Особенности оформления продюсерского договора

2524
Эксперт электронной системы «Культура» отвечает на вопросы подписчиков по наиболее востребованным темам.

Черницына Н.С.,

должность автора уточняется 

Абидуева Е.В.,

ведущий консультант отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения Министерства культуры и архивов Иркутской области

Особенности оформления продюсерского договора

Эксперт электронной системы «Культура» отвечает на вопросы подписчиков по наиболее востребованным темам. 

С кем и о чем заключается договор

Под продюсированием принято понимать деятельность, направленную на создание коммерчески привлекательного продукта в сфере искусства путем осуществления долгосрочных творческих и (или) материальных вложений в объект в сочетании с осуществлением организационных, технических, рекламных, обеспечительных функций, а также финансового, кадрового и иных видов контроля за процессом «производства».

В российском законодательстве определение понятия «продюсер» дается лишь применительно к сфере создания аудиовизуальных произведений, теле- и радиопрограмм, а также исполнительской деятельности, в т. ч. в рамках циркового представления («импресарио»).

В Федеральном законе от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» термин «продюсер фильма» используется в значении «физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма». 

Должностные обязанности продюсера телевизионных и радиопрограмм установлены в Постановлении Минтруда от 04.10.2000 № 67.  

Должностные обязанности продюсера телевизионных и радиопрограмм установлены в постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 04.10.2000 № 67 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний» (далее – Квалификационные характеристики). К ним, в частности, отнесены:

организация финансирования проектов программ (с привлечением собственных средств или средств спонсоров);

■ продвижение указанных программ в СМИ;

■ обоснование целесообразности (заинтересованным лицам или потенциальным инвесторам-спонсорам) осуществления выдвинутых проектов, их идейно-художественного значения, а также их окупаемости и прибыльности;

■ участие в рациональном подборе кадров для осуществления проектов;

■ координация деятельности всех заинтересованных в проекте сторон;

■ обеспечение эффективного использования материальных и финансовых ресурсов;

■ организация работы по проведению рекламных кампаний, касающихся разработанных проектов программ.

Поскольку в основе определения эффективности деятельности продюсера лежит создание коммерчески привлекательного проекта, то в сферах, в которых законодательством гарантируется бесплатность оказания социальных (культурных) услуг, пользоваться услугами продюсера не принято.

К таким сферам относится деятельность библиотек. Однако это не ограничивает возможности библиотеки привлекать продюсеров при реализации творческих проектов, не включенных в государственные (муниципальные) задания учреждений.

То, что бесплатность деятельности библиотеки гарантирована законодательством, не мешает ей привлекать продюсеров для реализации творческих проектов за рамками госзадания. 

Продюсером может быть физическое либо юридическое лицо:

■ оказывающее услуги по созданию и (или) продвижению творческого проекта (продукта) на арт-рынок;

■ действующее от своего имени (в гражданском обороте) и за счет собственных средств и (или) средств спонсоров;

■ осуществляющее организационные, обеспечительные, финансовые, контрольные функции по договору;

■ целью (итогом) деятельности которого является развитие творческого и коммерческого потенциала проекта (продукта), повышение уровня его известности, введение произведений в рыночный оборот.

На практике также используется термин «промоутер», под которым понимается лицо, «продвигающее» товары и услуги к потребителю, делающее их популярными, формирующее спрос на них. В узком смысле под промоутерством понимается работа, связанная с нетворческим распространением информации о товаре, например раздача листовок и расклейка объявлений (афиш). 

Под промоутером понимается лицо, формирующее спрос на товары и услуги. 

Таким образом, продюсеру отводится обязательная роль по финансовому и организационному обеспечению подготовки (создания) и реализации проекта (продукта), обеспечению его творческой и экономической эффективности, а функции, связанные с маркетингом и продвижением, могут быть возложены на промоутера.

Промоутер может быть приглашен организацией культуры только на основании гражданско-правового договора.

«Штатных промоутеров» оформляют, как правило, на должности специалистов по маркетингу, связям с общественностью. При этом указанные должности включены в профессиональную-квалификационную группу общеотраслевых должностей служащих третьего уровня, что предполагает относительно небольшой размер минимального оклада, установленного в учреждениях, перешедших на систему оплаты труда, отличную от Единой тарифной сетки, и, как следствие, невысокий уровень заработной платы специалиста.

В случае особой сложности или объемности работ по продвижению творческого продукта (проекта) на рынок, дополнительно к штатному специалисту может быть нанят промоутер на условиях гражданско-правового договора.

Как показывает анализ Квалификационных характеристик работников культуры, искусства и кинематографии, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 30.03.2011 № 251н и применяемых в работе государственных и муниципальных учреждений культуры, функционал продюсеров включен в должностные обязанности руководящего персонала учреждений культуры или отнесен к должностным обязанностям специалистов соответствующих учреждений. Поэтому заключение учреждением культуры трудового договора с продюсером не представляется возможным.

