Освещение в музеях

991
Освещение в музеях
Очень часто посетителям мешают блики от источников света, которые можно увидеть на стеклах витрин или самих экспонатах. В данном случае нужно руководствоваться правилом...

Постановка света в музее

Очень часто посетителям мешают блики от источников света, которые можно увидеть на стеклах витрин или самих экспонатах. В данном случае нужно руководствоваться правилом – "угол падения равен углу отражения". Следовательно, нужно располагать светильники таким образом, чтобы свет от них, при отражении не попадал в глаза посетителям. Обычно осветительные приборы крепят на шинопроводе под углом 30° от вертикальной оси.

Применяемые для освещения музейных экспозиций источники света могут иметь цветовую температуру от 2700 (теплый свет) до 6000 (холодный свет) Кельвинов. Цветовая температура влияет на восприятие экспонатов и создает различную атмосферу в экспозиции. В практике светотехников встречались случаи, когда, направив на экспонат несколько источников света с разной цветовой температурой, возникал необычный эффект, в таком случае экспонат представал в выгодном свете.

Внимание! Музейные проектировщики все чаще применяют прием, когда в темном пространстве экспозиционного зала высвечиваются только витрины или отдельно стоящие экспонаты. Но резкие контрасты негативно влияют на зрение. Поэтому при длительном пребывании в помещении с резкими постоянными световыми контрастами посетитель может испытывать утомляемость.

При постановке света в экспозиционном пространстве лучше сочетать общее и акцентное освещение. Если использовать только общий свет, то экспонаты будут теряться в пространстве. Наоборот, использование только акцентного освещения может привести к созданию световой среды с резкими контрастами.

Значительное распространение в последнее время получило использование в экспозиционных залах проекционной видеотехники. Иногда проектировщики упускают из вида, что рядом с видеопроекцией будут расположены экспонаты, которые нужно будет выделить светом. В результате проекции смотрятся плохо. Поэтому становится все более актуальным вопрос о сочетании осветительных приборов с видеотехникой.

Проще, когда в музейной экспозиции окна полностью закрыты и освещение осуществляется с помощью только искусственных источников света. Однако если окно открыто, недостаточно покрыть стеклянную поверхность окон защитной от УФ и ИФ излучения пленкой. Солнечный свет может за довольно короткий промежуток времени оказать разрушительное воздействие на музейный предмет. В летний солнечный день освещенность может достигать 100000 люкс. Для предметов, наиболее устойчивых к воздействию света (стеклу, керамике, минералам, металлам), допустима освещенность от 200 до 500 люкс. Масляная живопись, кожа, дерево, кость, иконы выдержат 75 - 150 люкс. Наименее светостойким предметам (акварель, темпера, ткань, бумага) рекомендовано всего 30– 50 люкс.

Современная техника предоставляет большие возможности проектировщикам.

Пример: С помощью систем управления можно создать динамичное освещение в зале, но нужно детально проработать сценарий, продумать, каким образом будет осуществляться управление светом. Можно установить датчики движения, чтобы свет загорался только в тот момент, когда посетитель подходит к экспонату.

Важно понимать, что присутствие нескольких посетителей в зале вызовет постоянное мигание светильников. Некоторые системы могут потребовать постоянного контроля, поэтому придется подписать долгосрочный договор на обслуживание систем управления светом. Даже качественная техника может выйти из стоя, поэтому нужно продумать, чтобы в зале были автономные источники света, не подсоединенные к общей системе управления светом. Также надо установить аварийные светильники, которые будут указывать путь эвакуации при отключении электроэнергии.

Совет: Стоит очень внимательно подойти к выбору светотехнической компании, предварительно внимательно изучив ее портфолио. Не все светотехники знают специфику освещения музейных экспозиций.

Следуя программе по энергосбережению, стоит приобрести аккуратные малогабаритные светодиодные источники света с низкой цветовой температурой. При создании новой экспозиции или обновлении осветительных приборов в старой экспозиции стоит сначала разработать проект освещения, в котором будут прописаны все технические характеристики источников света и осветительного оборудования, затем составить техническое задание для конкурса.

Читайте бесплатно в системе «Культура»

Различные источники света в музее

Использовать для освещения музейных экспозиций можно галогенные лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные.

Галогенные лампы накаливания имеют низкую световую отдачу и большую мощность. Однако есть возможность регулирования светового потока, отличная цветопередача. Условно считается, что галогеновая лампа накаливания имеет 100%-ный индекс цветопередачи. При диммировании (от англ. dim — затемнять, в русском языке — светорегулятор) свет от галогенной лампы становится более теплым, то есть изменяется цветовая температура. Поэтому, если нужно уменьшить свет, то не нужно диммировать лампу, а лучше заменить ее в приборе на менее мощную.

Люминесцентные лампы обладают большой световой отдачей и большим сроком службы. Возможно изготовление ламп с различной цветностью излучения; у некоторых типов таких ламп можно регулировать световой поток. Некоторые люминесцентные лампы отличаются хорошей цветопередачей, но такие источники света стоят дорого, следовательно, в условиях конкурсных торгов их трудно закупить. Недостатки ламп этого типа: невозможность включения без специальной аппаратуры; сильная зависимость от температуры (то есть на улице при минусовой температуре лампа будет светить хуже); постепенное разгорание; требования к утилизации из-за использования ртути; наличие пульсации светового потока; большие габариты ламп; малая яркость; часто гудят. Направленный свет с помощью люминесцентной лампы создать не удастся.

Светодиоды имеют высокую светоотдачу; большой срок службы; небольшие габариты; работают на низком напряжении, следовательно, безопасны; не производят УФ- и ИК-излучения; при диммировании не изменяется цветовая температура, в отличие от галогенных ламп. Недостатки: малая единичная мощность (3–10 ватт), работают на низком напряжении (требуется установка трансформаторов), высокая стоимость, зависимость параметров (срока службы, световой отдачи, цветности излучения, качества цветопередачи) от температуры окружающей среды.

Внимание! Для светодиодов требуется отвод тепла, но не стоит покупать светильники с вентиляторами, так как через некоторое время они могут забиться пылью и прибор выйдет из строя.

Металлогалогенные лампы использовать в музее категорически нельзя, они испускают очень мощный световой поток. Такие лампы могут быть использованы только в составе оптоволоконного осветительного прибора, так как в этом случае сам источник света находится на большом расстоянии от экспоната, что устраняет вредное воздействие УФ-лучей и тепловой нагрев.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль