому нам надо двигаться и не оглядываться назад никогда. Есть проблемы, которые только предстоит решить. В случае с центральным парком это земельная проблема: земля под ним не принадлежит муниципалитету. Мы можем менять парк только визуально, но серьезных, глобальных преобразований делать не можем. Хотя сейчас этот вопрос обсуждается на уровне губернатора. Но посетитель не знает этого. Ему и не нужно об этом знать. Приходя в парк, он ищет интересные занятия – ему хочется и покататься на колесе обозрения, и съесть мороженое, и отдохнуть.

Естественно, дело не только в форме, парком нужно заниматься комплексно. Мы стараемся менять содержание. Это самая большая общественная площадка в Екатеринбурге, которая может работать практически круглосуточно. Сейчас в парке проводятся фестивали, которые просто не вместила бы другая площадка.

Но даже это не заставит человека ходить в парк каждый день.

Ну почему, мамочки с колясками ходят. Хотя это пассивные посетители. Чтобы сделать посетителя активным, надо создать все условия: в парке должны быть велосипедные дорожки, площадки для роллеров, прекрасное освещение и инфраструктура. И в каком бы отдаленном уголке парка ни оказался человек, он должен быть в безопасности.

В парке должна быть жизнь: концерты, фестивали, ярмарки… Их может организовывать даже не сам парк, а партнеры, которые придут с радостью – нужно только пригласить их. 

Кого екатеринбургские учреждения культуры видят своими партнерами?

Ответить на Ваш вопрос и легко, и сложно. Прежде всего, наш партнер – это горожанин. Ничего из того, что делает творческая личность, учреждение, руководитель культурного проекта, не делается для себя. Фокус нашей профессиональной творческой деятельности – личность человека, который приходит в театр, музей, библиотеку, музыкальную школу. Достижение результата – той самой творческой самореализации – требует обязательного сотрудничества, поэтому мы с нашими жителями – «заединщики», у нас должны быть партнерские отношения и общие цели.

Далее, конечно, наши партнеры – это и все учреждения и организации культуры, независимо от их ведомственной подчиненности, статуса, финансовой обеспеченности. Главное – единое творческое пространство города, в котором мы созидаем и живем вместе: федеральные Уральский филиал Государственного центра современного искусства и академический театр оперы и балета, областные театр музыкальной комедии и академическая филармония, частные театры «Коляда-театр», «Волхонка» и многие другие.

В качестве партнеров наших проектов сегодня выступают и профильные министерства. У нас выстроена работа по подаче заявок и получению грантов Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Свердловской области. Музеи, библиотеки и культурно-досуговые центры Екатеринбурга работают с грантовыми фондами. Они уже понимают, что такое правильно построенная коммуникация, учет интересов партнера и общие социально-культурные цели. Все это позволяет решать самые актуальные, сложные и вместе с тем интереснейшие задачи, стоящие сегодня перед мегаполисом.

Да, жить и работать бывает сложно. Но сфера культуры всегда отличалась креативностью. Приходится приспосабливаться и менять жизнь таким образом, чтобы получать от нее удовольствие.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×