Поскольку функционал продюсеров включен в должностные обязанности руководящего персонала, учреждение культуры не может заключить с продюсером трудовой договор.

Автор или не автор? 

Предметом деятельности продюсера, как правило, являются результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые законодательством (ч. IV Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)). Вместе с тем, как следует из Квалификационных характеристик деятельности продюсера, в определенных случаях продюсер сам может приобретать авторские права на созданное с его участием произведение искусства или литературы. В соответствии со ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в т. ч. оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Если продюсер не участвует в создании проекта творческим трудом, то авторские права на созданное при его участии произведение у него не возникают. Здесь нелишне напомнить, что в соответствии с ч. 5 ст. 1259 ГК РФ идеи и концепции не являются объектами авторских прав. То есть даже если идея проекта принадлежит продюсеру, он не получает прав на нее и на проект.

Если продюсер поучаствовал в создании произведения, совершив действия, непосредственно направленные на создание объекта авторских прав (ст. 1259 ГК РФ), например, самостоятельно совершил подборку авторских произведений (собрал, получил согласие авторов (наследников) и выступил составителем сборника литературных произведений), то авторские права на возникшее составное произведение будут принадлежать и ему.

В договоре с продюсером важно определить степень (возможность) его творческого участия в проекте, пределы этого участия и авторское вознаграждение.

Уникальность роли продюсера, приглашенного к сотрудничеству на этапе создания произведения, представляющего собой сложный объект охраны авторского права (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищного представление, мультимедийный продукт), а не для продвижения уже созданного произведения на рынок, заключается в том, что продюсер отчасти становится художественным вдохновителем, создателем творческого проекта, выполняя обязанности и режиссера, и постановщика, и художественного руководителя. Ст. 1240 ГК РФ определено, что такой продюсер приобретает право использования результатов интеллектуальной деятельности, применяемых при создании «сложного» произведения, на основании договоров об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК РФ) или лицензионных договоров (ст. 1235, ст. 1236 ГК РФ), заключаемых продюсером с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Кроме того, у продюсеров возникает право на указание своего имени (наименования) при использовании результатов интеллектуальной деятельности, использовавшихся при создании сложного объекта, сходное с правом автора на имя.

Если продюсирование осуществляется руководителем учреждения или иным сотрудником учреждения в связи с исполнением служебного задания (в порядке исполнения ими должностных обязанностей) одновременно с созданием произведения собственным творческим трудом, то у такого работника (руководителя) будут возникать авторские права на созданное произведение (пп. 2-5 ч. 1, ч. 3 ст. 1255 ГК РФ), но исключительное право на произведение будет принадлежать работодателю (учредителю или руководителю учреждения культуры), если стороны не договорятся в письменной форме о другом. После ухода (увольнения) руководителя или работника учреждения культуры на иное место работы исключительное право на использование произведения останется у работодателя (учредителя) с учетом ограничений, определенных ст. 1295 ГК РФ. 

Личные и имущественные права продюсера

Личные и имущественные права продюсеров являются важной составляющей гражданско-правовых договоров на оказание соответствующих услуг по продюсированию (т. наз. продюсерских договоров).

На практике продюсерский договор представляет собой смешанный договор (ч. 3 ст. 421 ГК РФ), предполагающий использование при его составлении и исполнении норм гражданского законодательства, регулирующего возмездное оказание услуг (гл. 39 ГК РФ), агентирование (гл. 52 ГК РФ).

Суть продюсерского договора составляют определенные действия в пользу творческого (если проект (продукт) уже создан) или иного заинтересованного субъекта (если предметом продюсирования будет являться создание проекта (продукта)) со стороны продюсера и уплата продюсеру соответствующего вознаграждения, а также, в отдельных случаях, передача интеллектуальных прав этим субъектом.

При оформлении гражданско-правовых отношений с художниками выставочные центры (галереи) используют элементы договоров агентирования, так как продюсер (галерея, центр) может являться агентом (заключать сделки о реализации картин художника или их экспонировании третьими лицами от имени художника). Однако агент (галерея, выставочный центр) не всегда является продюсером (например, когда художник известен и в продвижении своих произведений на рынок не нуждается).

Согласно ст. 1005 ГК РФ агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические или иные действия от своего имени, но за счет принципала (либо от имени и за счет принципала). При этом основная (финансовая) роль, присущая продюсеру, в этой модели отношений абсолютно нивелируется.

На практике часто складываются ситуации, когда решение о действиях, необходимых для заключения сделки купли-продажи, оформления показа (экспонирования) полотен, принимает сам продюсер как лицо, обладающее значительным опытом работы с клиентами, но не по поручению художника (отличие от «классического» договора агентирования).

В руках продюсера находится инициатива «продвижения», которая подкрепляется желанием художника стать узнаваемым и востребованным. Продюсер может совершать действия, аналогичные действиям агента, по поручению художника, но чаще всего не только в интересах художника, но и в собственных интересах, получая определенный процент от цены работы при ее продаже и делая собственную коллекцию за счет работ художника более насыщенной и интересной.

Кроме того, продюсер может совершать действия по договору продюсирования от своего имени и за счет собственных или привлеченных средств, но не за счет заинтересованной в продюсировании стороны (например, оплата рекламной кампании, эфирного времени, участие в представительских мероприятиях). В этом и заключается существенное отличие природы продюсерского договора от договора агентирования.

У заинтересованной в продюсировании стороны может возникнуть обязательство, в котором в первую очередь заинтересован продюсер: не заключать аналогичных договоров с другими агентами-продюсерами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского (продюсерского) договора. Запрет на заключение художником таких же договоров с другими продюсерами или агентами важен, прежде всего, для самого продюсера, интерес которого заключается в получении уникального права быть единственным продавцом произведений этого художника на рынке, получать доход от реализации произведений и распространенной продюсером рекламы.

В свою очередь художник, как участник договора, предоставляет продюсеру монопольное право на осуществление сделок купли-продажи своих произведений и гарантирует, что такое право он не предоставит никому другому.

Эта часть продюсерского договора будет представлять собой исключительную лицензию либо отчуждение исключительных прав на определенное количество (тематику) созданных (или создаваемых) художником произведений. Продюсер должен иметь законные основания реализации произведений и осуществления иных действий.

Включение в продюсерский договор положений простой (неисключительной) лицензии будет противоречить сущности продюсерского договора, по которому один из главных интересов продюсера – преимущественное право реализации произведений – будет ущемлен.

Перечень прав продюсера, включенных в заключаемый с ним договор и исполнения которых он вправе будет требовать от заинтересованной в продюсировании стороны, должен включать:

1) размещение изображений произведения в каталогах и рекламных материалах (право первого опубликования произведений);

2) публичную демонстрацию оригинала произведения непосредственно или на экране;

3) размещение изображений произведения в сети Интернет и т. д.

Условие об установлении цены за передачу исключительного права является существенным (ч. 3 ст. 1234 ГК РФ). По сути, при заключении продюсерского договора такое отчуждение исключительного права, принадлежащего автору, осуществляется на условиях безвозмездности. Вместе с тем, отсутствие в договоре условия о размере вознаграждения, по закону делает договор незаключенным. Поэтому продюсер (в приводимом примере – галерея) берет на себя обязательство по выплате художнику содержания, необходимого для обеспечения условий его работы.

Если в договоре о передаче исключительного права не установлен размер вознаграждения, то такой договор является незаключенным.

Моментом предоставления или отчуждения исключительных прав на произведение искусства по продюсерскому договору будет являться момент заключения договора. Существенным условием договора является срок его исполнения. Как правило, продюсерские отношения являются долгосрочными (от одного года и более), и результат работы продюсера можно проследить, изучая тенденцию изменения степени узнаваемости художника и его работ, спроса на его работы и динамики цен на его произведения. При взаимном удовлетворении сторон результатами исполнения продюсерского договора сотрудничество может быть продолжено. Пример – продюсирование деятельности театрального коллектива в статусе муниципального казенного учреждения

Коллектив осуществляет основную деятельность в рамках муниципального заказа, но в реальности его возможности значительно шире этих рамок. Труппа одинаково успешно работает в жанре площадного, обрядового, эпического, драматического театра, по пропаганде современного национального и военно-патриотического воспитания молодежи и активного образа жизни для населения города и региона. При театре работают киноклуб документального и художественного кино, центр подросткового воспитания, клуб русских единоборств и несколько творческих студий разного направления.

Изучив востребованность проведения народных праздников и гуляний у жителей города (центр региона, с населением более 600 тыс. человек) и специфику других театров и культурных центров, коллектив создал множество проектов. Их финансирование ведется как за счет бюджетных средств, так и за счет поступлений от спонсоров. Интерес спонсоров театра состоит в формировании их положительного имиджа в местном сообществе.

Руководителю театра следует знать следующее:

1) театр не может «назначить» продюсером своего директора – функции продюсера уже описаны в должностных обязанностях руководителя учреждения;

2) с продюсером можно заключить гражданско-правовой договор на «раскрутку» произведений за пределами государственного (муниципального) задания;

3) при необходимости в каждый отдельный проект может быть привлечен сопродюсер – специалист в конкретном виде творчества. Продюсер сам вправе решать, нужно ли подобное делегирование, и искать исполнителей под конкретные проекты – он будет отвечать перед учреждением за проделанную ими работу.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль